Роль учителя младших классов в процессе обучения младших
школьников с учетом их индивидуальных особенностей
Как мы видели в предыдущем
параграфе, учёт индивидуальных особенностей
детей создает немало проблем в формировании
учебного процесса. Этот процесс в младших
классах осуществляет, по большому счету,
один учитель, что является для него большой
нагрузкой и немалой ответственностью.
Для реализации грамотного подхода, умелого
сочетания фронтального подхода с индивидуальным,
введения новаторских методик, осуществления
внеклассной работы, учитель должен обладать
высоким профессионализмом. Профессиональные
характеристики учителя как субъекта
педагогической деятельности проявляются
в их совокупности, поскольку учитель
как личность, активно действующий субъект
педагогического взаимодействия — это
целостная сложная система. Эта система
может рассматриваться как некоторый
обобщенный психологический портрет,
образ учителя. Характеристики этого образа
складываются в общественном сознании
постепенно, в результате наблюдений,
эмпирических (опытных), теоретических
и экспериментальных обобщений. При этом
наиболее явно все они представлены в
психологическом портрете учителя
младшего школьного звена, который в рамках
данного исследования представляет для
нас особый интерес.
Такой приоритет учителя младших
классов обусловлен, прежде всего, его
ответственностью, перед возрастными
особенностями обучаемых, учитывать которые
необходимо, как ни в какой другой ситуации
обучения; он обусловлен трудностями перехода
от игровой формы обучения к логически-дисциплинарному,
а также целью и содержанием воспитывающего
и развивающего обучения в этом возрасте.
Специфичным для такого учителя является
то, что он одновременно и, прежде всего,
должен быть гуманистически ориентированным
воспитателем. Его усилия в целом должны
быть направлены на развитие личности
ребенка средствами учебного предмета, например,
родного (и иностранного) языка. В силу
этого организация усвоения учебного
предмета, например языка, не есть самоцель
для учителя. Это инструмент личностного,
интеллектуального, социального развития
дошкольника и младшего школьника в общем
контексте теории развивающего обучения
(Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов).
Очень важно, что личность учителя, его
состояние, включенность в богатый внутренний
мир игры и познания младшего школьника
полностью отражаются на состоянии, поведении,
личностных проявлениях детей не только
в период обучения, но и в последующие
годы. Недаром многие из нас помнят свою
первую учительницу, в то время, как учителя
более старших классов запоминаются нами
выборочно.
К необходимым качествам педагога,
работающего с младшими школьниками, могут
быть отнесены: сила, уравновешенность,
высокая мобильность нервной системы;
умеренная экстравертированность; эмоциональная
устойчивость, преобладание положительных
эмоций; уровень интеллектуального
развития не ниже нормального по сенсорно
– перцептивно - мнемологическим показателям
(т. е. по показателям восприятия, памяти,
мышления) и по характеристикам внимания;
высокий уровень способности воображения,
представления, фантазирования.15
Отмечая роль половозрастных
индивидуальных качеств учителя, нельзя
не сказать о незначительной представленности
мужчин в этой деятельности, как, впрочем,
и вообще в учительской профессии.] Желательно
также, чтобы учитель младших школьников
был молодым человеком, если не
по возрасту, то обязательно по духу, по
манере поведения. Это особенно важно,
если учесть неспособность детей верно
определять возраст взрослых (завышать
его) и их стремление быть похожими на
молодых кумиров.
Рассматривая необходимые личностные
(индивидуально-психологические) качества
учителя младших классов, подчеркнем,
что к ним в первую очередь могут быть
отнесены: а) адекватность самооценки
и уровня притязаний, б) определенный оптимум
тревожности, обеспечивающий интеллектуальную
активность учителя, в) целенаправленность,
г) эмпатийность. В общечеловеческом смысле
это должен быть расположенный к людям
(к детям), сердечный, гуманный, внимательный
и искренний человек (В. А. Сухомлинский),
который всегда имеет в виду их социальную
незащищенность (Я. Корчак) и может видеть
себя в детях, встать на их позицию (Ш. А. Амонашвили).16
Характеризуя статусно-позиционные
качества преподавателя младших классов,
необходимо подчеркнуть важность пластичности
и легкости смены учителем социальных
ролей (роли учителя, советчика, друга,
родителя и т. д.), готовности принять позицию
ребенка. Как подчеркивает В. Леви, «роль
учителя ясная, определенная, однозначная, но... сколько
она содержит в себе ролей скрытых, неявных,
к какому множеству других имеет сродство,
тяготение».17 Приводимая далее схема ролевого
репертуара учителя показывает, что в
процессе дошкольного и младшего школьного
обучения учитель может выступать в качестве
няньки, рассказчика, артиста и т. д. В то
же время учителю важно знать репертуар
значимых для детей ролей и профессий
и их атрибутику. Космонавт, хирург, гонщик,
менеджер, бизнесмен и т. д. — все эти люди
интересуют и привлекают детей; роль победителя,
выигравшего, командира вызывает интерес
и стремление быть в ней.
Учитель — это товарищ, понимающий,
уважающий ребенка, вызывающий его доверие.
Коммуникативные (интерактивные) качества
учителя, обусловленные его индивидуально-личностными
особенностями, отражают особенности
партнеров педагогического общения — младших школьников.
Учитывая особую чувствительность детей
к неискренности, фальши, необходимо подчеркнуть
важность такого качества учителя, как
его общительность, подлинная заинтересованность
в самом общении, а не в его результате
как проверке усвоения учебного материала.
Чтобы эффективно и с радостью для детей
обеспечить процесс общения, учитель должен
владеть его предметом, т. е. «войти» в мир
мультфильмов, сказок, книг, пластинок,
событий, в котором живет ребенок, и самое
главное — самому принять этот мир. Как
показывают исследования, представления
взрослых об этом мире дошкольников упрощены,
схематизированы, неточны и часто ложны. «А
детство, — пишет В. А. Сухомлинский, — детский
мир — это мир особенный. Дети живут своими
представлениями о добре и зле, чести и
бесчестии, человеческом достоинстве;
у них свои критерии красоты, у них даже
свое измерение времени: в годы детства
день кажется годом, а год — вечностью»18.
Обобщая вышесказанное, мы ещё
раз подчеркиваем ключевую роль личности
учителя, как в образовательном процессе
в целом, так и в процессе индивидуализации
образования. Как мы видим, личность учителя
младших классов многогранна, такая личность
может легко встать на позицию любого
из своих учеников, увидеть мир его глазами,
принять его точку зрения. Пребывая в учебном
процессе, такой педагог выходит за рамки
собственной индивидуальности, используя
весь свой богатый личностный потенциал
и опыт для создания различных ситуаций,
которые помогают ребенку как раскрыться
индивидуально, так и научиться совместной
работе со сверстниками.
Глава 2. Анализ
практического опыта организации процесса
обучения с учетом индивидуальных особенностей учеников
2.1 Пути и способы развития
мышления в младшем школьном возрасте
Главная задача начальной школы
- обеспечить развитие личности ребенка
на более высоком уровне по сравнению
с дошкольным периодом.
Источником полноценного развития
ребенка начальных классов школы выступают
два вида деятельности. Во – первых, любой
ребенок развивается по мере освоения
прошлого опыта человечества за счет приобщения
к современной ему культуре.
В основе этого процесса лежит
учебная деятельность, которая направлена
на овладение ребенком знаниями, необходимыми
для жизни в обществе.
Во - вторых, любой ребенок в
процессе развития самостоятельно реализует
свои возможности, благодаря творческой
деятельности. В отличие от учебной, творческая
деятельность не нацелена на освоение
уже известных знаний. Она способствует
проявлению у ребенка самодеятельности,
самореализации, воплощению его собственных
идей, которые направлены на создание
нового.
Осуществляя указанные виды
деятельности, дети решают многие задачи
и с разной целью. Так, в учебной деятельности
решаются учебно-тренировочные задачи
и для того, чтобы овладеть каким–то умением,
освоить то или иное правило. В творческой
деятельности решаются поисково-творческие
задачи с целью: развить способности ребенка.
Поэтому, если в процессе учебной деятельности
формируется общее умение учиться, то
в рамках творческой деятельности формируется
общая способность искать и находить новые
решения, необычные способы достижения
требуемого результата, новые подходы
к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Постоянное решение типовых
задач, принятое в современной школе,
обедняет личность ребенка, в частности
его отношение к самому себе. Постепенно
дети привыкают оценивать себя, свои возможности
только через успешное или неуспешное
решение типовых задач, решение которых
зависит от изученности соответствующего
правила, от степени усвоения определенных
знаний. Учитывая различия в способах
мышления и восприятия мира, мы можем видеть,
как в процессе решения типовых задач
успешным становится тот ребёнок, кто
обладает соответствующим типом мышления,
а остальные ему проигрывают. Чаще всего
это приводит к тому, что высокая самооценка
зависит у ребёнка не от проявления своей
выдумки или сообразительности, индивидуальности
и самобытности, а лишь от прилежания и
старательности в освоении правил и знаний,
следования некоему шаблону, принятому
в обществе. Отсюда успех либо неуспех
в будущем определяется лишь тем, подходит
ли ребёнок под принятый образованием
стандарт. Таким образом, немало по-настоящему
талантливых детей формируют у себя низкую
самооценку.
Однако нельзя сказать, что
в современной начальной школе вообще
отсутствуют задачи поискового характера.
Но, во - первых, решение таких задач доступно
далеко не всем детям, а лишь самым сообразительным,
и, во - вторых, решение этих задач носит
необязательный характер.
Задача, стоящая перед учителем,
таким образом, сводится к тому, чтобы,
используя все педагогические возможности,
позволить каждому отдельному ребенку
максимально раскрыть свой природный
потенциал. На это должен быть направлен
целый комплекс мер и методов. Метод малых
групп, описанный в предыдущей главе, является
неплохим решением, данной задачи, если
бы не упоминаемая там же проблема. Сильные
ученики в составе группы делают всю работу
за слабых. Чтобы этого не происходило,
рекомендуется дополнить учебный процесс
командообразующими играми – как подвижными,
так и интеллектуальными. Цель командообразующей
игры – научить детей коллективно решать
самые разнообразные задачи; выявить
и умело использовать в команде сильные
стороны каждого участника; с уважением
относиться к личностным особенностям
каждого. Включение командообразующих
игр в учебный процесс позволит также
создать в классе комфортную, более дружескую
атмосферу, что также способствует максимальному
раскрытию способностей каждого.
Кроме того, рекомендуется использовать
на уроках задания разной сложности, как
варианты самостоятельных работ, так,
чтобы слабые дети, участвуя в занятиях,
могут почувствовать уверенность в своих
силах, для них подбирают задания, с которыми
они справятся успешно.
Систематический курс занятий
на материале поисково-творческих задач
внеучебного содержания также создает
благоприятные условия для воспитания
у детей культуры мышления, которая характеризуется
возможностью самостоятельно управлять
мыслительной деятельностью, проявлять
инициативу в постановке ее целей и находить
способы их достижения.
2.2. Мотивация младших школьников
с учетом особенностей их темперамента
Работая с детьми, грамотный
педагог использует все ситуации для педагогического
воздействия. Он понимает, что всякая нагрузка
– учебная и внеклассная, должна в точности
соответствовать силе и способностям
детей. Не стоит перехваливать ребенка,
но всегда необходимо поощрять, когда
он заслуживает. Нецелесообразно хвалить
за поступок, повторяющийся из раза в раз,
но следует отмечать новые достижения.
Если взять, как пример индивидуальной
особенности, темперамент ребенка,
то для каждого из четырех основных темпераментов,
актуален различный подход к поощрению,
порицанию и другим видам мотивации.. Преподаватель
должен все время помнить, что в результате
педагогических приёмов, которые будут
для разных типов темперамента разными,
у учащихся можно и нужно воспитывать
положительные качества, обеспечивающие
гармоничное развитие каждого школьника.
От школьников-холериков учитель
должен постоянно, мягко, но настойчиво
требовать обдуманных, спокойных ответов,
воспитывать у них сдержанность, ровное
отношение к товарищам, взрослым. Во время
выполнения учебного задания у холериков
следует формировать умение последовательно,
по определенному плану вести работу,
необходимо от них требовать добросовестного
отношения к работе в процессе всего выполнения
задания.
Общительные
сангвиники легко располагают к себе людей.
Однако, податливость и пластичность нервной
системы, способствующие легкому вхождению
в новую обстановку и в новую деятельность,
подчас оборачиваются отрицательной стороной:
ребенок меняет одну игрушку за другой,
имеет много товарищей, но ни одного друга,
за все берется, но редко доводит начатое
до конца. Поэтому одной из задач воспитания
ребенка-сангвиника является формирование
у него устойчивых привязанностей, интересов.
Не следует ограничивать живость и активность
сангвиника, однако полезно учить его
сдерживать при необходимости свои порывы,
считаться с притязаниями других.
Частой
ошибкой при воспитании флегматиков является
предъявление к ребёнку требований без
учёта его природных особенностей, проявление
недовольства нерасторопностью, неловкостью.
Окрики, угрозы, подталкивания еще ни одному
флегматику не помогли стать быстрым.
Наоборот, такой сильный раздражитель,
как окрик, оказывает тормозящее действие
на ребенка, и, вместо того, чтобы торопиться,
он действует еще медленнее.
В
дидактических играх, а так же полезной
деятельности особенно заметными для
окружающих становятся такие значимые
для успеха качества флегматиков, как
уравновешенность, терпимость, способность
к длительному сосредоточению, невозмутимость,
самообладание, старательность, аккуратность.
На эти качества следует опереться и при
оказании помощи флегматику в выработке
у него индивидуального стиля деятельности.
В
целях же преодоления возможных инертности,
вялости следует включать флегматика
и в такие виды деятельности, которые требуют
от ребенка и двигательной активности
– занятия гимнастикой, подвижные игры,
походы, коллективный труд и др.
Чтобы
развить умение приспосабливаться к новым
условиям, полезно давать ребёнку поручения,
требующие общения с детьми или со взрослыми.
В
обучении ребёнка - меланхолика особенно
важно соблюдать щадящий режим и принцип
постепенности. Дети со слабой нервной
системой требуют бережного отношения:
на них нельзя повышать голос, проявлять
к ним чрезмерную требовательность и строгость,
наказывать – все эти меры вызовут слезы,
замкнутость, повышенную тревожность
и другие нежелательные реакции. Говорить
с такими детьми следует мягко, но уверенно,
не скупиться на ласку.