Требования к применению мультимедиа технологий на уроках математики для активизации познавательной деятельности младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы, - изучить какие мультимедиа технологии находят место при активизации познавательной деятельности младшего школьника на уроках математики.
Для достижения данной цели в представленной работе необходимо решить следующие задачи:
изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования';
дать анализ основным понятиям связанным с темой;
перечислить какие информационные технологии находят место при обучении математике в начальной школе;
обобщить опыт работы и сделать выводы об эффективности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль мультимедиа технологий в процессе обучения………………………...................................................................................5
Раскрытие понятий Мультимедиа технология и Познавательная деятельность…………………………………………………………………………..
Особенности использования мультимедиа технологий в начальной школе…………………………………………………………………...12
Глава 2. Требования к применению мультимедиа технологий на уроках математики в начальных классах………………………………………………….16
2.1. Требования к презентациям….……………….......………….…......
2.2. Конспект урока математики «Решение задач на увеличение /уменьшение / числа в несколько раз».
Заключение…………………………………………………………….…….24
Список литературы………………………………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 61.51 Кб (Скачать файл)

Мультимедиа технологии способствуют активизации познавательной деятельности. Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Познавательная деятельность учащихся должна быть активной, т.к. те знания, которые ученик добывает самостоятельно, лучше запоминаются.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

• готовность выполнять  учебные задания;

• стремление к самостоятельной  деятельности;

• сознательность выполнения заданий;

• систематичность обучения;

• стремление повысить свой личный уровень и другие.

Управление активностью  учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как  постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному  учению, преодоление пассивной и  стерео типичной деятельности, спада  и застоя в умственной работе. Главная  цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации  познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Формирование интереса к  учению - важное средство повышения  качества обучения. Это особенно важно  в начальной школе, когда ещё  только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному  предмету. Чтобы формировать у  учащихся умение самостоятельно пополнять  свои знания, необходимо воспитывать  у них интерес к учению, потребность  в знаниях.

Одно из важнейших факторов развития интереса к учению- понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала.

9 пишет, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности.

Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств  активизации, в качестве которых  выступают содержание образования, методы и формы обучения.

Система средств активизации  учения школьников будет обеспечивать организацию учения как мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса, если она будет отвечать следующим требованиям:

  • возбуждать и развивать внутренние мотивы учения школьников на всех его этапах;
  • стимулировать механизм ориентировки учащихся, обеспечивающей целеполагание и планирование предстоящей деятельности;
  • ·обеспечивать формирование учебных и интеллектуальных умений школьников по переработке учебной информации;
  • стимулировать их физические и нравственно-волевые силы по достижению учебно-познавательных целей;
  • обеспечивать самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.

Конкретные средства активизации  учения школьников отбираются учителем в соответствии с указанными требованиями, и в этом плане предоставляется  широкая возможность для варьирования, позволяющего учесть возрастные особенности  и реальные учебные возможности  учащихся данного класса.

 

 

1.2.Особенности использования мультимедиа технологий в начальной школе

Уроки с использованием мультимедиа  технологий кроме учебных целей  по предметам имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности  учащихся:

получение знаний, позволяющих  перерабатывать, осмыслять, оценивать  большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных практических целей

овладение современными мультимедиа  технологиями как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.

Мультимедиа средства на разных этапах урока.

1. Организационный этап. Во вступительной части урока  ученикам поясняются цель и  содержание последующей работы. На данном этапе целесообразно  показать слайд с указанием  темы и перечня вопросов для  изучения. Показ этой информации  на экране ускоряет конспектирование.

2. Мотивационно-познавательная деятельность. Мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Формирование заинтересованности может происходить разными путями:

А) разъяснение значения информации для будущей деятельности, демонстрация задач науки, которые  могут быть решены с помощью этой информации;

Б) рассказ о проблемах, которые были решены с помощью  этой информации.

Эффект от применения какой-либо информации может демонстрироваться  в виде графиков или диаграмм, показывающих прибыльность, экономический или  другой эффект от ее применения.

Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то, что  показано на экране.

При изучении общих понятий  явлений, законов, процессов основным источником знаний являются слова учителя, и изображение на экране позволяет  продемонстрировать их условную схему.

3. Проверка усвоения предыдущего  материала. С помощью контроля  может быть установлена степень  усвоения материала: запоминание  прочитанного в учебнике, услышанного  на уроке, узнанного при самостоятельной  работе, на практическом занятии  и воспроизведение знаний при  тестировании.

4. Изучение нового материала.  При изучении нового материала  наглядное изображение является  зрительной опорой, которая помогает  наиболее полно усвоить подаваемый  материал. Соотношение между словами  учителя и информацией на экране  может быть разным, и это определяет  пояснения, которые дает учитель. 

5. Систематизация и закрепление  материала. Это необходимо для  лучшего запоминания и четкого  структурирования. С этой целью  в конце урока учитель делает  обзор изученного материала, подчеркивая  основные положения и их взаимосвязь.  При этом повторение материала  происходит не только устно,  но и с демонстрацией наиболее  важных наглядных пособий на  слайдах, выполнение тестов на  компьютере.

Сейчас существует большое количество мультимедиа учебников по разным предметам и классам. Поэтому использование на уроках демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий. Интересны различные энциклопедии и электронные справочники, которые издают большое количество издательств. Но не всегда в таких учебниках можно найти то, что действительно нужно в конкретном случае и подходит данному классу и данному учителю. Тогда учитель начинает создавать и использовать свои уроки с мультимедиа технологиями.

В зависимости от дидактических  целей и специфики курса учебных предметов можно выделить такие виды компьютерных программ: учебные, тренажёры, контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно-информационные, мультимедиа-учебники. Наиболее часто в своей работе учителя используют демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и интерактивные атласы, и уроки-презентации, разработанные при помощи Power Point.

Использовать их можно  и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний.

Можно выделить следующие  особенности данной технологии :

  • качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;
  • с помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями;
  • В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты;
  • В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.
  • Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.
  • Повышение уровня использования наглядности на уроке.
  • Повышение производительности урока.
  • Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и учителями-предметниками.
  • Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на  уровне знаний учащихся.
  • Изменяется, отношение к компьютеру. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

Младший школьный возраст  характеризуется психофизиологическими  возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Т.о. использованием мультимедиа  технологий в начальной школе позволяет: сделать процесс обучения интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедиа возможностей современных компьютеров; эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.

 

Глава 2. Требования к применению мультимедиа технологий на уроках математики в начальных классах

2.1. Требования к презентациям

Урок — это основная форма организации обучения. Поэтому  он должен быть продуман во всех деталях, чтобы они следовали одна за другой, чтобы учащиеся понимали, почему, что  и зачем они делают на уроке. Проведение уроков с использованием мультимедиа технологий - это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Применять мультимедиа технологии можно при изучении различных тем.

 

Оформление слайдов

Стиль

  • необходимо соблюдать единый стиль оформления;
  • нужно избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;
  • вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки)

Фон

  • для фона выбираются более холодные тона (синий или зеленый)

Использование цвета

  • на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста;
  • для фона и текста используются контрастные цвета;
  • особое внимание следует обратить на цвет гиперссылок (до и после использования)

Анимационные эффекты

  • нужно использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде;
  • не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами; анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде

Представление информации

Содержание информации

  • следует использовать короткие слова и предложения;
  • время глаголов должно быть везде одинаковым;
  • следует использовать минимум предлогов, наречий, прилагательных;
  • заголовки должны привлекать внимание аудитории

Расположение информации на странице

  • предпочтительно горизонтальное расположение информации;
  • наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;
  • если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Информация о работе Требования к применению мультимедиа технологий на уроках математики для активизации познавательной деятельности младшего школьника