Труд - основа народного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:35, контрольная работа

Краткое описание

В условиях становления рыночных отношений, роль трудового воспитания молодежи существенно возрастает. Человеческий фактор в производстве играет решающую роль. В этой связи актуализируется проблема подготовки молодежи к труду. На передний план теории и практики воспитания выдвигается трудовое воспитание. Важная часть трудового воспитания и обучения непосредственное овладение трудовыми умениями и навыками.

Вложенные файлы: 1 файл

Труд -основа народного воспитания.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

 

Отношения, интересы. Взгляды, идеалы, мечты – проявления ценностного  мира личности.

 

Основная педагогическая идея, миссия школы, философия школы: “Самое ценное – человек”. Главная цель – его  рост, развитие и воспитание.

 

В систему ценностей могут входить:

 

– единое представление о духовных и нравственных ценностях;

 

– единое понимание цели деятельности коллектива;

 

– единый подход к личности ученика  как субъекта.

 

В микросреде создаются благоприятные  условия для самореализации, самоактуализации, саморазвития личности. Для их реализации необходимо объединение внеклассной и внешкольной работы. При таких условиях ученик находится в коллективе среди людей. Быт его относительно благоустроен.

 

Сегодня общественное воспитание поставлено в такие условия, что стало бесспорным обстоятельством.

 

И семейное воспитание как источник народного воспитания поднимает  личность с микросреды семьи, т.е. иначе  говоря, с понятия аласного патриотизма, до уровня общечеловеческих ценностей.

 

Воспитательные традиции каждого народа имеют свои особенности. Можно утверждать, что и в трудовом воспитании присутствует ядро народной мудрости. Исследователи народной педагогики различных народов (Г.Н.Волков, В.Ф.Афанасьев, А.Э.Измайлов, Г.С.Виноградов, А.К. Миноваров, Т.У.Сарсенбаева, Т.Ормонов, И.Орщибеков, Ш.А.Мирзаев, А Рабиев и др.) отмечают прогрессивные национальные традиции семейного воспитания:

Приобщение детей с раннего  возраста к труду. Детский труд был  одним из необходимых средств  укрепления экономики семьи.

Народный кодекс на первый план выдвигает  служение своей стране.

Уважение к старшим.

Важным элементом культуры поведения  народ считал вежливость и отзывчивость.

Большое внимание уделяется эстетике быта и воспитанию у детей любви  к прекрасному.

Семейное наставничество потомственных специалистов по той или иной сфере профессиональной деятельности.

 

В современных условиях развиваются  и совершенствуются принципы, традиции, обычаи народной педагогики. Поэтому  семья является транслятором духовной культуры рода, творцом и созидателем духа и очага, где в воспитании детей большое внимание уделяется к роли отца как главы семьи. Отцы только отцы должны помочь школе стать большой семьей, где каждого понимает без показной жалости, сарказма, занудства, диктата и унижения.

 

Школа должна стать крепостью для  души. Известно, что сельская школа  является важнейшим самообразующим фактором. Всегда было социо – культурным центром. На эффективность работы сельской школы существенное влияние оказывает  состояние материально-технической базы, а также существуют механизмы обеспечения сельских школ оборудованием, мебелью, информационными технологиями и другими. Как показывает жизнь традиции сохраняются до тех пор, пока ребенок будет усваивать и развивать родной язык, а потом и те трудовые умения и навыки своего народа, при помощи которых будет осваивать окружающий мир.

 

Региональная образовательная  область по трудовой подготовке работает на освоение молодежью лучших трудовых и культурных традиций своего народа.

 

Технологическое пространство охватывает всю учебно-материальную базу общего среднего образования: территорию, подсобное хозяйство, мастерские, кабинеты, предметы школьного обучения, кружки, факультативы, дополнительное образование и людей.

 

Первоочередными условиями должны быть названы:

Кабинеты, классы, лаборатории;

Учебная мастерская, учебно-производственная мастерская, различные студии;

Учебно-опытный участок (пришкольный  участок), обрабатываемая земля, сельскохозяйственные угодья, теплицы и другие;

Подсобные хозяйства;

Учебно-производственная и транспортная техника;

Кадры трудовой подготовки школьников и лица, причастные к этому делу.

 

“Опыт работы школ с углубленным  изучением предметов профильной и профессиональной подготовки показал, что они оказались наиболее приспособленными к новым экономическим отношениям, положительно решают проблемы подготовки и закрепления кадров на селе. Это обеспечит подготовку выпускников к жизни и работе на родной земле, усилит приток свежих сил в село” (42.с.91).

 

Люди, любящие и умеющие трудиться, с тем же уважением и бережностью относятся к чужому труду, к личности других людей. Они и семью строят основательно, прочно, и детей растят трудолюбивых, и в часы досуга выбирают занятия, достойное своего высококультурного труда.

 

Именно в раннем детстве у человека закладывается психологическая настроенность на труд и трудовые ценности семьи и коллектива.

 

Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни –  гражданина, работника, семьянина.

 

Список использованной литературы:

Аверичев Ю.П. Организация трудового  обучения и воспитания школьников. –М:Педагогика, 1976.– 68 с.

Аксенов Д.Е. О трудовом воспитании. – М.: Просвещение, 1982. – 336 с 

Бескина Р.М., Виноградова М.Д. Идеи А.С.Макаренко сегодня. – М.:Знание,1988. – 79с.

Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы. – Ростов-н/Дону, 1986. – 110 с.

Бястинов Г.П. Создаем национальную школу нового типа. // Народное образование  Якутии – 1983 – “2– с76 – 77

Введенский Б.А.Большая советская энциклопедия. –М.:Гос.науч.издание “БСЭ”., 1954. – Т.26. – 89-91 с.– 652 с

Варнакова Е.Д. Творческое использование  педагогического наследия А.С.Макаренко  в воспитании будущих молодых  рабочих. – М.:Высшая школа.,1991. – 445с.

Варнакова Е.Д., Зарецкая И.И. Летние практические работы как средство трудового воспитания школьников.//НИИ общей педагогики. АПН СССР.Сб.науч.т. – М.,1978-82 с.

Воробьев А.И.теория и практика производительного труда учащихся в условиях реформы общеобразовательной школы. – Ташкент. “ФАН”., 1986. – 110 с.

Воронов В.В. Педагогика школы в  двух словах. Конспект – пособие  для студентов педагогов и  учителей. –М.: Педагогическое общество России. – 1999.-192 с.

Гордин А.Ю. Педагогическое наследие А.С.Макаренко и современная школа. Кишинев: Штиинца, 1987. – 28 с.

Гордин Л.Ю. А.С.Макаренко 1888-1923. –М: Учебно-педагогическое.1963. – 213с.

Гермогенова М.Д. Формирование коллектива в лагере труда и отдыха школьников. – Якутск: книжное изд., 1963. 213 с.

Грищенко А., Петухов В.Летняя трудовая четверть. –М: Молодая гвардия, 1981. – 205с.

Гущин Л.Н., Хилтунен В.Р. Учитель по имени Труд. –М: Политиздат, 1986. – 223 с.

Ефимова К.А. Воспитательное пространство: концепция и проблемы моделирования.// Народное образование Якутии. – 1999. – №1. – с.144-147.

Золотухин Д.С. Трудовое воспитание сельских школьников: Книга для учителя.–  М.: Просвещение,1990.– 159с.

Иванович К.А. Андрианов П.Н., Каракашев  Г.И. Организация и содержание работы межшкольных учебно-производственных комбинатов// Сб.науч.т. – М: академия пед.наук, 1983. – 102 с.

Каиров И.А. Петров Ф.Н.Педагогическая энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1968. – Т.3,4. – 879,911с.

Коротов В.М. Развитие идей А.С.Макаренко  в теории воспитание // Советская  педагогика. – 1988. – № 3. – с.21-25.

Кондратьев П.П. Функциональная сущность учебного труда школьника в содержании трудового образования. Министерство образования РС(Я), ИПКРО –Якутск: Саха полиграфиздат, 1996. – 96с.

Константинов Н.А. и др. История  педагогики. Учебник для студентов пед. институтов/ – М: Просвещение, 1982. – 447 с.

Крупская Н.К. Сочинение: т.4.с.581.т.5. – 256с.

Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко: Книга для учителя / сост. и автор  вступ.ст..М.Коротов. – М: Просвещение, 1987. – 159с.

Легков Л. Диалектика воспитания // Семья и школа. – 1988. – №12. – с.17-19.

Макаренко А.С. Собрание сочинений  в 4-х томах. – М: Правда, 1987. – 573с.

Макаренко А.С.Педагогические сочинения  в 8 томах /Сост.М.Д.Виноградова, А.А.Фролов. – М: Педагогика, 1984. – 400 с.

Макаренко А.С. О воспитании /Сост.и автор вступ.ст. В.С.Хелемендик. – М:Политиздат, 1990. – 415с.

Михайлова Е.И. О создании необходимых  условий для развития сельской школы // Народное образование Якутии. – 1999, – №1. – с.11-18.

Неверов В.В.Союз труда и красоты. – М.: Просвещение,1979. – 152 с.

Нежинский Н.П. А.С.Макаренко и современная  школа.– Киев: Радянська школа, 1970. – 311 с.

Неустроев Н.Д. Семья как источник народного воспитания// Народное образование  Якутии. – 1999. – №4. – с. 111 – 114

О реформе  общеобразовательной и профессиональной школы. Сб.документов и материалов. – М.: Политиздат, 1984. – 51с.

Павлова М.П.Педагогическая система А.С.Макаренко и современность. – М.:Высшая школа, 1980. – 287с.

Панорама  образования /Авт. – сост.Сивцева  Н.С., Винокурова Н.Н. Ред.Расторгуева Н.А., Заморщикова Е.М., Якутск.1999. – 98 с.

Сухомлинский  В.А.Рождение гражданина. Пер.с украинского.М.:Молодая  гвардия, 1971. – 336с.

Сборник учебно-методических и нормативных материалов и документов по профессиональному образованию./под  ред. к.э.н. В.А. Похвощева. – М.: 1994. – 235 с.

Сборник учебно-методических и нормативных материалов и документов по профессиональному образованию. /Под ред.к.э.н. В.А.Похвощева. – М.:1994. – 235 с.

Селезнева В.И. Педагогическое наследие А.С.Макаренко  и современная школа. – Воронеж.: изд.Воронежского университета, 1981. – 238с.

Сидельковский А.П., Кулешова Л.Н., Гуренская Е.С. Актуальные вопросы теории и практика сознательного  отношения школьников к труду.// Межвузовский сб.науч.ст.– Ставропольский гос.пед.инст., – Ставрополь, 1983. – 153с.

Тимофеев  Д.И. К вопросу формирования современного человека// Народное образование Якутии.1999. – №3. – С24-26.

Фрадкин Ф.А. В поисках новых педагогических путей.М:Знание, 1988. – 129 с.

Федоров М.П.Отец – опора семьи и лбщества // Народное образование Якутии. – 1999. – №3. – с. 3-9

Хмыров  С.Б. Трудовая подготовка и профориентация сельских школьников: Книга для учителя. – М.:Просвещение, 1985. – 112 с.

Чернышенко  И.Д. Трудовое воспитание школьников. –  М.: Просвещение, 1981. – 191 с.


Информация о работе Труд - основа народного воспитания