Формирование грамматического компонента языковой способности у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 18:43, контрольная работа

Краткое описание

Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблений сложноподчинённых предложений. С точки зрения грамматики как науки определение грамматики означает науку, свод правил об изменении слов и их словосочетаний в предложении. Грамматический строй речи включает в себя три стороны речи: 1. Морфология — система склонений, традиционные формы словоизменения. 2. Синтаксис — многообразие способов построения простых и сложных предложений. 3. Словообразование — средства и способы образования слов.

Содержание

Введение… ……………………………………………………………...........с.3
I.Теоретическая часть
1.1. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей……………………………………………………...с.5
1.2. Особенности усвоения детьми грамматического строя ……………...с.8
1.3. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей…………………………………………………………с.17
1.4. Пути формирования грамматической стороны речи у детей…………с.20
II. Практическая часть
2.1. Методы и приемы формирования грамматически правильной речи….с.23
2.2. Методика формирования морфологической стороны речи……………с.29
2.3. Методика формирования синтаксической стороны речи……………...с.33
2.4. Методика формирования способов словообразования…………………с.36
Заключение……………………………………………………………………..с.39
Литература……………………………………………………………………...с.40

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 73.68 Кб (Скачать файл)

II. Практическая часть                                                                                 2.1. Методы и приемы формирования грамматически правильной речи

К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Эти методы могут выступать и в качестве приемов при использовании других методов.                                                                                           Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих. В каждой дидактической игре четко определяется программное содержание. Например, в игре «Кто ушёл и кто пришёл» закрепляется правильное употребление наименований животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа. В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму. Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ним совершать.                                                                                                    Упражнения – преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста.                                                                                                              Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыгрываются сценки (мини - спектакли) с игрушками. Вначале режиссером бывает сам воспитатель, позднее режиссером становится ребенок. Игры такого рода предоставляют возможность для воспроизведения определенных жизненных ситуаций, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласовании существительных с прилагательными. Основные педагогические требования к этому методу аналогичны тем, которые предъявляются и к дидактическим играм.                                                     Примером может служить игра-драматизация «День рождения куклы».                                                                     У Маши день рождения. К ней должны прийти гости. Надо накрыть стол для чая. Поставим большой самовар, заварочный чайник. Какой он? Большой или маленький? Из чего Машины друзья будут пить чай? (Из чашек.) Красивые чашки поставим на стол. Чего еще нет? (Блюдец.) Чашка должна быть с блюдцем. Что еще надо поставить на стол?  и т. д. Когда придут гости, их надо будет посадить за стол. Зайка сядет на стул, Мишка – в кресло, Маша – на диван  и т. д.                                                                                       Специальные упражнения направлены на формирование грамматических навыков в области морфологии, синтаксиса и словообразования. Большое значение логическим упражнениям в школьном обучении придавал                       К. Д. Ушинский. Он справедливо считал, что упражнения более всего подготавливают ребенка к изучению грамматики. Ушинским разработаны образцы таких упражнений для «первоначального учения родному языку». Приведем примеры:                                                                     Словообразование: гнездо птицы или птичье гнездо;  хвост лисицы или лисий хвост;  лапа медведя или  медвежья лапа.                                                                                          Морфология: железо тяжело, но свинец еще тяжелее; лошадь высока, но верблюд еще (выше);  белка хитра, но лисица еще (хитрее); месяц светит ярко, а солнце еще (ярче); груша сладка, а мед еще (слаще).                          Свои глаза. Дороже алмаза (что?) Я не отдам ни за что (чего?) Трудно не верить (чему?)  Берегите пуще всего (что?) Мы видим и небо, и землю (чем?)                                                                                Синтаксис:   Копал. Кто? Что? Где? Когда? Чем? Как?                                     Писал. Кто? Что? Когда? Чем? Собирали грибы. Кто? Где? Когда? Во что?                                                                                                                          Ехал на лошади. Кто? Где? Когда? Куда? Откуда? На какой лошади? Как?            Е. И. Тихеевой были разработаны упражнения для развития речи дошкольников, в том числе и для развития ее синтаксической стороны: на распространение предложений, на добавление придаточных предложений.                                                                                                          Рассматривание картин, в основном сюжетных, используется для формирования умения строить простые и сложные предложения.         Пересказ коротких рассказов и сказок – ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи. Занятия по обучению детей пересказыванию обогащают язык, развивают последовательность и логичность мышления и речи.                            Методические приемы разнообразны, они определяются содержанием занятия, степенью новизны материала, речевыми особенностями детей, их возрастом. Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения. Образец правильной речи педагога играет важную роль на первоначальных этапах обучения. Детям предлагают поучиться правильно говорить слова, запомнить их:          ехать – приезжай, макать – маши, искать – ищи;                                                снять (что?) – пальто, но раздеть (кого?) – куклу;                                                                           Объяснение, как следует употреблять трудные формы. Например: все слова изменяются, но есть такие, как пальто, кино, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтому надо говорить: одно пальто, на вешалке много пальто, на пальто меховой воротник. Эти слова надо запомнить.                                                                                                        Сравнение двух форм (чулок – носок; карандашей – апельсинов – груш; столов – окон). Для прочного запоминания трудной формы применяется многократное повторение ее детьми вслед за педагогом, вместе с ним, хором и по одному.                                                                                               Используются и такие приемы, как создание проблемных ситуаций;             подсказ нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок; напоминание о том, как сказать правильно, и др.                                                    В морфологии, синтаксисе и словообразовании используются типичные только для этого раздела приемы работы с детьми. В словообразовании, например, используется прием раскрытия словообразовательного значения слова: «Сахарница так называется потому, что это специальная посуда для сахара». В синтаксисе применяются подбор однородных определений, дополнение предложений и другие приемы, которые будут рассмотрены ниже. Усвоение грамматических форм – сложная интеллектуальная деятельность, требующая накопления фактов и их обобщения. На каждом занятии ребенок решает поставленную перед ним умственную задачу. Поэтому занятия и отдельные упражнения должны вызывать у детей положительные эмоции, проходить интересно и живо. Играя, изменяя слова и образуя новые словоформы, дети много раз их повторяют и запоминают непроизвольно. Важно, чтобы грамматические формы осваивались в живой речи и становились привычными. Необходимо воспитывать у ребенка языковое чутье, внимательное отношение к языку, умение «чувствовать» ошибку не только в чужой, но и в собственной речи. Самостоятельное исправление собственных ошибок – показатель достаточно высокого уровня овладения грамматической стороной языка и осознания явлений языка и речи. В ходе занятий педагог добивается активности всех детей, точности и осознанности их ответов, фиксирует их внимание на звуковом образе слова и особо на произношении окончаний.                                                                                                                               Повседневная жизнь дает возможность незаметно, в естественной обстановке упражнять детей в употреблении нужных грамматических форм, фиксировать типичные ошибки, давать образец правильной речи.                                                                                      Разговаривая с воспитанниками за завтраком, во время дежурства, в уголке природы, на прогулке, педагог поощряет и побуждает общение детей друг с другом, сам вызывает их на разговор.                                                      Собираясь на прогулку, воспитатель спрашивает: Вы хотите лепить снеговика? А ты, Ира, хочешь? Спроси у Наташи и Юли, хотят ли они лепить снеговика. Ну, хорошо, – обобщает взрослый, – все хотят лепить снеговика. Подумайте, что с собой надо для этого взять? Ведро. Большое или маленькое? Возьмем небольшое пластмассовое ведро, оно легче. Белое эмалированное ведро тяжелее. Что еще надо взять? – Лопатки. Сколько лопаток? – Три лопатки. Еще возьмем большую морковку для носа и краску. Миша, проверь, все ли взяли? Пластмассовое красное ведро, три лопатки, морковку и краску.                                                                                                Другая ситуация.                                                                                              Дежурные помогают сервировать стол к обеду. Какая посуда нужна для обеда? Сколько ребят за этим столом? (Шесть.) Значит, сколько надо тарелок? (Шесть тарелок.) Мелких или глубоких?  А сколько ложек? (Шесть ложек.) Сколько чашек? (Шесть чашек.)  Так, незаметно для детей, воспитатель упражняет их в употреблении глагола хотеть, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже.                                                                                                                Поручая повесить чистые полотенца на вешалки, педагог предлагает посчитать, сколько полотенец у каждого ребенка: у одного – три полотенца, у второго – пять полотенец, у третьего – шесть полотенец. Сколько не хватает полотенец? Не хватает трех полотенец. Надо еще сходить за тремя полотенцами.                                                                                                   Овладение грамматическим строем языка находится в зависимости не только от речевого общения с окружающими и от подражания речи взрослых, но также от восприятия окружающей действительности, от непосредственной практической деятельности и потребностей ребенка. У него вырабатывается речевой стереотип только при условии связи слов и их форм с фактами действительности. Поэтому так важно организовать деятельность детей с предметами, знакомство с их свойствами и качествами, наблюдения за природными явлениями. Установление и осознание ребенком существующих в природе связей и зависимостей находят отражение в увеличении объема предложений, в построении сложных речевых конструкций, в употреблении союзов чтобы, так как, поэтому.                                                            Исправление грамматических ошибок. Авторы некоторых пособий под формированием грамматических навыков в повседневном общении понимают преимущественно исправление ошибок. С этим нельзя согласиться, поскольку исправление ошибок осуществляется на всех занятиях (и не только по развитию речи), а также вне их, а задачи и содержание повседневного речевого общения значительно шире. Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана О. И. Соловьевой, А. М. Бородич. Основные ее положения можно сформулировать следующим образом. Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т. е. различать, как надо говорить правильно. Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат. Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»). Итак, нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его. Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отсроченное во времени. Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их. Приемы здесь возможны разные. Например: «Ты неверно изменил слово, подумай, как изменить его правильно», – говорит воспитатель. Можно дать образец аналогичного изменения слова (родительный падеж множественного числа – матрешек, ботинок, варежек). В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей. В редких случаях очень осторожно детей привлекают к исправлению ошибок. Следует ли поправлять детей в такие моменты? Конечно, не следует. Воспитатель фиксирует свое внимание на ошибках, чтобы позднее исправить их в подходящей обстановке.

2.2. Методика формирования морфологической стороны речи

В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка. К шести годам дети усвоили основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже. Но единичные, нетипичные формы вызывают затруднения. У детей встречаются ошибки в чередовании согласных (ухо – «ухи» вместо уши, «длинноуший» вместо длинноухий), в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже, трудности в образовании повелительного наклонения глаголов (поезжай, ляг, вытри, сотри, положи, сложи) и сравнительной степени прилагательного (красивее, глубже, слаще, тверже, выше, лучше). Трудности для ребенка представляют сочетание существительных с числительными, местоимениями, употребление причастий, глаголов хотеть, звонить. Поэтому освоение всего многообразия грамматических форм, характерных для русского языка, продолжается. Усвоение грамматики облегчается развитием элементов логического, отвлеченного мышления, формированием языковых обобщений. Старших дошкольников продолжают обучать тем формам, усвоение которых вызывает у них затруднения: согласованию существительных с прилагательными и числительными (третий ряд, пятый стол), употреблению местоимений их, к ним и согласованию их с числительными, формируют умение правильно пользоваться неизменяемыми существительными. На данном возрастном этапе ставятся задачи учить детей правильно изменять все слова, имеющиеся в их активном словаре, воспитывать у ребенка критическое отношение к грамматическим ошибкам в его собственной и чужой речи, потребность говорить правильно. Совершенствование грамматического строя происходит преимущественно в связи с развитием связной речи. В методике от постепенного преобладания наглядного материала, от связи грамматических форм с наглядными жизненными ситуациями осуществляется переход к словесным приемам. Снижается роль игр с игрушками, больше используются картинки, словесные дидактические игры и специальные словесные грамматические упражнения (иногда это лексико-грамматические упражнения). По-прежнему используется образец грамматической формы. Образцом может быть и речь самих детей. Необходимо также создавать условия для речевого творчества – самостоятельного образования трудных форм слова. Правильными методическими приемами воспитатель побуждает мыслить самостоятельно, предупреждает ошибки. Так, знакомя с образованием множественного числа от нового для детей слова ягненок, воспитатель напоминает, что, например, о детенышах коровы во множественном числе говорят телята, и предлагает подумать, как можно сказать, если ягненок не один, а их много (ягнята). Дети образуют эту форму самостоятельно. Рассмотрим несколько примеров игр и словесных упражнений для формирования морфологической стороны речи. Для усвоения родовой принадлежности.                                                                    Игра «Опиши картинку».                                                                               Материал для игры: предметные картинки (дерево, яблоко, груша, лимон, платье, шапка, фартук, полотенце, рубашка, ведро, кастрюля, чайник, окно, дверь, дом, колесо, велосипед).                                                                             Ход игры: Картинки разложены обратной стороной кверху, ребенок выбирает одну картинку и называет ее (яблоко). Воспитатель спрашивает: «Какое оно?» (Большое, красноватое, круглое, сладкое, спелое.)                  Для образца педагог дает описание: «Полотенце белое, длинное, на концах вышитое».                                                                                                                       Во второй части занятия можно предложить детям отгадать несколько загадок: Шерстяное, теплое, красивое, удобное. Что это? (Платье)                  Желтая, вкусная, сочная, спелая. Что это? (Груша)                                         Большое, красноватое, круглое, сладкое, спелое. Что это? (Яблоко)   Дидактическая игра «Три рейки» (по типу игры из альбома О. И. Соловьевой).                                                                                                      Материал: предметные картинки (чайник, фартук, нож, тарелка, чашка, кастрюля, ведро, блюдце, окно, апельсин, яблоко, груша, яйцо).                          Ход игры: Можно предложить детям сначала в одну стопку сложить картинки с предметами, про которые можно сказать один, во вторую – про которые можно сказать одна, в третью – про которые можно сказать одно. Затем дети должны разложить картинки на рейках в том же порядке.         Игра на слова с противоположным значением «А что у тебя?»                                 У меня маленькое пианино. А у тебя что? – А у меня большое пианино.                 У меня высокий дом. А у тебя что? – А у меня низкий дом.                                     Про что можно сказать маленькое! (Про ведро, окно, блюдце, яблоко).                    Про что можно сказать маленькой! (Про девочку, шубку, варежку).                       Про что можно сказать маленький (Про мальчика, домик, грибок, ребенка). Во всех случаях при определении родовой принадлежности внимание детей акцентируют на звуковой стороне слова, а окончания проговариваются немного утрированно.                                                                                          Игры и упражнения на употребление существительных во множественном числе, родительном падеже.                                                                             Словесные упражнения.                                                                                               «Чего нет у Тани?»                                                                                                    Стала Таня на прогулку собираться. Какие вещи надевают, когда идут на прогулку? (Пальто, туфли, ботинки, колготки, гольфы, носки, рейтузы).                  А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Носков, гольфов, рейтуз, туфель, пальто).                                                                                               «Один и много».                                                                                                    Вначале воспитатель – ведущий.                                                                                   У меня один чулок. А у тебя? – У меня много чулок.                                                  У меня один носок. А у тебя? – У меня много носков.                                                У меня один гольф. А у тебя? – У меня много гольфов.                                               У меня одни рейтузы. А тебя? – У меня много рейтуз и т. д.             Упражнения на подбор глаголов  «Кто что умеет делать».                                                                                                                                                                           Собака – лает, сторожит (дом), рычит, виляет (хвостом), бегает, грызет (кости).                                                                                                                       Кошка – мяукает, мурлыкает, царапается, лакает (молочко), ловит мышей, играет.                                                                                                                            «Кто больше назовет действий».                                                                              Что можно делать с водой? – Пить, наливать, плавать (в воде), играть (с водой), переливать (воду), кипятить.                                                                           Что можно делать с мячом? – Играть, бросать, ловить, пинать.                                    Что можно делать с цветами? – Рвать, нюхать, смотреть, любоваться, поливать, дарить, сажать.                                                                                           «Где что можно делать».                                                                                           Что можно делать в лесу? – Гулять, собирать грибы и ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать.                                                                                           Что можно делать на реке? – Купаться, плавать, нырять, загорать, кататься (на лодке), ловить рыбу.                                                                        Усложняются задания на употребление глаголов.                                                  Одеть – надеть, одеть – раздеть, надеть – снять.                                                         На спряжение глаголов, на употребление неизменяемых существительных, предлогов и наречий с пространственным значением.                                    Наверху, внизу, слева, напротив, между.                                                             Для введения в речь причастий можно использовать упражнения с картинками и словесные:                                                                                     Мальчик читает. Какой мальчик? – Читающий мальчик.                                Мальчик рисует. – Рисующий мальчик.                                                            Самолет летит, гудит. – Летящий, гудящий самолет.                                           Лист желтеет, зеленеет, краснеет, шуршит. – Желтеющий, зеленеющий, краснеющий, шуршащий лист.

2.3.  Методика формирования синтаксической стороны речи

В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание. В старшем дошкольном возрасте значительно совершенствуется синтаксическая сторона речи. Ребенок овладевает многообразием простых и сложных синтаксических конструкций в связи с развитием диалогической и монологической форм речи. Дети в основном правильно строят простые распространенные предложения с однородными членами, с обособленными оборотами; используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, прямую речь, употребляя соединительные, противительные и разделительные союзы. Речь детей характеризуется большей связностью, отсутствием зависимости от наглядной ситуации, т. е. контекстностью. Продолжается формирование простых и сложных предложений. В связи с этим особое внимание уделяется умениям употреблять правильный порядок слов, согласовывать слова в предложении, пользоваться прямой и косвенной речью. Необходимо формировать у детей элементарное представление о предложении и его структуре, умение пользоваться союзами, вводить языковые средства для соединения структурных частей предложения (потому что, ведь, всегда, например). С целью развития синтаксической стороны речи используются дидактические игры, сюжетные картинки, словесные упражнения, коммуникативные ситуации, художественные тексты. Рассмотрим содержание образовательного материала.                                                      Подбор однородных определений для согласования существительного с прилагательным в роде и числе.                                                                          Какая сегодня погода? (Хорошая)                                                                       Почему хорошая? (Светит солнце, тепло, нет ветра, нет дождя)                        Какой бывает день, когда тепло? (Теплый)                                                          Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный)                                            А когда нет ветра? (Безветренный) и т. д.                                       Прослушивание предложений и составление ответов на вопросы с правильным употреблением предлогов.                                                    Предложения:                                                                                                              Дети были в школе. Мальчик зашел за дом. Снег лежал на крыше. Кошка залезла под пол. Воробей сидел на заборе. Пловец нырнул под воду. Теплоходы пристают к пристани. Человек завернул за угол. Посуду поставили на стол.                                                                                           Вопросы:                                                                                                                   Откуда пришли дети? (Из)   Откуда вышел мальчик? (Из-за)   Откуда сбрасывали снег? (С)   Откуда вылезла кошка? (Из-под)   Откуда слетел воробей? (С)   Откупа вынырнул пловец? (Из-под)  От чего отходят пароходы? (От) Откуда вышел человек? (Из-за)   Откуда убрали посуду? (Со)         Начиная со средней группы рекомендуется вводить разработанную еще Е. И. Тихеевой «ситуацию письменной речи» (ребенок диктует, а взрослый записывает). Этот прием активизирует употребление сложных предложений, способствует совершенствованию синтаксической структуры предложения. Развитие синтаксической стороны речи осуществляется и на занятиях по обучению монологической речи. Разные виды рассказов побуждают ребенка использовать различные синтаксические структуры. В описании наиболее часто используются простые предложения, поскольку это необходимо для характеристики героя или предмета. Повествовательные рассказы требуют изложения событий в определенной временной последовательности, поэтому возникает необходимость в употреблении глагольной лексики и разных видов предложений. Еще более сложные в синтаксическом отношении задачи ставятся в связных высказываниях типа рассуждений. Причинно-следственные, временные и другие отношения выражаются в предложениях с сочинением и подчинением. При пересказывании литературных текстов дети употребляют прямую и косвенную речь. Особенно сложен пересказ с перестройкой текста, когда содержание и способы передачи чужой речи перестраиваются в зависимости от позиции героя, его точки зрения на события, участия в них. Задание дополнить сложное предложение можно провести в интересной форме, используя игру «Размытое письмо» (методический прием разработан Ф. А. Сохиным и М. С. Лаврик). Воспитатель обращается к детям: «К нам в гости пришел зайчонок. Он очень огорчен, потому что получил от друга письмо, а прочесть его не может – дождем размыло некоторые слова. Зайчонок не может догадаться, что там было написано. Давайте поможем ему». Воспитатель читает зайкино письмо, в котором содержатся незаконченные предложения, например: «Мы сделали лодку, чтобы…» и т. д. Упражнения по составлению сложных предложений путем добавления придаточных предложений ( Занятия в детском саду/Под ред. А. П. Усовой. – М., 1954. – С.275–276, 6).                                           Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают ее.                                         Сегодня нужно надеть галоши, потому что… (на дворе лужи).                       Сережа взял карандаш, чтобы… (рисовать).                                                   Сережа не достает до звонка, потому что он… (маленький).                          Дети поливают морковь для того, чтобы… (она хорошо росла).                     «Один начинает – другой продолжает».                                               Воспитатель предлагает детям продолжить предложение:                                   Мама купила Коле… красный флажок.                                                                 Утром дети идут… в детский сад.                                                         Воспитатель начинает. У нас на клумбе. Кто хочет продолжить? Галя. Распустилась красная гвоздика. Воспитатель. А можно еще продолжить? Витя. Она очень хорошо пахнет. Воспитатель. Теперь скажите все сразу. Галя. У нас на клумбе распустилась красная гвоздика, она очень хорошо пахнет. И т. п.                                                                                           Упражнения на построение предложений с глаголами сослагательного наклонения. «Закончи предложение».                                                                     Мы пойдем гулять, если... (не будет дождя).                                                       Цветы засохнут, если... (их не поливать).                                                                   Если бы я не помог Наташе, она бы... (могла упасть).                                       Чашка разобьется, если... (ее уронить).

2.4.  Методика формирования способов словообразования

Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух, обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами (образованными от других), а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств. В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель – учительница) или приставок (ехал – уехал – переехал – выехал); сформировать навыки образования слов по аналогии.                                              В старшем дошкольном возрасте программа рекомендует знакомить детей с типичными способами словообразования. Прежде всего закрепляют полученные на предыдущих возрастных этапах такие грамматические навыки, как навыки образования наименований посуды и детенышей животных и птиц с помощью суффиксов (грачонок – грачата, снегирь – снегирята – один и много, но один птенчик – ласточка, синичка, много – ласточки, синички). Здесь уместны задания на объяснение значения слов: «О чем говорит слово воробьишкой» (Детеныш воробья, маленький, шаловливый, а воробей большой).                                                                                В основном при этом используются словесные игры и упражнения: «Магазин», «Зоопарк», «Угадай, чего не стало».                                   Закрепление наименований детенышей может осуществляться в процессе рассматривания картин из серии «Дикие и домашние животные» (корова с теленком, лошадь с жеребенком и др.).                                                               Более сложная задача – образование названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок и других средств. Ребенок учится вычленять части слова (приставки, корни, суффиксы, окончания), осмысливать их, оперировать ими. Чтобы уточнить, какие профессии знают дети, можно провести игру «Знаешь ли ты профессии?» (упражнение в образовании существительных, обозначающих лиц по профессии).  Все вокруг нас трудятся. Часто название профессии (кем работает человек) очень похоже на его дела или его инструменты, машины: детей учит учитель, работает на кране крановщик. Если вам скажут, что делает человек, вы можете правильно назвать его профессию.                                                       Чинит часы… (часовщик).                                                                                    Дома строит… (строитель).                                                                                Чинит сапоги… (сапожник).                                                                          Проверяет билеты… (билетер).                                                                           Работает в библиотеке… (библиотекарь). И т. д.                                                     В игре «Кто он такой?» дети учатся образовывать существительное от глагола. Образец: если он за всех заступается, он заступник. Он много работает. Он… (работник). А когда часто дерется. Он (драчун). Много-много говорит. Он… (говорун)  и т. д.                                                                                        В игре «И я тоже» дети образуют с помощью суффиксов существительные женского рода. Он летчик – я тоже (летчица). Он плясун – я тоже (плясунья). Он умник – я тоже (умница) и т. д.                                                                       Детей учат подбирать однокоренные слова («слова-родственники») (береза, березовый, подберезовик; лист, лиственный, листопад). «Слова-родственники» должны иметь похожую часть и быть связаны по смыслу. Одна из задач – научить детей разным способам образования степеней сравнения прилагательных. Сравнительная степень образуется при помощи суффиксов - ее(-ей), - е-, - те(синтетический способ) и при помощи слов более или менее (аналитическим способом): чистый – чище – более чистый. Превосходная степень образуется путем прибавления к основе прилагательного суффиксов - ейш-, - айш(синтетический способ) (высочайший, умнейший) и при помощи вспомогательных слов самый и наиболее (аналитический способ) (самый высокий, наиболее правильный). Целесообразно проводить небольшие по продолжительности упражнения (5 – 6 мин):                                                                                                                     - - На образование прилагательных от основ существительных:                           Какое варенье из малины? (Малиновое) из клубники? (Клубничное) из смородины? (Смородиновое).                                                                                    - На употребление суффиксов существительных мужского и женского рода: Занимается спортом (спортсмен). Играет в футбол (футболист). Катается на лыжах (лыжник). Катается на велосипеде (велосипедист). Хорошо прыгает (прыгун).                                                                                                                          - На образование притяжательных прилагательных (значение принадлежности):                                                                                                       В доме жила коза. Чей дом? (Козий) В другом доме жил верблюд. Чей дом? (Верблюжий) В этом доме хрюкает поросенок. Чей дом? (Поросячий) Дружно в доме крякают утки. Чей дом? (Утиный).                                   Учитывая растущее у ребенка осознание особенностей своей и чужой речи, особую чувствительность к языку, следует шире использовать вопросы проблемного характера:                                                                            Мясорубка. Для чего она нужна? Почему ее так назвали? (Рубит мясо) Соковыжималка. Для чего она нужна? Почему ее так назвали? (Выжимает сок).

 

Заключение

Формирование грамматической стороны речи ребенка - постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизиологическим основам развития грамматического строя детской речи. Таким образом, следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Неисправленная грамматическая ошибка - лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. Работа вне специальных занятий - это в основном исправление ошибок детей. При этом внимание ребенка должно быть остановлено на правильной форме. Исправлять ошибку нужно доброжелательно, тактично и не в моменты эмоционального состояния, творческого подъема ребенка. Не следует повторять ошибку - лучше неоднократно произнести правильную форму. Исправление ошибки будет более эффективным, если воспитатель дает ребенку аналогичные примеры. Повторение ребенком подсказанного педагогом слова или предложения уместно на занятиях по развитию элементарных математических представлений, в дидактической игре, в то время как в процессе рассказа, беседы достаточно, если ребенок только услышал поправку. Исправление на занятиях делается громко, чтобы его восприняли все дети. Иногда (особенно в старших группах) вместо подсказа бывает достаточно замечания («Ты опять сказал неправильно!»), вопроса-напоминания («Ты забыл, как нужно говорить слово «пальто»?), укоризненного взгляда или жеста. Желательно, чтобы воспитатель объяснил детям, что не нужно обижаться на товарищей, которые поправляют ошибку, ведь они хотят помочь научиться говорить правильно, красиво.

 

Литература

1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика  развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М., 1997

2. Арушанова А.Г. Формирование грамматического  строя речи. - М.,2005.

3. Бородич А.М. Методика развития  речи детей. - М.,1981.

4.Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961

5.Дудников А. В. Современный русский язык. – М., 1990

6. Занятия в детском саду/Под ред. А. П. Усовой. – М., 1954. – С.275–276

7. Реформатский  А.  А.  Введение в языковедение. – М., 1967

8. Слобин Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики// Психолингвистика. – М., 1984

9. Тамбовцева А. Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду: Автореферат канд. дисс. – М., 1983

10. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду: РАО НЦ семьи и детства. – М., 1994

11. Ушинский К. Д. Об изучении грамматики в связи с общими задачами обучения языку//Избр. пед. соч. – М., 1954. – Т.2. – С.693

 

 

 

 


 

 



Информация о работе Формирование грамматического компонента языковой способности у детей старшего дошкольного возраста