Трудовое воспитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

Огромное количество детских садов в Российской Федерации работают, опираясь на рекомендации « Программы воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М. А. Васильевой, В.В Гербовой и Т.С. Комаровой. Согласно данной программе, ведущими целями воспитания является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и задачи трудового воспитания дошкольников………………6
2. Проанализировать особенности трудовой деятельности дошкольников………………………………………………………………..9
3. Проанализировать виды трудовой деятельности дошкольников…….17
4. Проанализировать формы организации трудовой деятельности дошкольников………………………………………………………………18
5. Определить роль трудового воспитания в нравственном становлении личности дошкольника……………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….25
Литература………………………………………………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ.docx

— 57.94 Кб (Скачать файл)

Труд имеет огромное значение для развития умственной деятельности ребенка. Стремление к достижению цели ставит ребенка перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознаванию  материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность. Происходит накопление систем знаний, развитие дифференцированного восприятия, представлений, мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения), речи.

В процессе трудовой деятельности используются ранее полученные знания, что приводит к умению применять  знания в практической деятельности, к развитию сообразительности, смекалки.

Достижение результата требует  планирования процесса труда: отбора материалов, инструментов, определение ряда последовательных операций. Это способствует развитию воображения, планирующей деятельности, которая включает способность предвидеть не только конечный результат, но и  промежуточные, целенаправленно строить  трудовой процесс.

Труд детей имеет огромное значение и для физического развития: мышечная активность, физические усилия повышают функциональную деятельность всех систем организма ребенка; в  труде совершенствуются движения, их координированность, согласованность, произвольность. Достижение трудовых целей вызывает положительное эмоциональное состояние, повышает жизнедеятельность ребенка.

Таким образом, труд является средством всестороннего развития ребенка и именно с этой целью  используется в педагогическом процессе детского сада. 
Развивающая роль труда тесно связана с уровнем развития самой трудовой деятельности: чем выше уровень развития трудовой деятельности, тем эффективнее ее использование в целях совершенствования личности ребенка.

Трудовую деятельность детей  необходимо рассматривать в развитии, становлении по трем направлениям:

10

1) обособление  труда от игры и оформление его как самостоятельной

деятельности; 
2) становление компонентов трудовой деятельности — овладение ребенком трудовым процессом;

3) становление  разных видов труда.

Труд и игра генетически  возникают из предметной деятельности. Они тесно взаимосвязаны, хотя и  имеют значительные отличия. Первое отличие труда от игровой деятельности заключается в том, что труд всегда имеет ясно выраженный конечный результат, направленный на удовлетворение потребностей самого ребенка или коллектива детей. Процесс труда без достижения результата смысла не имеет.

Второе  отличие состоит в том, что процесс труда всегда протекает в реальном плане: в нем отсутствуют мнимая ситуация, замещение одних предметов другими, ребенок действует с реальными предметами, реально их преобразует, добиваясь трудового результата. Вместе с тем существует тесная связь между игрой и трудом.

В младшем дошкольном возрасте сам труд чаще всего возникает  в игре. Подражание трудовым действиям  взрослых является содержанием детской  игры. Детей влечет действие, а не достижение результата, но подражание трудовым действиям в игре позволяет  овладевать ими и тем самым  способствует выделению трудовой деятельности. Но вначале она очень неустойчива  и при определенных условиях снова  переходит в игру. Эта тенденция  сохраняется и в среднем, и  в старшем дошкольном возрасте. Например, при расчистке участка от снега  воспитатель вводит элемент игры — перевозку снега на санях  осуществляют шоферы. Интерес к выполнению роли шофера приводит к тому, что  дети теряют цель труда — расчистить участок, отвезти снег в нужное место: они просто водят свои машины, играют в шоферов. В подобных случаях, когда направленность труда детей на результат снижается или теряется вообще, труд поглощается игрой.

11

К старшему дошкольному возрасту в тех случаях, когда дети принимают  известную им цель труда или сами ставят ее, когда владеют способами  ее достижения (трудовыми действиями), трудовая деятельность приобретает  самостоятельное значение и не поглощается  игрой. Игровые тенденции в трудовом процессе вытесняются. Дети, как правило, не прекращают работу, не получив нужного  результата, не отвлекаются на игры и не подменяют труд игрой. Но и  у детей этого возраста связь  игры и труда не порывается. Труд начинает обслуживать игру: дети сами по своему почину ставят цель и в  соответствии с ней изготовляют  недостающие для игры предметы: бинокли, сумку для почтальона и т. д.

Владея трудовыми навыками, дети легко переходят от игры к  изготовлению недостающих предметов, а получив нужный результат —  снова к игре. Эти тенденции  особенно ярко проявляются в подготовительной к школе группе при условии  овладения детьми трудовыми процессами, всеми их компонентами.

Таким образом, уже в период дошкольного детства трудовая деятельность обособляется от игры. Это обособление  можно рассматривать как следствие  становления компонентов трудовой деятельности, овладения ребенком трудовыми  процессами.

Трудовая деятельность —  широкое понятие, обобщающее разные виды труда, состоящие из разных трудовых процессов. Трудовой процесс — своеобразная единица трудовой деятельности,—  в структуре которого отчетливо  представлены все компоненты трудовой деятельности: цель труда, материал и  трудовое оборудование (инструменты); набор трудовых действий человека по преобразованию материалов с помощью  инструментов; достигнутый результат  труда, удовлетворяющий потребности  человека как реализация цели; мотивы труда. Овладеть трудовой деятельностью  — это прежде всего овладеть трудовым процессом, его компонентами в единстве, связях.

12

Результат — главный компонент  трудовой деятельности. Общественная направленность результата труда, которая  осознается уже к среднему дошкольному  возрасту, позволяет формировать  понимание необходимости труда  для других, воспитывает уважение к результату труда и трудящемуся  человеку. Результат выступает как овеществленная цель труда, наглядная мера затраты трудовых усилий. Вычленение результата труда происходит у детей в 3 года при условии обучающего воздействия взрослого.

Осознаванию детьми результата труда способствуют:

а) установление воспитателем связи результата с  целью и деятельностью, значимой для детей. В этом случае результат  ожидается детьми, а его получение  осознается как завершение труда, как  его главнейший компонент. Например, необходимость в ходе игры накормить мишку определяет цель — сделать для мишки чашку. Сделанная чашка — ожидаемый результат труда, который позволяет связать его с целью и осознать этот результат как достигнутую цель;

б) использование  результата труда в деятельности детей, что позволяет увидеть  и понять практическую необходимость  результата, его значимость для всех детей, стремление получить его в  собственной трудовой деятельности: выстирать платье для куклы и нарядить ее к празднику; сделать фонарики и украсить ими елку для кукол; накрыть стол к завтраку, чтоб всем детям было удобно и приятно, и т. п. Необходимость же достичь определенный результат побуждает ребенка к овладению трудовыми умениями.

Овладение трудовыми умениями и навыками — один из весьма значимых компонентов трудового процесса и факторов становления трудовой деятельности дошкольника. Как бы ни был заинтересован ребенок целью  труда, как бы ни привлекал его  результат труда, но если он не владеет  трудовыми действиями, то никогда  не достигнет результата. Овладение  же трудовыми умениями и навыками делает процесс труда доступным, посильным и радостным. При этом уровень овладения детьми трудовыми умениями и

13

навыками влияет на формирование такого личностного качества, как  самостоятельность, которая проявляется  и в большей независимости  от взрослых, и в стремлении помочь младшим, сверстникам, что в свою очередь обеспечивает ребенку новое  положение в детском обществе, меняет его социальные связи.

Однако овладение отдельными приемами, отдельными трудовыми действиями еще не обеспечивает быстрого достижения результата. Любой трудовой процесс включает ряд последовательных трудовых действий, использование разнообразных материалов, инструментов в определенной последовательности. Отсюда важно, чтобы ребенок освоил весь набор трудовых действий с материалом и инструментами, составляющий тот или иной процесс труда. Последовательное его осуществление требует умения планировать трудовую деятельность.

Становление умения планировать  трудовой процесс (определить цель, в  соответствии с ней подобрать  материал, подобрать и организовать оборудование, определить порядок трудовых действий и т. д.) зависит от того, насколько отчетливы и дифференцированы у детей знания о структуре конкретного трудового процесса и организации его взрослым. Наличие таких знаний позволяет ребенку представлять ход трудового процесса, планировать его последовательность, и, наоборот, отсутствие их приводит к тому, что ребенок не справляется с предварительным планированием труда, не достигает результата.

В начале предварительное планирование трудовой деятельности детей осуществляется полностью воспитателем: он объясняет цель труда, отбирает необходимые материалы и инструменты, располагает их около каждого ребенка в определенном порядке, показывает или напоминает последовательность трудовых действий. По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами переходят к элементарному планированию. Оно проходит ряд этапов. Сначала дети, выяснив цель труда, сразу стремятся ее

14

выполнить, не планируя предварительно свою деятельность, последовательность ее, не готовят необходимые материалы  и трудовое оборудование, поэтому  деятельность их хаотична, неэкономна по затрате сил и времени.

Не умея организовать свой труд, дети часто теряют цель, не достигают результата. В этих случаях задача воспитателя заключается в том, чтобы организовать планирование деятельности в соответствии с целью труда: отобрать необходимые материалы, представить последовательность операций, а если труд коллективный, договориться о взаимодействии. Затем формируется умение самостоятельно планировать и организовывать труд: прежде чем приступить к работе, ребенок отбирает материалы, инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой последовательности будет делать.

Наиболее сложным является планирование детьми (6—7 лет) коллективной работы: распределение трудовых действий или обязанностей в подгруппе. Овладение  планированием способствует значительному  улучшению 

качества результата труда  ребенка.

Участие в труде, достижение результата и его использование  изменяют отношение детей к труду, мотивы труда, т. е. то, ради чего ребенок  трудится. Результативность труда уже  у детей дошкольного возраста зависит от того, какие мотивы, сформулированные взрослыми, направляют их деятельность. Общественные мотивы труда как наиболее ценные возникают уже в дошкольном возрасте. Однако ведущими они становятся не сразу.

Для младших дошкольников характерным является интерес к  внешней стороне деятельности: к  трудовым действиям, к орудиям труда, затем к результату. Общественные мотивы трудовой деятельности складываются под влиянием следующих условий:

1) знаний о результатах труда, их общественной значимости и необходимости людям, а затем знаний об общественной значимости труда в жизни людей;  

15

2) общественного использования в детском саду и семье (например, в коллективной игре) результатов труда, достигнутых детьми;

3) организации практической деятельности детей, направленной на оказание помощи взрослым, сверстникам, младшим детям;

4) оценки результатов  труда взрослым, значимости их  для других людей (помощь няне  в смене полотенец, поделка  для малышей игрушек или ремонт книг и т. п.).

Дети уже младшего и  среднего дошкольного возраста, начиная  руководствоваться общественными  мотивами, пытаются выразить их в речи, объясняя свои трудовые побуждения желанием сделать нужное для других: «помыть  чашки, чтоб было детям приятно пить из чистых чашек и не заболеть»  или «помочь няне сменить полотенца, чтоб у всех детей были чистые полотенца, чтоб им было руки вытирать приятно» и  т. п. Но для детей этого возраста сильным побудителем к труду является и отношение взрослого к тем или иным поступкам.

Дети часто объясняют  свое стремление трудиться тем, что  им: «велели» взрослые, желанием получить похвалу, одобрение воспитателя  или родителей.

Старшие дети все чаще объясняют  свои побуждения трудиться желанием сделать что-то нужное для других. Постепенно под руководством взрослых значимые общественные мотивы становятся внутренней мотивацией самого ребенка.

Таким образом, овладение  трудовыми процессами, их компонентами в единстве есть начало становления  трудовой деятельности. Трудовые процессы постепенно складываются в виды труда.

 

 

 

 

 

16

3. Проанализировать виды трудовой

деятельности  дошкольников

Труд детей в детском  саду многообразен. Это позволяет  поддерживать у них интерес к  деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд. 8

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Информация о работе Трудовое воспитание дошкольников