Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:44, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель исследования – разработать методику проведения занятий с использованием игр, направленных на коррекцию фонетико – фонематических нарушений у старших дошкольников с речевыми нарушениями и апробировать ее эффективность.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III ур.).

Содержание

Введение 2-5
Глава I. Современные взгляды в отечественной логопедии на состояние звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
1.1. Понятие о звуковой культуре речи и фонематических процессах. Развитие этих процессов в онтогенезе.
1.2. Понятие ФФН. Степени ФФН и психолого–педагогическая характеристика дошкольников с ФФН.
1.3. Особенности звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
1.4. Сравнительный анализ методик формирования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.

6 -47
6– 19

18- 40
40 -48
Г лава II. Обследование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
2.1. Сравнительный анализ методик по обследованию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
2.2 Цель и задачи констатирующего эксперимента, характеристика контингента.
2.3. Структура и содержание эксперимента.
49 – 58
58 -79
Глава III. Результаты эксперимента.
3.1. Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием.
3.2.Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
3.3. Сравнительный анализ результатов обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием и ФФН.
3.4. Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.

80 - 171
Заключение. 172-175
Библиография. 176-180
Приложение. 181-226

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников .doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

4. Знакомство с  восклицательной интонацией, средствами  ее выражения и способами обозначения.

Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые относятся к междометиям типа «Ой!», «Ах!», «Ух!», «Ура!» и т.п. Проводится беседа по содержанию каждой картинки. Например:

-Девочке больно. Как закричала  девочка? (Ой!)

-Девочка разбила мамину  любимую чашку. Как она воскликнула? (Ах!)

-Мальчики играют в войну. Что они кричат? (Ура!) и т.д.

Затем детям снова последовательно показываются подобранные картинки и дается задание: назвать слово, соответствующее данной картинке. Потом логопед спрашивает: «Как мы говорим эти слова: спокойно или громко, восклицая?» После этого детям показывается, что восклицательно можно произнести и целое предложение. Уточняется, что при произнесении такого предложения голос или резко повышается, или сначала повышается, а затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически следующим образом:


 

Затем детям предлагается придумать восклицательные предложения.

При знакомстве с различными видами интонации и определении картинки-символа (гномик “Точка”, гномик “Вопросик”, гномик “Восклицание”, либо картинки с изображением ., ?, !) могут использоваться следующие стихотворения:

Восклицательный знак

Друзья! В произведениях Стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения Противник тишины! Где я, те предложения С особым выражением Произнестись должны!

(А. Тетивкин)

Бурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у молодца!

Вопросительный знак

Разные вопросы задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем? Вот какой я мастак, Вопросительный знак.

(А. Тетивкин)

Вечно думая над смыслом Изогнулся коромыслом.

Точка

У нее особый пост В самой малой строчке. Если точка — Вывод прост:

Это значит — Точка.

Фразу следует кончать, Если точка рядом. Точку надо уважать, Точку слушать надо.

(Ф. Кривин)

Предложения бывают:

1. Вопросительные

Сейчас, когда приду домой, Произнесет их мама:

“Ты дрался, да?..

Ты что — немой?..

Ну что молчишь упрямо?”

2. Повествовательные

Повествовать придется мне, И я скажу:

“Не дрался, не... Свалился с дерева, и вот...”

3. Восклицательные

Тут папа в комнату войдет. Войдет и скажет:

“Лоботряс! Я проучу тебя сейчас!”

(Ф. Кривин)

Далее мы занимались формированием интонационной выразительности в экспрессивной речи. В ходе логопедической работы использовались специальных подготовительных упражнений по развитию высоты и силы голоса, по восприятию движений тона голоса, по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания. В работу включаются следующие задания:

1. Восприятие и определение  силы голоса (тихий, громкий) при  произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз.

2. Восприятие и определение  высоты голоса (низкий, высокий) при  произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз.

В данных заданиях широко используются игры и инсценировки (“Далеко или близко?”, “Заблудились”, “Высоко или низко”, “Три медведя”) и т. д.

3. Длительное произнесение  голосом средней громкости отдельных гласных и согласных звуков:

и т.д.

ау ои ауи аза усо и т. д.

5. Усиление и ослабление  голоса (от беззвучной артикуляции  до громкого произнесения и наоборот) на материале отдельных гласных звуков и сочетаний из двух—трех гласных звуков:

у — беззвучная артикуляция — ау, ауи у — шепотное произнесение — ау, ауи у — тихое произнесение — ау, ауи у — громкое произнесение — ау, ауи и т. д.

6. Тренировка динамического  диапазона голоса при пении  гласных звуков — громко, тихо, с постепенным затиханием голоса, с постепенным усилением голоса.

7. Повышение и понижение  голоса при произнесении отдельных  гласных звуков, сочетаний из  двух—трех гласных звуков, слогов:

8. Чередование повышения  и понижения голоса при произнесении  отдельных звуков: 

А а А а А а

9. Постепенное повышение голоса с последующим его понижением при произнесении гласных звуков:

Формирование интонационной выразительности речи проводилось по четырем основным типам интонационно-мелодических структур в процессе выполнения упражнений в определенной последовательности:

1. Упражнения по отработке интонации повествовательного предложения, характеризующейся

понижением мелодики на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением:

Это Маша.

Маша поет.

На улице ранняя весна. И т. д.

2. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения без вопросительного слова, характеризующейся резким повышением частоты основного тона на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением:

Маша пришла?

Маша пришла?

Маша поет песню?

Маша поет песню?

Маша поет песню? И т. д.

3. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения с вопросительным словом, характеризующейся повышением тона на стоящем в начале предложения вопросительном слове:

Как Маша поет?

Когда он приедет?

Сколько в саду детей? И т. д.

4. Упражнения по отработке восклицательной интонации предложения, характеризующейся восходяще-нисходящей мелодикой:

Какая она красавица!

Это же мама!

Доброе утро!

и т. д., с включением упражнений на увеличение длительности синтагматически ударного гласного и замедление темпа произнесения предложения (например, при выражении ласки, нежности, про-сительности):

За-а-айчик мой! Маша, да-а-ай ручку!

и его сокращение:

Смотри! Начинай работу! И т. д.

В ходе работы по развитию интонационной выразительности речи широко использовались упражнения с междометиями, звукоподражаниями, считалками, диалогами-инсценировками, сказками и т. д. На начальных этапах работы отработка интонации осуществлялась по подражанию: детям предлагается произносить различные интонационные структуры сопряженно, повторяя за логопедом и лишь затем — самостоятельно. Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т. д.) необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применить, например:

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо...

Жили-были серый еж

и его ежиха.

Серый еж был очень тих

И ежиха тоже.

И ребенок был у них —

Очень тихий ежик.

Всей семьей идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Еж-отец, ежиха-мать

И ребенок-ежик.

Вдоль глухих осенних троп

Ходят тихо: топ-топ-топ.

В дом лесной вернутся еж,

Ежик и ежиха,

Если сказку ты прочтешь

Тихо,

Тихо,

Тихо...

(С. Маршак)

Скажи погромче Слово “гром” — Грохочет слово,

Словно гром.

(А. Барто)

Опавшей листвы разговор еле слышен:

Мы с кленов... Мы с яблонь... Мы с вязов... Мы с вишен... С осинки... С черемухи... С дуба... С березы... Везде листопад:

На пороге — морозы!

(Ю. Капотов)

В водах тихого затона Пели песни три тритона. Первый звался Харитоном, Пел красивым баритоном. Славно пел тритон Антон, Был он тоже баритон. Но у третьего тритона Голос ниже на три тона. А уж если у тритона Голос ниже баритона — Значит, это мощный бас1 Вот и весь рассказ.

(Л. Мезинов)

(Детям предварительно  объясняются незнакомые понятия, ребенку предлагается изобразить  голоса тритонов.)

Взаимообусловленность процессов дыхания, артикуляции и голосообразования предполагает проведение одновременного коррекционного воздействия по этим направлениям. В ходе коррекционного воздействия по нормализации речевого дыхания работа проводится в определенной последовательности.

а) Вначале осуществлялось воспитание правильного диафрагмально-реберного дыхания по подражанию, с использованием контроля посредством ладони ребенка.

б) С целью закрепления диафрагмального типа дыхания, а также с целью развития умения осуществлять короткий, легкий вдох и плавный, длительный выдох через рот, с детьми проводились упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания, с обязательной паузой после вдоха:

— вдох и выдох через нос;

— вдох через нос, выдох через рот;

— вдох через рот, выдох через нос;

— вдох и выдох через рот.

в) Формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществлялось в процессе выполнения специальных упражнений. В ходе работы по данному направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем — слов, коротких фраз, стихотворений и т. д. Сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем — без этой опоры. Задания предлагаются в игровой форме, их выполнение происходит по подражанию или по словесной инструкции.

В качестве примера остановимся на некоторых упражнениях:

- Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на  живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

- Произведите короткий, спокойный  вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем  произведите протяжный, плавный выдох через рот.

- Сделайте короткий вдох при  открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

-  Произнесите плавно на одном  выдохе несколько звуков: 
аaaaa   аaaaaooooooo   аaaaaуууууу

- Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).

- Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

Капля и камень долбит.  
Правой рукой строят – левой ломают.  
Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.  
На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.  
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.  
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.  
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...  
- Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Репка.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.  
Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может.  
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!  
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!  
Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!  
Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!  
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!

“Поем песенку”. Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук “а” (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

“Немое кино”. Логопед показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

“Топор”. Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки — вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести “ух!” на длительном выдохе.

“Зоопарк”. Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

“Ворона”. Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх — сделать вдох, медленно опустить руки — длительный выдох с произнесением звукоподражания “кар”.

Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например: гуси — произнести на выдохе “га га га” (го, гы), корова — произнести на выдохе “му”, кошка — “мяу” и т. д.).

“В лесу”. Логопед ищет “потерявшихся в лесу” детей, называя их по имени. Ребенку предлагается, услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести “ay”. Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы “Оля, ау!”, “Миша, где ты?”, “Я здесь!” и т. д., которые должны быть произнесены ребенком на одном выдохе.

г) Формирование направленной воздушной струи.

В связи с тем, что произношение значительного количества звуков требует правильного выхода воздушной струи через середину ротовой полости и в образовании ее участвуют щеки, губы и язык, параллельно с работой по развитию артикуляторной моторики проводится работа по формированию направленной воздушной струи. С целью воспитания направленной воздушной струи можно использовать следующие упражнения (каждому упражнению дается название и подбирается соответствующая картинка-образ, выполнение упражнений происходит по подражанию и по словесной инструкции):

“Толстяк” ( картинка-образ — мальчик с надутыми щеками). Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.

“Худенький” (картинка-образ — худенький мальчик с впалыми щеками). Рот приоткрыть, губы сомкнуть, втягивать щеки внутрь.

“Снежок” (картинка-образ — падающие снежинки). Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать.

“Дудочка” (картинка-образ — дудочка). Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

Информация о работе Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН