Труд - основа народного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:35, контрольная работа

Краткое описание

В условиях становления рыночных отношений, роль трудового воспитания молодежи существенно возрастает. Человеческий фактор в производстве играет решающую роль. В этой связи актуализируется проблема подготовки молодежи к труду. На передний план теории и практики воспитания выдвигается трудовое воспитание. Важная часть трудового воспитания и обучения непосредственное овладение трудовыми умениями и навыками.

Вложенные файлы: 1 файл

Труд -основа народного воспитания.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

 

Воспитательная работа в ученических  бригадах в соответствии с их многопрофильной структурой ведется с учетом специфики хозрасчетных отношений между трудовым объединением школьников и хозяйством в целом, т.е. организацией внутрихозяйственного хозрасчета. Оценка экономических результатов деятельности бригады ведется с учетом прибыли и рентабельности. Заработная плата школьников зависит не только от затрат времени и видов работы, но и от конечного результата работы хозяйства в данной сфере деятельности (валового сбора зерна, надоев молока, продуктивности животноводства и т.д.).

 

Что же в конечном итоге поможет  нашей школе изжить труд, нужный лишь “для придания ребенку трудового  колорита”, поможет кратчайшим путем  прийти к организации труда, призванного  всесторонне развить школьников, привить им умения все делать, открыть  перед ними путь ко многим профессиям, чтобы они смогли правильнее определить свое призвание?

 

При всех школах создаются учебные  мастерские, химические, физические и  иные кабинеты и лаборатории, а в  сельской местности также и пришкольные  сельскохозяйственные участки; на крупных предприятиях – учебно-производственные цехи для школьников. Это раскрывает перед школой огромное поле творческой деятельности, смелых поисков. Такие учебные мастерские могут быть полностью производительными, с ответственностью за материал, за точность изготовления и своевременное выполнение заказов. Учебные мастерские призваны воспитывать у школьников навыки управления, умения быть не иждивенцами, а хозяевами. Переживание хозяйственной заботы учащимися становится отправной точкой в организации таких мастерских.

 

Огромную роль в правильном решении  политехнизации школы сыграли ученические  сельскохозяйственные бригады. В их находках много интересного, но по существу они практически развивают ценнейшие  положения педагогической системы  А.С.Макаренко.

 

Серьезный труд, связанный с опытнической работой, с работами на тракторах, комбайнах, е только пробуждает у ребят любознательность, интерес к труду, технике, к исследованиям, но и способствует развитию широкого кругозора. А потому становятся закономерными их успехи в учебе.

 

В современных передовых школах стремятся к тому, чтобы посильный  для детей производительный труд был максимально приближен к  труду взрослых, чтобы материальная база обеспечивала разнообразный труд, так как дитя утомляется, говорил К.Д.Ушинский, главным образом однообразием и односторонностью деятельности.

 

В школах в специальных комнатах оборудуются станки для обработки  металла, приспособленные для детей, делаются специальных размеров инструменты. Учитывая интересы ребят, их симпатии к детским электростанциям, электрическим железным дорогам, оборудуются специальные комнаты, где пол руководством старшеклассников дети могут заводить и останавливать моторы небольшой мощности, учиться пользоваться генератором, монтировать различные модели, даже микролитражные автомашины с облегченным управлением.

 

Непосредственное участие в  производительном труде всех независимо от возраста приводит легким для них  путем к пониманию технологии производства, его основ.

 

“Наши общеобразовательные школы, – писала Н.К.Крупская, – должны вооружить учащихся общими трудовыми навыками, требуемыми современной техникой и тем открыть им доступ к целому ряду профессий” (25.Соч.,т.4,с.581).

 

Задачи трудового воспитания школа  должна решать так, как это необходимо для школы общеобразовательной, трудовой, политехнической. Учебно-производственная база школы, ее связи с предприятиями, традиции общественно полезного труда стали прочной основой дальнейшего совершенствования трудового воспитания учащихся.

 

В условиях всеобщего среднего образования выпускники средней школы за период обучения должны глубоко овладеть знаниями основных наук и трудовыми навыками для работы в народном хозяйстве, вплотную подойти к овладению определенной профессией. Решительный поворот школы к улучшению подготовки молодежи к труду в сфере материального производства, к обоснованному выбору профессии – веление нашего времени.

 

Для организации эффективного трудового  обучении и профориентации учащихся используются близлежащие к школе  предприятия, коллективные хозяйства. Для трудовой подготовки, всесторонне используются исходя из условий сельской школы межшкольные учебно-производственные бригады, ученические производственные бригады, школьные мастерские, лаборатории и кабинеты.

 

В условиях сельской школы складывается система трудового обучения воспитания и профориентации учащихся. Характерным для этой системы является взаимодействие ряда факторов и условий, обеспечивающих формирование готовности выпускников средней школы трудиться. Сюда относятся: трудовое воспитание с раннего детства; преемственность трудового обучения с 1 и IХ классы; единство трудового и нравственного воспитания на уроках, процесс трудового обучения, различных видов внеклассной работы и общественно полезной деятельности учащихся на базе сельскохозяйственного производства; производительный труд в летних лагерях труда и отдыха; ученические бригады; творческая работа в кружках; активное участие в общественно полезном труде; пример родителей (семейные трудовые традиции), новаторов, передовиков и специалистов сельского хозяйства; высокая общественная оценка сельскохозяйственных профессий – повышение их престижа; тесное сотрудничество школы, колхоза, семьи и широкой общественности в решении сложных задач трудового воспитания и ориентации юношей и девушек, оканчивающих школу, на труд в сельскохозяйственном производстве; всемерное укрепление учебно-материальной базы трудового политехнического и производственного обучения.

 

Воспитание в труде как педагогическая проблема требует планомерного и  целенаправленного сочетания всех средств формирования трудолюбия и готовности к активному включению в общественное производство с умственным, нравственным, эстетическим и физическим развитием детей. Задача состоит в подведении учащегося к осознанию необходимости труда как для общества, так и для разностороннего развития самого человека. И главный наставник в этом – сам трудовой образ жизни.

 

Анализируя свое участие в трудовом коллективе, школьники сами отмечают как наиболее значимое для них  следующее, “научились жить и работать в коллективе”, “уважать труд других”, “считаться с мнением товарищей”, “подчиняться воле коллектива”, “узнать цену труду”, “научиться хозяйничать, руководить, оценивать свой труд” и т.д.

 

Возросло и доверие родителей  к участию детей в трудовых объединениях.

 

Вопрос об оплате труда школьников, вызывающий споры, находит правильное решение столько тогда, когда  учитывается и направляется педагогами характер внутрисемейных отношений. Но, во-первых, школьники назвали в  качестве побудительного мотива участия в производительном труде “возможность заработать”, во-вторых, как показывает педагогическая практика, “портят детей” так называемые карманные деньги, которые получены от родителей, деньги же, цену которым ребята постигли собственным трудом, вызывают бережное отношение уже не только к этим личным, но и родительским средствам.

 

Ценить деньги человек начинает лишь тогда, когда сам зарабатывает, пусть хотя бы вначале и небольшие  суммы. Такой подход будет способствовать экономическому воспитанию, даст возможность получить представление о заработной плате, научить ценить трудовой рубль, соизмерять свои запросы с запросами других членов семьи, т.е. на личном опыте позволит усвоить связь труда и потребления.

 

Новая система отношений в труде  помогает школьникам осознать и учебу как разновидность трудовой деятельности, имеющей не только личный, но и общественный характер, требующей определенных усилий, планомерности и целеустремленности в решении поставленных задач, правильной организации самого процесса познавательной деятельности.

 

Этого удается добиться в тех  коллективах, в которых правильно  решается проблема непрерывности педагогического  воздействия в учебном году, и  в условиях летних практических работ. Решается она не только с позиций  использования знаний и умений учащихся, сформированных в учебном процессе ил в процессе их производительного труда, но и с позиций закрепления тех воспитательных результатов, которые дал общественно-полезный коллективный труд.

 

Бережное отношение достигнутого воспитанием в труде имеет большое социальное значение. По справедливому замечанию В.А.Яковлева в труде формируется не только отношение к самому процессу труда, “… благодаря труду совершенствуются и другие системы отношений учащихся к обществу – его интересы стали ближе и понятнее им; к людям – повысилось уважение к рабочим и колхозникам; к самим себе – возросла уверенность в своих силах и возможностях; к производительному труду пришло глубокое осознание его общественного значения; к народному достоянию – появилась забота”.

 

Замечательный педагог В.А.Сухомлинский подчеркнул, что воспитание в труде  – это, прежде всего воспитание любви  к людям, к природе, ко всему живому и прекрасному, развитие склонностей, укрепление коллективизма; подготовка к выбору профессии, воспитание характера, нравственности, убеждении – все педагогические цели, сколько их есть, сливаются в один узел, который называют труд.

 

Макаренко пришел к важному выводу, что труд в применении к воспитанию может быть организован разнообразно и в каждом отдельном случае может дать различный результат.

 

Как видим, Антон Семенович подчеркивал, необходимость единства трудового  и нравственного воспитания, как  важного условия, обеспечивающего  воспитательный эффект трудовой деятельности.

Это значит, что важной сферой в процессе труда должны быть жизненные цели, убеждения, идеалы личности;

Деятельностно-творческий аспект, связанный  с формированием нравственных привычек, умений, творческих способов деятельности: привычки доводить начатое дело до конца, делать его хорошо, добросовестно, проявлять инициативу, творческий подход к решению любой трудовой задачи.

Ценностный аспект, связанный с  формированием ценностного отношения  к труду как к способу всестороннего  развития своих творческих способностей, способу самоутверждения как личности, имеющей любимое дело, призвание, нужной, полезной обществу и всему этого уважаемой людьми, коллективам;

Поведенческий аспект, предполагающий воспитание желания и умения трудиться  в коллективе, совместно с другими  людьми, строить свои отношения с учетом интересов трудового коллектива, правильно регулировать свое поведение в процессе коллективной деятельности, добиваясь успеха, проявляя способность к самоконтролю, самоорганизации, самодисциплине в труде.

 

Таким образом, распространение идей А.С.Макаренко и внедрение их в практику воспитания молодежи в нашей стране наглядно свидетельствуют о дальнейшем развитии педагогической теории и практики, о ее растущей связи с жизнью нашего общества. Его теория действует в современной школе безотказно. Следует только учитывать важную мысль: брать у Макаренко надо не конкретный, готовый опыт, а идею опыта, идею его метода.

 

Заключение

 

Рыночные отношения в нашей  стране, переход общества в новое  качественное состояние, темпы развития научно-технического прогресса предъявляют высокие требования к трудовой и профессиональной подготовке.

 

Значительное место в жизни  и деятельности воспитательного  коллектива у А.С.Макаренко занимал  производительный труд детей. Его практика по организации детского производительного  труда показала, что дети школьного возраста поразительно быстро и без всякого перенапряжения овладевают сложнейшими производственными навыками и навыками организации производства. И тот труд должен исходить из представления о ценностях.

 

Каковы ценности трудового воспитания А.С.Макаренко?

 

Во-первых, труд – это подготовка и воспитание будущего жизненного уровня, благосостояния человека.

 

Во-вторых, трудиться можно из нужды, из жизненной необходимости.

 

В-третьих, в труде воспитывается  отношение к другим людям, – это уже будет нравственная подготовка. Это правильное отношение состоит в том, что он не хочет рядом с собой переносить жизнь дармоеда.

 

В-четвертых, физическое развитие в  труде, тоже имеет большое значение. Но главная польза труда сказывается  в психическом, духовном развитии человека.

 

В-пятых, объединение детей разного  возраста дает большой эффект. Оно  создает тесное взаимодействие возрастов, естественное условие “постоянного накопления опыта и передачи опыта  старших поколений, младшие получают и усваивают привычки поведения, рабочую ухватку, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших забота о младших и ответственность за них воспитывает качество будущего семьянина.

 

“Преемственность поколений” имеет  большое значение в развитии и  облегчает воспитательную работу в школе.

 

В-шестых, защищая коллектив во всех точках его соприкосновения  с эгоизмом личности, коллектив тем  самым защищает и каждую личность. Здесь личность выступает в новой  позиции воспитания – она не объект воспитательного влияния, а его носитель – субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива.

 

Трудовое воспитание – важнейшее  педагогическое производство, нуждающееся  в надежных технологиях.

 

Исследования свидетельствуют, что  в современных условиях большинству молодежи не хватает инструментальных знаний, практических навыков, позволяющих быть конкурентоспособными на рынке труда. На решение этой проблемы и нацелена, прежде всего, реформа образования.

 

Для педагогического дела две самые  полезные характеристики личности – отношения и личностные ценности. Личностные ценности как то, что человек признает для себя важным, значимым в жизни (цели жизни, средства, способы достижения этих целей) – мостик от общественной культуры, общественного бытия к миру личности, к его индивидуальному бытию.

Информация о работе Труд - основа народного воспитания