Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 13:43, курсовая работа
Цель данной работы, - изучить какие мультимедиа технологии находят место при активизации познавательной деятельности младшего школьника на уроках математики.
Для достижения данной цели в представленной работе необходимо решить следующие задачи:
изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования';
дать анализ основным понятиям связанным с темой;
перечислить какие информационные технологии находят место при обучении математике в начальной школе;
обобщить опыт работы и сделать выводы об эффективности.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль мультимедиа технологий в процессе обучения………………………...................................................................................5
Раскрытие понятий Мультимедиа технология и Познавательная деятельность…………………………………………………………………………..
Особенности использования мультимедиа технологий в начальной школе…………………………………………………………………...12
Глава 2. Требования к применению мультимедиа технологий на уроках математики в начальных классах………………………………………………….16
2.1. Требования к презентациям….……………….......………….…......
2.2. Конспект урока математики «Решение задач на увеличение /уменьшение / числа в несколько раз».
Заключение…………………………………………………………….…….24
Список литературы………………………………………………………….27
Мультимедиа технологии способствуют активизации познавательной деятельности. Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Познавательная деятельность учащихся должна быть активной, т.к. те знания, которые ученик добывает самостоятельно, лучше запоминаются.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
• готовность выполнять учебные задания;
• стремление к самостоятельной деятельности;
• сознательность выполнения заданий;
• систематичность обучения;
• стремление повысить свой личный уровень и другие.
Управление активностью
учащихся традиционно называют активизацией.
Активизацию можно определить как
постоянно текущий процесс
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.
Одно из важнейших факторов развития интереса к учению- понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала.
9 пишет, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности.
Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения.
Система средств активизации учения школьников будет обеспечивать организацию учения как мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса, если она будет отвечать следующим требованиям:
Конкретные средства активизации
учения школьников отбираются учителем
в соответствии с указанными требованиями,
и в этом плане предоставляется
широкая возможность для
1.2.Особенности использования мультимедиа технологий в начальной школе
Уроки с использованием мультимедиа технологий кроме учебных целей по предметам имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся:
получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных практических целей
овладение современными мультимедиа технологиями как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.
Мультимедиа средства на разных этапах урока.
1. Организационный этап.
Во вступительной части урока
ученикам поясняются цель и
содержание последующей работы.
На данном этапе целесообразно
показать слайд с указанием
темы и перечня вопросов для
изучения. Показ этой информации
на экране ускоряет
2. Мотивационно-познавательная деятельность. Мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Формирование заинтересованности может происходить разными путями:
А) разъяснение значения информации для будущей деятельности, демонстрация задач науки, которые могут быть решены с помощью этой информации;
Б) рассказ о проблемах, которые были решены с помощью этой информации.
Эффект от применения какой-либо информации может демонстрироваться в виде графиков или диаграмм, показывающих прибыльность, экономический или другой эффект от ее применения.
Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то, что показано на экране.
При изучении общих понятий явлений, законов, процессов основным источником знаний являются слова учителя, и изображение на экране позволяет продемонстрировать их условную схему.
3. Проверка усвоения предыдущего
материала. С помощью контроля
может быть установлена
4. Изучение нового материала.
При изучении нового материала
наглядное изображение
5. Систематизация и закрепление
материала. Это необходимо для
лучшего запоминания и четкого
структурирования. С этой целью
в конце урока учитель делает
обзор изученного материала,
Сейчас существует большое количество мультимедиа учебников по разным предметам и классам. Поэтому использование на уроках демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий. Интересны различные энциклопедии и электронные справочники, которые издают большое количество издательств. Но не всегда в таких учебниках можно найти то, что действительно нужно в конкретном случае и подходит данному классу и данному учителю. Тогда учитель начинает создавать и использовать свои уроки с мультимедиа технологиями.
В зависимости от дидактических
целей и специфики курса
Использовать их можно и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний.
Можно выделить следующие особенности данной технологии :
Младший школьный возраст
характеризуется
Т.о. использованием мультимедиа технологий в начальной школе позволяет: сделать процесс обучения интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедиа возможностей современных компьютеров; эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.
Глава 2. Требования к применению мультимедиа технологий на уроках математики в начальных классах
2.1. Требования к презентациям
Урок — это основная форма организации обучения. Поэтому он должен быть продуман во всех деталях, чтобы они следовали одна за другой, чтобы учащиеся понимали, почему, что и зачем они делают на уроке. Проведение уроков с использованием мультимедиа технологий - это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Применять мультимедиа технологии можно при изучении различных тем.
Оформление слайдов | |
Стиль |
|
Фон |
|
Использование цвета |
|
Анимационные эффекты |
|
Представление информации | |
Содержание информации |
|
Расположение информации на странице |
|