Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:44, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель исследования – разработать методику проведения занятий с использованием игр, направленных на коррекцию фонетико – фонематических нарушений у старших дошкольников с речевыми нарушениями и апробировать ее эффективность.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III ур.).

Содержание

Введение 2-5
Глава I. Современные взгляды в отечественной логопедии на состояние звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
1.1. Понятие о звуковой культуре речи и фонематических процессах. Развитие этих процессов в онтогенезе.
1.2. Понятие ФФН. Степени ФФН и психолого–педагогическая характеристика дошкольников с ФФН.
1.3. Особенности звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
1.4. Сравнительный анализ методик формирования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.

6 -47
6– 19

18- 40
40 -48
Г лава II. Обследование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
2.1. Сравнительный анализ методик по обследованию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
2.2 Цель и задачи констатирующего эксперимента, характеристика контингента.
2.3. Структура и содержание эксперимента.
49 – 58
58 -79
Глава III. Результаты эксперимента.
3.1. Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием.
3.2.Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
3.3. Сравнительный анализ результатов обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием и ФФН.
3.4. Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.

80 - 171
Заключение. 172-175
Библиография. 176-180
Приложение. 181-226

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников .doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

Аналогично проводятся занятия, на которых дети учатся различать., где гудит пароход (у-у-у), далеко (тихо) или близко (громко), какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у  высоким голосом); кто плачет: мальчик (а-а-а низким голосом) или девочка (а-а-а высоким голосом).

4. Логопед выставляет перед детьми  игрушки или картинки трех  медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех  медведях (в сокращенном варианте), произносит соответствующие реплики  и звукоподражания очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Дети должны отгадать и показать, какой из трех медведей мог так сказать.

5. Детям раздаются картинки домашних  животных и их детенышей –  коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и т.п. Логопед  произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом (му-у, бе-е, хрю и т.д.). Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно, поднять соответствующую картинку.

IIIэтап. На занятиях этого этапа мы учили детей различать слова, близкие по звуковому составу. При этом  мы использовали следующие игры.

1.Логопед показывает детям картинку  и громко, четко называет: «Вагон». Затем объясняет детям : «Я буду  называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно  слушайте. Как я ошибусь – вы хлопните в ладоши». Логопед произносит: «Вагон – вакон – фагон - вагон – факон – вагом» и т.д. Затем показывает детям листок бумаги и называет: «Бумага – пумага – тумага - бумага – пумака – бумака» и т.д. А дети, услышав  неверно сказанное логопедом  слово, хлопают в ладоши

Вначале мы брали слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные.

Усложнение подобных игр – упражнений состояло в следующем. Детям предлагается поднимать красный кружок, если логопед «ошибается», и зеленый, если слово, по их мнени, произнесено правильно. Это требует от ребенка большей внимательности.

2. Логопед выставляет на наборном  полотне картинки, названия которых  очень близки по звучанию. Например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, том, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т.д. Затем называются логопедом 3-4 слова в определенной последовательности, а дети должны отобрать соответствующие картинки и расставить их на наборном полотне в названном порядке (в одну линию, или в столбик в зависимости от инструкции логопеда).

3. Логопед выставляет на наборном  полотне в одну линию следующие  картинки: ком, бак, сук, ветка, каток. Каждому  выходящему к наборному полотну  ребенку предлагается по одной  картинке, которую он должен поставить  под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию. В результате на наборном полотне должны получиться примерно такие ряды картинок:

 

ком   бак   сук   ветка   каток

дом   рак   лук   клетка  платок

сом   мак   жук   пятка   листок

лом            моток

4. “Недовольный Саша”. Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или отдельную фразу). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков — поднимают картинку с изображением недовольного Саши.

5. “Как правильно сказать?”. Логопед имитирует искаженное  и нормальное произнесение звука в слоге (слове) и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильный.

6. “Незнайка запутался”. Логопед рассказывает детям историю  про Незнайку, который нашел много  картинок и никак не может  отобрать из них те, которые ему необходимы. Логопед предлагает детям помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки (лук. жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т. д.). Дети получают первое задание: разложить по коробочкам картинки с изображенными на них предметами, которые произносятся похоже. Затем дети получают второе задание: выбрать из определенной группы картинок ту, которая нужна Незнайке (предмет, изображенный на картинке, называет логопед).

7. “Придумай слово”. Логопед  предлагает детям прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат похоже (мышка—миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза—коса, оса, лиса и т. д.).

8. “Чем отличаются слова”. Логопед предлагает детям рассмотреть  пару картинок и назвать изображенные на них предметы (кит—кот, жук—сук, шар—шарф. Маша—каша, горка— норка и т. д.). Дети должны определить с помощью наводящих вопросов логопеда разницу в звучании этих слов.

9. “Лишнее слово”. Логопед  четко произносит слова и предлагает  ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:

канава, канава, какао, канава;

утенок, котенок, утенок, утенок;

ком, ком, кот, ком;

минута, монета, минута, минута;

винт, винт, винт, бинт;

буфет, букет, буфет, буфет;

дудка, будка, будка, будка и т.д.

10. “Лишнее слово” (второй вариант). Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:

мак, бак, так, банан;

сом, ком, индюк, дом;

лимон, вагон, кот, бутон;

мак,бак, веник, рак;

совок, гном, венок, каток;

пятка, ватка, лимон, кадка;

ветка, диван, клетка, сетка;

каток, моток, дом, поток и т. д.

11.“Мое слово”. Логопед  предлагает ребенку три картинки, просит назвать предметы, изображенные  на них, а затем произносит  слово и предлагает ребенку  определить, какое имеющееся слово  похоже по звучанию на названное:

картинки: мак, дом, ветка; слова для сравнения: сетка, ком, бак, клетка;

картинки: совок, вагон, гном; слова для сравнения: дом, лимон, бидон, загон, каток;

картинки: калитка, дом, каток; слова для сравнения: платок, листок, моток, гном, ком, улитка и т. д.

12. “Поэт”. Логопед читает  двустишие, выделяя голосом последнее  слово в первой строке, и предлагает  ребенку выбрать для рифмы  одно слово из предложенных:

Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные... (перина, подушка, рубашка).

Без ключа, ты мне поверь, Не откроешь эту... (тумбочку, дверь, книгу).

От грязнули даже стол Поздним вечером... (сбежал, ушел, ускакал).

Две сестрички, две лисички Отыскали где-то... (спички, щетку, ложку).

Тебе кукла, а мне — мячик. Ты девочка, а я... (игрушка, медведь, мальчик).

Говорила мышка мышке:

До чего люблю я... (сыр, мясо, книжки)

Серый волк в густом лесу Встретил рыжую... (лису, белку).

Опустела мостовая, И уехали... (автобусы, трамваи, такси).

Катя Лену просит дать Краски, карандаш... (ручку, тетрадь, книгу) и т. д.

13. “Расставь по местам”. Логопед читает стихотворение  и предлагает ребенку выбрать  из близких по звуковому составу  слов, обозначающих предметы, изображенные  на картинке, нужное слово и  ответить на вопрос. Предварительно  предметы на картинках называются ребенком, сложные понятия уточняются.

Я тебе задачу дам — все расставить по местам:

Что скатали мы зимой...? Что построили с тобой...? На крючок в реке попал...? Может все, хоть ростом мал...?

Слова для выбора: дом, ком, гном, сом.

Я опять задачу дам — все расставить по местам:

Что стащил игривый кот...? Детям мамочка плетет...? С гор спускается, течет? Что за скользкий, ровный лед...?

Слова для выбора: каток, поток, венок, моток и т.д.

IV этап. На этом этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги. Начинали мы с такой игры.

1. Логопед произносит слоговой  ряд, например: на – на –на – па. Дети должны определить и сказать, что здесь лишнее.

Затем слоговые ряды  усложняются следующим образом: на – но – на, ка-ка-га-ка, па-ба-па-па и т. д.

2. Логопед вызывает водящего  и говорит ему на ухо определенный  слог, например: па. Ребенок его в слух повторяет. Логопед или называет этот же слог вслед за ребенком, или говорит оппозиционный. Это должно получиться примерно так: па – па, па – ба или ва – фа, ва – ва и т.д.

Дети должны после каждой пары слогов, произнесенной водящим и логопедом, угадать, одинаковые слоги  были произнесены или разные. Для  того чтобы логопед мог контролировать реакцию каждого ребенка, он предлагает детям поднять красный кружок, если слоги одинаковые, если разные – спокойно сидеть, или если разные – поднять красный кружок, одинаковые – зеленые.

3. Повторение серий слогов  с общим гласным и разными  согласными звуками:

та-ка-па 

па-ка—та 

ка-на-па 

га-ба-да 

фа-ха-ка 

ма-на-ва 

ба-да-га 

ка-ва-ха 

и т.д. 

 

Аналогично — с гласными у, о, ы;

4. Повторение серий слогов  с согласными звуками, различающимися  по звонкости-глухости (серии из  двух, трех слогов):

па-ба 

та-да 

по-бо 

ка-га 

пу-бу 

фа-ва 

са-за 

шу-жу 

и т.д. 

 

па-ба-па 

та-да-та 

ва-фа-ва 

по-бо-по 

да-та-да 

фа-ва-фа 

пу-бу-пу 

ка-га-ка 

са-за—са 

пы-бы-пы 

га-ка-га 

зу-су-су 

и т.д. 

   

5. Повторение серий слогов  с согласными звуками, различающимися  по мягкости-твердости:

па-пя 

по-пё 

пу-пю 

пы—пи 

ма-мя 

мо-мё 

му-мю 

мы-ми 

ва-вя 

во-вё 

ву-вю 

вы-ви 

та-тя 

то-тё 

ту-тю 

ты-ти 

и т.д. 

     

6. Повторение серий слогов  с наращиванием стечения согласных  звуков:

па-тпа 

на-пна 

ка-фка 

фа—тфа 

та-пта 

на-фна 

ка-тка 

ка-пка 

та~фта 

ма-кма 

на-кна 

та-кта 

и т.д. 

     

Аналогично — с другими гласными звуками.

7. Повторение серии слогов  с общим стечением двух согласных  звуков и разными гласными:

пта-пто-пту-пты кта-кто-кту-кты фта-фто-фту-фты тпа-тпо-тпу-тпы и т.д. 

тма-тмо-тму—тмы кна-кно-кну-кны фка-фко-фку-фкы пна-пно-пну—пны 


8. Повторение серий слогов  со сменой позиции согласных  звуков в стечении:

пта-тпа пка-кпа фпа-пфа и т.д. 

кта-тка фка-кфа гда-дга 

фта—тфа хта-тха вба-бва 


9. Игра “Телефон”. Дети  сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слог или серию слогов (например: ее, су—су—со, па—па—са и т. д., состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.

10.Игра “Какой отличается?”. Логопед произносит серию слогов (например: ну—ну—но, сва— ска—сва, са—ша—са и т. д.) и предлагает  детям определить, какой слог  отличается от других и чем.

Постепенно в течение этого периода дети овладевают умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

Vэтап. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется согласно традиционной методике с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в слогах, словах. Каждому звуку подбирается картинка-образ. Содержание упражнений может предусматривать, наряду с дифференциацией звуков, развитие слуховой памяти. Причем начинали мы обязательно с дифференциации гласных звуков.

1. Логопед раздает детям картинки  с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у-у-у», «Девочка плачет: а-а –а», «Птичка поет: и-и-и». Затем логопед попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а-а-а-а или у-у-у-у, или и-и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.

Затем мы усложняли эту игру следующим образом:

  1. Логопед произносит эти звуки кратко: а, у, и.
  2. Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Логопед объясняет детям, что красный. Например, соответствует звуку а, желтый – звуку и, зеленый – звуку у.
  3. В ряде данных гласных а,у,и включаются и другие звуки, например о,ы,э, на которые дети не должны реагировать.

Информация о работе Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН