Конспект занятия
по экологическому
воспитанию
в старшей группе
на тему
«Удивительные свойства
воды»
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей со
свойствами воды: без цвета, прозрачная,
без запаха, без вкуса.
2. Совершенствовать знания
детей о значении воды в
жизни человека.
3. Обучать детей навыкам
проведения лабораторных опытов:
- закреплять умения работать
с посудой, соблюдать необходимые
меры безопасности.
- учить пользоваться пипеткой.
Воспитательные:
1. Развивать социальные
навыки: умение работать в группе,
учитывать мнение партнера, отстаивать
собственное мнение, доказывать
свою правоту, прививать бережное
отношение к воде.
Развивающие:
1. Развивать у детей
фонематический слух.
2. Активизировать и обогащать
словарь детей существительными,
прилагательными, глаголами по теме
занятия.
3. Учить отгадывать загадки.
Предварительная
работа:
1. Беседы о воде, ее
роли в жизни человека.
2. Проведение экспериментов
с водой.
3. Рассматривание иллюстраций
на тему «Вода».
4. Использование игр о
воде: «Какая бывает вода?», «Четыре
стихии», «Разрезные картинки».
5. Чтение художественной
литературы по теме «Вода».
6. Наблюдение за водой на прогулке.
Материалы
для проведения занятия: кроссворд, прозрачные стаканчики,
пипетки, пуговицы, картинки, молоко, гуашь,
ватные палочки, моющее средство, схемы.
Ход занятия.
Ребята, сегодня у нас необычное
занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную
лабораторию.
-Что делают в лаборатории? (проводят
опыты).
Но, чтобы попасть в лабораторию
и узнать тему нашего занятия, нам надо
разгадать кроссворд и прочитать ключевое
слово, которое откроет нам двери волшебной
лаборатории. Помогут нам в этом загадки.
Он так бесстрашен и могуч,
Что не боится горных круч-
Привык он с них всю жизнь срываться
И головою вниз бросаться,
И, поднимая тучи брызг,
О камни разбиваться вдрызг!
(водопад)
Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли
Эти чудо корабли. (облака)
Меня ждали,
Меня звали,
Показался - убежали. (дождь)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем
Ищем, ищем – не найдем. (роса)
Какое слово у нас получилось?
Правильно, «Вода».
Сегодня мы поговорим о воде,
ее свойствах и о значении воды.
Какая бывает вода? (теплая,
горячая, холодная, пресная, прозрачная,
газированная и т.п.).
Что вода делает? (течет, льется,
журчит, растекается, капает, замерзает,
тает)
Для чего вода нужна человеку?
(пить, мыться, купаться, готовить еду,
стирать, поливать растения, мыть посуду
и т.п.).
Теперь мы знаем ключевое слово,
и я приглашаю вас в волшебную лабораторию,
где мы будем проводить опыты и узнаем
о свойствах воды, т.е. какая она вода?
(Дети садятся за столы)
Опыт 1
«Вода не имеет вкуса»
Ребята, попробуйте воду из
стакана, какой у нее вкус? (ответы детей)
А теперь добавьте в стаканчик
с водой кусочек лимона или сахара. Что
изменилось? (Вода стала сладкая, вода
стала кислая). Мы изменили вкус воды.
Вывод: вода не имеет вкуса.
На фланелераф выставляется схема.
Опыт 2
«Вода не имеет запаха»
Ребята, понюхайте воду в стаканчике.
Как она пахнет? (ответы детей).
Теперь добавьте в воду чеснок,
перемешайте ложечкой и опять понюхайте.
Что произошло с водой? (вода изменила
запах, пахнет чесноком.
Вывод: вода не имеет запаха.
На фланелеграф выставляется схема.
Опыт 3
«Вода без цвета, прозрачная».
Ребята, что произойдет с водой
, если добавим в нее краску? (добавляем,
перемешиваем). Что изменилось? (вода изменила
цвет). Растворилась ли краска? (краска
растворилась и изменила цвет воды).
Давайте, теперь сравним воду
и молоко. В оба стакана положим пуговицы.
В каком стакане мы видим пуговицы? (ответы
детей).
Вывод: вода не имеет цвета,
она прозрачная.
Вы хорошо поработали и можно
отдохнуть.
Физкультминутка
«Ходят капельки по кругу».
Воспитатель говорит, что она
мама Тучка, а дети – Капельки, и им пора
отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая
звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются,
танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали,
поиграли. Скучно им стало поодиночке
прыгать. Собрались они вместе и потекли
маленькими веселыми ручейками (капельки
составляют ручейки, взявшись за руки).
Встретились ручейки и стали большой речкой
(капельки соединяются в одну цепочку).
Плывут капельки в большой реке, путешествуют.
Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой
океан (дети перестраиваются в хоровод
и двигаются по кругу). Плавали-плавали
капельки в океане, а потом вспомнили,
что мама Тучка наказывала домой вернуться.
А тут как раз солнышко пригрело. (Появляется
солнышко, танцует.) Стали капельки легкими,
потянулись вверх (присевшие капельки
поднимаются, затем вытягивают руки вверх).
Испарились они под лучами солнышка, вернулись
к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо
себя вели, прохожим за воротник не залезали,
не брызгались. Теперь со мной побудьте,
я без вас соскучилась.
Игра-эксперимент
«Цветное молоко»
Налейте молоко в тарелку.
Добавьте в него по несколько
капель краски. Старайтесь делать это
аккуратно, пользуйтесь пипеткой, чтобы
не двигать тарелку.
А теперь хотите - верьте, хотите - нет, но мы заставим молоко двигаться
с помощью обычного моющего средства!
Возьмите ватную палочку, окуните ее в
моющее средство и дотроньтесь ею до центра
тарелки с молоком. Посмотрите что произойдет!
Молоко начнет двигаться, а краска перемешиваться.
Настоящий салют в тарелке!
Итог занятия: Подвести детей к выставке детских
работ и иллюстраций на тему « Вода», спросить
чем они сегодня занимались, что нового
узнали о воде, понравилось ли им занятие,
и что понравилось больше всего?
Занятие по экологическому
воспитанию в старшей группе "В гостях
у зеленого друга"
Борискина
Галина Сергеевна, воспитатель
Статья отнесена
к разделу: Работа
с дошкольниками
Программное содержание:
Расширить знании я детей о лесе, о том, что он является домом для животных и растений.
Закреплять культуру поведения
в природе, бережное отношение к ней.
Ход занятия
- Дети, сегодня мы побываем
в гостях у зелёного друга,
а кто он, вы узнаете, когда
отгадаете загадку:
"Дом со всех сторон
открыт
Он резною крышей крыт
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидишь в нём!"
- Дети, а почему в загадке
лес называется домом? Кто живёт
в лесу?
- Сейчас я буду загадывать
загадки о тех, для кого лес
является домом.
- "Я из крошки бочки
вылез
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок
Ничего, что плод мой мелок" (Дуб)
(Кто отгадал, находит
картинку, помещает её на доске)
- "У меня длинней
иголки, чем у ёлки
Очень прямо я расту в высоту
Если я не на опушке
Ветви только на макушке" (Сосна)
- "Русская красавица
стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане" (Берёза)
- "Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи" (Малина)
- "Кто в лесу глухом
живёт?
Неуклюжий, косолапый
Летом ест малину, мёд
А зимой сосет он лапу? (Медведь)
- "Посмотрите-ка, какая -
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой
Хвост пушистый и большой" (Лиса)
- "Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (Заяц)
- "Кто по елкам ловко
скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет
Сушит на зиму грибы? (Белка)
- Вот какой большой
дом у нас получился, всем в
нем места хватит.
- Ребята, так что же
такое лес? (ответы детей)
Физминутка
- Найдите глазками кленовый
листочек, берёзовый, дубовый)
- Дети у вас в мешочках
лежит листочек, а с какого
он дерева, не заглядывая, на ощупь
определите.
- Вы догадались? Не говорите.
Подойдите к такому же листочку.
- Какой у тебя листочек?:
А у тебя?
- А теперь достаньте
из мешочка свой листочек и
проверьте, правильно ли вы догадались.
- Садитесь на свои места
и обведите листик карандашом,
пусть ваши пальчики запомнят
его форму.
- Молодцы, все справились
с заданием верно, отодвиньте свои мешочки
на край стола.
- Учёные, которые изучают
природу пришли к выводу, что в природе
все связано друг с другом (показать крепко
сжатый кулак).
Например, медведь ест малину
- А как связаны белка и
сосна?
- У вас на столе картинки,
выберите по вашему мнению те, которые
связаны между собой, друг с другом, как
звенья в цепи.
- Ты что выбрал? Почему?
- Верно, молодцы, всё в
природе связано друг с другом,
как звенья в цепи. (Дети показывают
цепочку)
- А сейчас я предлагаю
вам изобразить деревья. Крепко
деревья вросли в землю, они
сильные могучие, высокие.
- Налетел ветер, качает
деревья, а деревья сильные, крепко
вросли в землю корни.
- Пошёл дождь, впитали
корни влагу и пошёл сок по корням дерева,
стволам, веткам. А от веток к листочкам.
Распустились листики (дети показывают),
зашелестели друг с другом.
- Кто каким деревом
был?
- Лес - это дом для животных
и растений, а в каждом доме
есть свои правила.
- Сейчас я проверю, умеете
ли вы вести себя в чужом
доме, можно ли вас взять в
лес. Вношу запрещающие знаки. (Дети
объясняют их значение)
- Верно, с вами можно
идти в лес.
- А сейчас сядем поудобнее,
закроем глаза, расслабимся и представим,
что мы в зелёном доме.
(звучат голоса птиц)
- Что мы интересного
узнали?
- Почему лес надо беречь?
(много птиц, зверей останутся
бездомными)
- Дом для всей природы!
- Лес - это наш друг, наше
богатство, и дом для всей природы!
Занятие по экологическому
воспитанию в старшей группе «Мы и река» |
вс., 10.04.2011 |
автор:
Яркова
Т.И.
воспитатель
МАДОУ
Сладковский
детский
сад «Сказка»
Цель: Привить навыки экологически
грамотного поведения во время пребывания
на водоёмах;
Научить любоваться
озёрами, реками; воспитывать понимание
необходимости бережного к ним
отношения и последствий экологически
неграмотного поведения, во время
отдыха на реке (водоёме); развитие
навыка правильно оценивать свои
поступки и поступки окружающих
с точки зрения экологии, повторить
свойства воды.
Оборудование и материалы: Аудиозапись с голосами птиц,
шелест ветра, журчание реки; полоска голубой
ткани, пустые консервные банки, рваная
бумага, бутылки из – под лимонада, обёртки
от конфет, шоколадок и др. мусор. Мяч, рюкзак,
ракетки.
Литература: Стихотворение В.Орлова.
Ход занятия
I. Организация.
(На берегу речки (речка
из ткани) сидят дети.
- Сегодня мы с вами
отправимся в путешествие, т.к. скоро
после зимы наступит:
- Какое время
года? (ответ детей)
Весна!
- А за весной?
(ответ детей)
Лето!
- Сколько времён
года вы знаете?
Четыре: осень, зима, весна, лето!
Хорошо: Лето – это
время увлекательных походов
на природу, на водоёмы. А вы
хотели бы отправиться в поход?
(Да) Я приглашаю отправиться на
речку. Путешествуя, мы будем говорить
не только о красоте природы,
её жителях, но поговорим и о бережном
отношении к Земле – к дому, в котором
мы живём. Кроме того, мы должны серьёзно
подумать, что нашей Земле угрожает, с
чем нужно нам бороться всем вместе, чтобы
наша планета была чистой и красивой.
(Звучит аудиозапись с
голосами птиц, шелест ветра, журчание
речки, стук дятла, треск ветки). Стоит
дерево с дуплом на нём написано:
Тридесятое царство 2010 государство
Воспитатель: Вот, кажется, и тридесятое
царство 2010 государство.
Эй! Тут есть кто –
нибудь? (тишина)
Двое из ларца –
одинаковых с лица,
Появитесь, покажитесь
В путь дорогу соберитесь.
(из – за дерева выходят
«Двое из ларца одинаковых с лица» (мальчики-близнецы)
на плечах у них рюкзаки, в руках мяч и
ракетки).
1-ый. Мы приехали на
речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там
сидят. (показывает на отдыхающих)