Формирование активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами дидакти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 17:19, реферат

Краткое описание

Пассивный словарь – слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадается по контексту. Если у взрослого в пассивный словарь чаще всего входят специальные термины, диалектизмы, архаизмы, то у ребенка – часть слов общеупотребительной лексики, более сложных по содержанию [5].

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс оригинал.docx

— 121.79 Кб (Скачать файл)

Для наибольшей наглядности, данные представлены в виде диаграммы:

Рисунок 2 – Данные о распределении испытуемых по уровням развития активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста (методика №2), %

 

Подводя итоги по всем диагностическим методикам: методика №1, методика №2, направленных на выявление особенностей развития активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, обратимся к приведенной ниже таблице 3. В указанной таблице отражены общие показатели особенностей развития активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР по итогам констатирующего этапа эксперимента.

Таблица 3 – Общие показатели развития активного словаря прилагательных по итогам констатирующего этапа эксперимента

Испытуемые

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Дети с ОНР 3 ур.

9

90

1

10


 

 

Для наибольшей наглядности, данные представлены в диаграмме 3:

 

Рисунок 3 – Данные о распределении испытуемых по уровням развития активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста по итогам констатирующего этапа эксперимента, %

 

Констатирующий этап эксперимента выявил средний уровень развития активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Средний балл по обеим методикам получили 9 испытуемых, что составляет 90%  (таблица 3). Средний уровень характеризуется тем, что дети с трудом называли прилагательные, им требовалась посторонняя помощь, наводящие вопросы. 1 испытуемый, Маша, показала низкий уровень по обеим методикам, что составляет 10% из общего уровня. Анализ результатов показал, что словарь детей обеднен, многие имена прилагательные находятся в пассивном словаре, их необходимо перевести в активный. Следовательно, требуется проведение занятий, игр и развивающих упражнений для активизации словаря прилагательных.  Так же выявлено, что дети с ОНР  лучше ориентируются в характеристиках предметов, когда имеют возможность осмотреть реальный предмет, а не изображение предмета. Они опираются на чувственный опыт, но в силу имеющегося нарушения не знают, как объяснить то, что ощущают и видят.

2.3. Система работы  по формированию активного словаря  имен прилагательных у детей  старшего дошкольного возраста  с ОНР средствами дидактических  игр

С учетом результатов проведенного констатирующего этапа эксперимента работа нами была разработана система работы, направленная на формирование активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Дидактические игры А. К. Бондаренко, П. Н, Лосева, Р. И. Лалаевой,

Н. В. Серебряковой и В. И. Селиверстова [4, 18, 19, 28], подобранные нами на подготовительном и основном этапах, направлены на увеличение активного словаря прилагательных. Параллельно у детей развивается слуховое восприятие, аналитико–синтетическое и словесно–логическое мышление, зрительная и слуховая память. Развитие этих процессов поможет детям быстрее сформировать словарь прилагательных, а также перевести существующие прилагательные из пассивного словаря в активный. Программа рассчитана на 3 месяца. Занятия будут проводиться во второй половине дня, продолжительность одного занятия с учетом возраста детей 25–30 минут.

Первый этап – подготовительный – направлен на обогащение общего словаря детей; развитие слухового восприятия, внимания, слуховой координации, мышления.

Второй этап – основной – направлен на развитие активного и пассивного словаря имен прилагательных.

Третий, заключительный этап направлен на развитие активного словаря прилагательных.

 

Таблица 4. Система работы по формированию активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами дидактических игр

Этапы

Блоки

Цели и задачи

Игры и задания

I. Подготови-тельный.

Обогаще-ние общего словаря

Цели и задачи – развитие слухового внимания и зрительной, слуховой памяти, пространственного мышления, аналитико–синтетического и словесно–логического мышления. Обогащение общего словаря ребенка. Развитие мелкой моторики, зрительной и слуховой координации.

«Где позвонили?»;

«Скажи, что ты слышишь»;

«Тихо – громко»;

«Наседка и цыплята»;

«Слушай хлопки»;

«Найди различия» ;

«Дорисуй»;

«Повтори за мной»;

«Запомни слово по рисункам»;

«Запомни и воспроизведи»;

«Выдели неподходящий предмет»;

«Группировка предметов»;

«Установи последовательность событий».

II.

Основной

Развитие активного и пассивного словаря имен прилагательных

Цели и задачи – развитие активного словаря прилагательных посредством дидактических игр.

Параллельно ведется работа над развитием общего словаря ребенка.

«Отгадай загадку»;

«Ассоциации»;

«Назови одним словом»;

«Догадайтесь, каким будет четверное слово»;

«Назови части»;

«Объясни, что общее у предметов»;

«Скажи наоборот»;

«Подбери предмет»;

«Кто или что может это сделать»;

«Сравни лошадь и корову, белку и зайчика».

III

Заключительный

Развитие активного словаря прилагательных

Цели и задачи – определить конечный уровень активного словаря прилагательных.

Провести 2–3 диагностирующие методики на выявление уровня активного словаря прилагательных.

Сравнить полученные результаты с результатами констатирующего этапа.

«Скажи, какой, какая, какое (морковь, солнце, воздушный шар)»;

«Скажи какой, какая, какое?»

(варежки, корзинка, часы).


 

Данные, приведенные в таблице наиболее полно раскрываются в Приложении, пункт 4.

 

 

 

Заключение

Дети с самого раннего возраста проявляют интерес к общению. Этому способствует речевая деятельность взрослых и предметная деятельность самого ребенка. Здоровые, развитые дети быстро накапливают словарный запас и активно пользуются им. Дети же с ОНР при стихийном речевом развитии не достигают этого уровня. У них отмечается ограниченный словарный запас, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, трудности актуализации словаря. Поэтому необходимо вести целенаправленное обучение речи и речевому общению.

Развитие речи в дошкольном возрасте тесно связано с умственным развитием детей, особенно с развитием мышления. Эта взаимосвязь свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления. Обучение дошкольников с ОНР полноценному овладению языком также создает благоприятные условия для их нравственного, эстетического и художественного развития.

Словарь ребенка обогащается на протяжении всей его жизни. Особенно развитие словаря хорошо протекает в деятельности, а именно в играх. Исследования отечественных исследователей выявили, что словарь детей с нарушениями в развитии сильно обеднен из–за депривации (нарушение слуха, зрения, речи, мышления). Следовательно, необходимо развитие словаря детей с нарушениями в специально организованном педагогическом процессе.

Для проверки выдвинутой нами гипотезы было проведено экспериментальное исследование. В ходе экспериментального исследования было проведено исследование развития активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Исследование проводилось на базе КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №2». В нем принимало участие 10 детей.

Констатирующий эксперимент показал средний уровень развития указанного процесса. (90% испытуемых).  Дети без наводящих вопросов и подсказок не  выдавали правильные ответы, затруднялись в определении цветов, которые редко встречаются в повседневной жизни. Качественные характеристики предметов также вызывали у них затруднения. Зато самые простые характеристики, типа «толстый–тонкий, большой, маленький» по методике 1 были узнаваемы всеми детьми. Низкий уровень, соответствующий 10%, показал  испытуемый. У девочки наблюдалось значительное отставание в речи по сравнению со сверстниками.

Для решения поставленных задач гипотезы нами была разработана система мероприятий. Предложенная нами программа состояла из трех этапов. Специальные упражнения позволяют повысить уровень развития активного словаря прилагательных. Игры и упражнения подбирались с учетом возраста ребенка и его нарушения. Данная программа рассчитана на 3 месяца; она поможет повысить уровень овладения детьми активным словарем прилагательных и повысить его качество. Также она поможет перевести имена прилагательные из пассивного словарного запаса ребенка в активный. В дальнейшем это поможет подготовить детей к успешному обучению в школе.

 

 

 

Список литературы

  1. Активный и пассивный словарь // Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов.– М. : Педагогика, 2000 – с. 18–20.

  1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М. М. Алексеева, В. И, Яшина. – М. : Академия, 2006.

  1. Андрюшина, И. И. Проблема обучения детей дошкольного возраста в трудах Е.А. Флериной // Научные труды МПГУ. Серия психолого – педагогические науки / И. И. Андрюшина. – М. : Прометей, 2003. – С. 617 – 621.

  1. Бондаренко, А. К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1998.

  1. Бородич, А. М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин–тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / А. М. Бородич. — 2–е изд. – М. : Просвещение, 2005 – 255 с.

  1. Буслаев, Ф. И. О преподавании отечественного языка // Хрестоматия по методике русского языка : Организация учебного процесса по русскому языку в школе: пособие для учителя / Авторы–составители : Б. Т. Панов, Яковлева Л. Б. – М. : Просвещение, 1991.

  1. Виноградов, В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) : Учебное пособие для вузов / В. В. Виноградов / под ред. Г. А. Золотова. – 3–е изд. , испр. – М. : Высш. шк. – 2002. – 640 с.

  1. Выготский, Л. С. Мышление и речь. / Л. С. Выготский. – М. : 2003. – 415 с.

  1. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – СПб. :  Детство–Пресс, 2007.

  1. Громова, О. Е. Методика формирования начального детского лексикона / О. Е. Громова. – М. : Сфера, 2003. – 176 с.

  1. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково–словообразовательный / Т. Ф. Ефремова. – М. : Русский язык, 2000.

  1. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова – М. : Просвещение, 2006. – 112 с.

  1. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург : Литур, 2006. – 320 с.

  1. Жукова, Н. С. Формирование устной речи. – М. : Социально–политический журнал, 1994.

  1. Захарова, А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи / А. В. Захарова. – М. : Златоуст, 2007

  1. Исаева, Т. И. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях / Т. И. Исаева // Школьный логопед. – 2006. – № 4. – С. 17–30.

  1. Канакина, В. П. Русский язык : Учебник для 4 кл. нач. шк. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2003.

  1. Коррекция речевого и психического развития детей 4–7 лет / под ред. Лосева П. Н. – М. : ТЦ Сфера. – 2005.

  1. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у  дошкольников / Р. И. Лалаева, Н, В. Серебрякова. – СПб. , 2004.

  1. Левина, Р. Е. Воспитание правильной речи у детей / Р. Е. Левина – М. : Просвещение, 2006. –32 с.

  1. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1998.

  1. Логинова, В. И.  Детство : Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова – СПб. : Детство–Пресс. – 2004.

  1. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) : учебное пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова – СПб. : СОЮЗ. –  2000. –192 с.

  1. Макарова,  Н. В. Речь ребенка от рождения до 5 лет / Н. В. Макарова. – СПб. : КАРО, 2004.

  1. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : ИТИ Технологии. – 2008.

  1. Основы логопедической работы с детьми : Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г. В. Чиркиной. – 2–е изд., испр. – М. : АРКТИ, 2003.

Информация о работе Формирование активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами дидакти