Учение Яна Коменского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 08:56, реферат

Краткое описание

Ян Амос Коменский (1592 - 1670) родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Учился в Гернборнском и Гейдельбергском универсистетах в Германии. После Коменский был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии, Польше, Венгрии, писал учебники для Швеции. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира.

Содержание

Введение. Краткая биография Яна Амоса Коменского……………… 3
Принцип природосообразности……………………………………….. 4
Гуманизм в трудах Яна Коменского…………………………………… 7
Дидактические принципы Яна Коменского…………………………… 10
Семейное воспитание в педагогике Яна Коменского…………………. 17
Использованная литература……………………………………………… 19

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 46.45 Кб (Скачать файл)

                                                Содержание

 

Введение. Краткая биография  Яна Амоса Коменского………………        3

Принцип природосообразности………………………………………..        4

Гуманизм в трудах Яна  Коменского……………………………………       7

Дидактические принципы Яна Коменского……………………………      10

Семейное воспитание в  педагогике Яна Коменского………………….     17

Использованная литература………………………………………………     19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. Краткая  биография Яна Амоса Коменского.

 

    Ян Амос Коменский (1592 - 1670) родился в Южной Моравии (Чехословакия)

в  семье  члена  общины  Чешских   братьев.   Учился   в   Гернборнском    и

Гейдельбергском   универсистетах   в   Германии.   После     Коменский   был

проповедником,  а  потом  и  главой  своей  религиозной  общины,   занимался

педагогической деятельностью  в различных странах Европы - в  Чехии,  Польше,

Венгрии, писал учебники для  Швеции.  Благодаря  своим  учебникам  Коменский

стал знаменит еще при  жизни, по ним учились во многих странах  мира.

    Коменский   был  основоположником  педагогики  нового  времени.  В   его

теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания  детей   рассмотрены

все важнейшие педагогические проблемы.

    Отличительной  чертой  педагогических воззрений  Коменского было то,  что

он  рассматривал  воспитание  в  качестве  одной  из  важнейших  предпосылок

установления  справедливых  и  дружественных  отношений   между   людьми   и

народами.   Также   во   всем   учении   Коменского    прослеживается    его

гуманистический  подход  к  человеку,   к   образованию.   Его   религиозные

образование и уклад жизни  повлиял  на  всю  систему  образования,  созданной

этим выдающимся педагогом.

    Основные положения  его учения, такие как принцип   природосооборазности,

дидактические  принципы,  семейная  педагогика,  рассматриваются  в   данной

работе.

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принцип природосообразности

Одним из важнейших положений  Коменского,  на  котором  стоят  многие

утверждения его педагогики, является принцип природосообразности.

Это общенаучный принцип  рационального знания, который  оформлялся  в

научном  сознании  в ходе  исследования  природного   мира.   В   трактовке

Коменского принцип природосообразного воспитания  многозначен,  ибо требует

учитывать и универсальные  законы  природы,  и  законы  природы  человека,  и

законы природы самого воспитания.

  Возникает обширное смысловое поле на базе знаний из многих  наук  (в

«Великой  дидактике»  –  это  философские,  психологические,  педагогические

знания),   интегрируемых   идеей    рационального    научного    обоснования

педагогического  процесса.  К  пониманию  природы  этого  процесса  теоретик

подходил от научных представлений  его  времени.  Общее  свойство  природы  –

целесообразность,  самопроизвольное  движение   каждой   «вещи»   к   своему

предназначению, потенциальная  возможность  стать  такой,  какой  она  должна

быть.

В искусстве воспитания  это  означает  –  развивать  то,   что  имеет

человек «заложенным в зародыше»,  развивать изнутри,  ожидать «созревания

сил», не толкать природу  туда,  куда  она  не  стремится,  следовать  общему

правилу: «Пусть все течет  свободно,  прочь  насилие  в  делах».  Исходя  из

тезиса о том, что семена ума, нравственности и благочестия  и  стремление  их

к развитию природы присущи  всем людям, Коменский определял  роль  воспитания «как самое легкое побуждение и некоторое разумное руководство»  естественным процессом саморазвития воспитанника.

При этом имелись в виду не просто  имманентность  этого  процесса,  а

сознательное  саморазвитие:  педагогический  процесс  обращен   к   личности

ученика и утверждению  в нем чувства собственного достоинства,  самоуважения, серьезного отношения к своим обязанностям, к учебному труду. И вместе с  тем природосообразное воспитание, как уже отмечено  – это «ненасильственная»

педагогика   естественного   и   свободного   развития   природных   сил   и

способностей.

На  основании  принципа  природосообразности,  Ян  Коменский создает

грандиозный  и  по  современным  масштабам  проект  воспитания  человека   о

рождения   до   двадцати   четырех   лет.   Его   универсальность   (научную

обоснованность) Коменский  обьяснял  тем,  что обеспечивалось  соответствие

педагогического процесса человеческой  природе  и  «земному  предназначению» человека.  Проект  был  ориентирован  на  идею  «учить  всех  всему»  -   на рациональную организацию «массовой школы».

Опираясь на принцип природосообразности, Коменский представил  время взросления человека как четыре этапа по шесть лет  каждый  и  определил  для каждого этапа задачи.

 

    Исходя из природы  человека, он выделяет следующие  этапы:

 

|детство             - от рождения до 6 лет включительно    |

|отрочество       - от 6 до 12 лет                          |

|юность             - от 12 до 18 лет                       |

|возмужалость  - от 18 до 24 лет                            |

 

 

    В основу  этого   деления  он  кладет  возрастные  особенности:  детство

характеризуется  усиленным  физическим ростом  и  развитием  органов  чувств;

отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными  органами  - языком и рукой; юность,  помимо  указанных  качеств,  характеризуется  более

высоким  уровнем  развития  мышления;  возмужалость  -  развитием   воли   и

способностью сохранять  гармонию.

    Для каждого  из этих возрастных периодов, следуя характерным  возрастным

особенностям  (природе   ребенка),   Коменский   намечает   особую   ступень

образования.

    Для детей до 6 лет он предлагает  материнскую   школу,  под  которой  он

подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Для  отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка в  каждой  общине,  селении, местечке. Для юношей должна  быть  в  каждом  городе  латинская  школа,  или гимназия. Для возмужалых молодых людей  в  каждом  государстве  или  большой области - академия.

       В   плане  содержания  образования   этот   принцип   последовательного

изучения наук был облечен  в  идею  «пансофии»  (всеобщей  мудрости).  Каждый возраст способен обьять пансофические знания на своем уровне  возможного,  и исходя из этого,  Коменский  определяет  примерное  содержание  «материнской школы», «школы родного языка», «латинской школы», и на основе этого  создает учебники.

Конечно, говорит Коменский, не каждый склонен и способен одолеть  весь

путь к пансофиии, тем более, что академия предполагает специализацию в том

роде занятий, к которому «предназначила природа». Однако первые две ступени

– тот минимум, который  необходим  любому,  чтобы  в  детстве  были  заложены

основания для разумной, нравственной  и благочестивой  жизни.

Обосновывая идею школы родного  языка,  Коменский  постоянно  имеет  в

виду природосообразность  развития  ребенка.  Естественными стремлениями  и

условиями жизни  человека  аргументирует  Коменский  необходимость  в  школе родного языка начал родиноведения, граждановедения.

Столь же естественно и  необходимо, считает Коменский,   в  латинской

школе является  наличие  «класса  этики»,  в  котором  рассматривается  «сам

человек с  действиями  его  свободной  воли  как  владыка  вещей»,  а  также

изучение «стрежневого предмета истории», знание  которой  «как  бы  освещает

всю жизнь», история естествознания,  история  изобретений,  история  морали,

история религиозных обрядов  у разных народов, всеобщая история (но  все-таки

преимущественно история  своего отечества).

«Семь  свободных  искусств»,  эти   традиционные   учебные   предметы

средневековой школы, Коменский  дополняет основами наук нового  времени.  Все содержания  общего  образования  обращаются  к  человеку  –  его  целостному

мировосприятию,  гармонии  его  стремлений  и  способностей  «знать,  уметь,

действовать, говорить».

Процессуальная сторона  обучения  у  Коменского  выражается  в  поиске

«естественного  (природосообразного)  метода»,  который    ориентирован   на

целостную  личность  ученика,  на  мотивационную  сферу,  на  разностороннюю

работу интеллекта, на «живое знание», а не традиционную «книжную  ученость», которую ученик брал памятью и напряжением воли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуманизм и  нравственное воспитание в трудах Яна  Коменского

 

      Духовный  мир Коменского, человека  энциклопедически  образованного,  -

сложнейший  оригинальный  «сплав»  воззрений   античности   и   Возрождения,

католической теологии и протестантизма,  современного  ему гуманитарного и

естественнонаучного знания.

Задачей  каждого  христианского  государства,  утверждал   Коменский,

должна стать «всеобщее  образование юношества». Главное  для него -   избежать

«соблазна» исторических условий того времени:  низведения  человека  до  его

сословного облика,  до   орудия  национально-государственных  и религиозных

интересов и целей, а его  воспитания - до подготовки  человека  к  выполнению

его сословных ролей, социальных функций.

Коменский  обосновал   демократическую   и   гуманистическую   идею

всеобщего, общечеловеческого  воспитания, которая  на  протяжении  не  одного

века была и остается «путеводной» в отстаивании  всеобщего  образования  как

неотъемлемого права каждого  человека.

В концепции Коменского человек  помещен в «микромир», наделен  властью над вещами и ответственностью за свою деятельность в  «микромире».  Трудовая практическая деятельность человека в той или иной  сфере  жизни  общества  – это «искусство», а путь к искусству - «научное образование»,  дающее  знание об окружающем мире природы, общества, о делах и трудах общества человека.

Человек сам является  сложным миром,  «микрокосмом».  Его  внутренняя

жизнь – борьба добрых  и  злых  начал,  благонравия  и  пороков,  в  которой

проявляют себя желания и  страсти,  управляющие  волей.  Направить  природный дар - свободу  воли  -  к  истинно  человеческому:  разуму,  нравственности, добродетелям – цели и задачи нравственного воспитания.

Духовная опора человека находится в его внутреннем  самостроительстве

и в его деятельности в  мире –  в стремлении «жить точно  перед  очами  Бога»,

«ходить перед Богом», «осуществлять  свое предназначение  в  земной  жизни  и

готовиться к жизни  вечной».

Христианско-антропологическая  концепция  человека,  как  базовая   в

педагогической системе  Коменского, обусловила гуманистический  характер  всей системы.  Цель  воспитания  определена  на  основе  признания   самоценности человека, антропо-ориентированная; в задачах воспитания доминирует  духовно- нравственная направленность развития личности.

Педагогическая система  Коменского –  это  «строгая»  педагогика,  она

предполагает  отношение  к  воспитаннику  как  сознательному,   деятельному,

ответственному в своих  мыслях и  поступках  существу,  она  утверждает  идею

педагогической  деятельности  как  сложнейшего  из  всех  искусств  развития

человеческого в человеке. Педагогическая  система Коменского  оптимистична, пронизана светом веры в возможности человека  и  возможности  воспитания,  в перспективы разумного «общежития человеческого»,  объединения «возвышенных, мужественных, великодушных людей».

В иерархии задач  воспитания  высшие  ступени  Коменский  связывал  с

непосредственным обращением к внутреннему  миру  человека,  воспитанием  его духовности. Ценностным отношением к знаниям  пронизан  весь  образовательный

процесс.

На каждой  возрастной  ступени  вводятся  этические  и  теологические

представления и правила, нормы поведения, назначение которых  –  одухотворить внутреннюю жизнь ученика ценностным отношением к людям,  к  самому  себе.  В системе  ценностей,  необходимых  гуманной  личности,  Коменский  специально выделил  «кардинальные  добродетели»,  выношенные   в   христианской   этике средневековья,   истоками   уходящие   в   философию   Платона:    мудрость, умеренность, мужество, справедливость.

В искусстве  развивать  и  возвышать  духовность  человека  Коменский

стремился   к  формированию  нравственности  и  благочестия  –  непрестанной

духовной жизни и практической деятельности  человека:  «Добродетели  учатся,

постоянно осуществляя честное».

В таком ключе -   человек  сам  выстраивает  свой  внутренний  мир  –

предстают   «шестнадцать   правил   искусства   развивать   нравственность».

Воспитатель  ориентирован   на   стимулирование   самодисциплины   растущего

человека (сдерживание влечений, обуздывание нетерпеливости, гнева и т.п.),

нравственных  стремлений  (справедливость  по  отношению  к  другим   людям,

Информация о работе Учение Яна Коменского