Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:44, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель исследования – разработать методику проведения занятий с использованием игр, направленных на коррекцию фонетико – фонематических нарушений у старших дошкольников с речевыми нарушениями и апробировать ее эффективность.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III ур.).

Содержание

Введение 2-5
Глава I. Современные взгляды в отечественной логопедии на состояние звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
1.1. Понятие о звуковой культуре речи и фонематических процессах. Развитие этих процессов в онтогенезе.
1.2. Понятие ФФН. Степени ФФН и психолого–педагогическая характеристика дошкольников с ФФН.
1.3. Особенности звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
1.4. Сравнительный анализ методик формирования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.

6 -47
6– 19

18- 40
40 -48
Г лава II. Обследование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
2.1. Сравнительный анализ методик по обследованию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
2.2 Цель и задачи констатирующего эксперимента, характеристика контингента.
2.3. Структура и содержание эксперимента.
49 – 58
58 -79
Глава III. Результаты эксперимента.
3.1. Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием.
3.2.Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
3.3. Сравнительный анализ результатов обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием и ФФН.
3.4. Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.

80 - 171
Заключение. 172-175
Библиография. 176-180
Приложение. 181-226

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников .doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

«МЫТЬЕ РУК». Попробуем вместе с детьми проимитировать процедуру мытья рук под струей воды с разным напором. Итак: напор – нормальный. Движения рук – широкие, неспешные, плавные. Но вдруг напор уменьшается. Движения становятся более сосредоточенными и немного напряженными – воду приходится специально растирать по поверхности рук, следя, чтобы был промыт каждый участок этой поверхности. И вот уже струйка совсем стала тонкой. Мы с силой втираем воду в кожу, напряженно смыкая поверхности обеих рук; возможно, начинаем торопиться (а вдруг совсем выключат воду!). Но неожиданно напор вновь становится нормальным, и мы опять моем руки привычным способом. Задание повторяется. Здесь важно вызвать у детей ощущение контраста.

«ДИРИЖИРОВАНИЕ». Произвольные ритмичные движения рук под музыкальное сопровождение или без него. Это упражнение можно включать не только в музыкальные, но и во все остальные занятия. Так, дирижированием полезно сопровождать выполнение упражнений в счете на занятиях по развитию элементарных математических представлений и т. п.

УПРАЖНЕНИЕ  «РАДУЖНЫЕ БРЫЗГИ». Встряхивание расслабленных кистей в различном темпе, имитирующее разбрызгивание капель воды.

   Но начинали мы с простейших  упражнений. Показав его 2 раза, предлагали  затем детям выполнять только  по нашей команде, без показа. Это развивает слуховое внимание детей.

  1. Руки в стороны. Руки подняты до уровня плеч и составляют с ними одну линию.
  2. Руки вперед. Руки подняты до уровня плеч и параллельны одна другой.
  3. Руки наверх. Руки подняты вертикально и приблизительно параллельны друг другу.

 При этом мы обращали внимание  детей на то, что в плечах  и руках не было излишнего  напряжения. Здесь нам на помощь  приходили упражнения на расслабление.

  1. Встать, слегка наклонившись. Руки в стороны. Затем уронить руки как «веревочки».
  2. Твердые и мягкие руки. Ребенок поднимает руки в стороны (или вперед) и до предела вытягивает их от плеч до кончиков пальцев. Потом ослабить напряжение, плечи опускаются, локти, кисти, пальцы слегка сгибаются.

Предлагая  ребенку выполнять различные упражнения для рук, мы постепенно усложняли их. Ребенок при этом исполнял различные «роли».

      «Петрушка».

Слегка наклонившись. Прямые провисшие руки раскачиваются в стороны, затем перекрещиваются.

      «Балерина».

Стоя. Широкий взмах руками, разведенными в разные стороны. Подняться на носки. Взмах кистями рук.

      «Маятник» 

Слегка наклонившись. Руки – вниз, перед собой, раскачиваются параллельно вправо-влево.

   Для того, чтобы сделать  работу по развитию пальцевой  моторики регулярной и результативной оптимальным оказалось использование физминуток на занятиях. Мы пытались, по возможности, увязать тексты непосредственно с темой проводимого занятия. Такой подход позволяет реализовать цель занятия, экономнее использовать учебное время, пополнять словарь детей.

   Стихотворные тесты, по мнению  Т. А. Ткаченко, позволяют также нормализовать  темп речи детей, добиться большей  ее плавности, ритмичности, что положительно  сказывается на формировании  слоговой структуры слова, а в  конечном счете – на совершенствовании фонетической стороны речи. Содержание физминуток меняется почти каждое занятие. Длительность физминутки в одном занятии составляет 2-3 минуты. Мы проводим физминутки на всех занятиях в течение дня. Таким образом, сумма времени для развития пальцевой моторики составляет на каждого ребенка 6-9 минут.

   Физминутки проводятся примерно  в середине занятий, дети при  этом стоят около своих стульев  и вместе со взрослым проговаривают  стихотворный текст, сопровождая  его определенными движениями  пальцев рук. Текст подбирался такой, чтобы в одной физминутке содержалось большое количество разнообразных пальцевых движений и они сочетались бы с произносимыми стихами.

   Мы наблюдали, что сначала  у большинства детей возникали  трудности: пальцы малоподвижны, движения не точны, темп даже самых легких упражнений замедленный. Но постепенно дети овладели самыми сложными упражнениями. В ходе физминуток, мы предлагали детям как бы «конструировать» из пальцев предметы и объекты. Дети изображали цветы, деревья, животных, птиц, различные предметы. Такая необычная игровая деятельность вызывала у них интерес и яркий эмоциональный настрой, что позволяло максимально мобилизовать их внимание. Желание быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулировало запоминание. Разученные сценки – упражнения дети уже по собственной инициативе воспроизводили в самостоятельных играх.

   В сентябре месяце мы  начинали с разминки пальцев  рук – сжимание в кулак и  разжимание пальцев. Движения производились  одновременно двумя руками под  счет «Раз – два. Раз – два». Для этого упражнения можно использовать и резиновые игрушки. Повторяется оно 5 раз.

   «ЛЕПИМ УМЕЛУЮ И УВЕРЕННУЮ  РУКУ». Ребенку предлагается побывать  в роли скульптора, который превращает  в материале свои представления  о таких человеческих качествах, как умелость и уверенность. «Материалом» же является рука самого ребенка (правая или левая – соответственно для правшей и левшей). Другая рука выполняет «ваятельные» функции.

    Ваятель разминает глину, добиваясь пластичности материала (руки). Затем, работая с каждым пальцем (разминая, разглаживая его), он придает ему особый характер. Большой палец должен быть сильным, добрым, выступающим основой и опорой для всех остальных (это – папа). Указательный палец – строгий, следящий за порядком, контролирующий (это -  мама). Средний палец – главный помощник родителей  (это – старший брат). Безымянный палец – кроткая, немногословная, но очень трудолюбивая сестричка. Мизинец – маленький помощник всех остальных членов семьи, хотя иногда довольно непослушный (это – младший братик).

   Только такая крепкая  семья сможет решить сложные  задачи, уверенно преодолевать возникающие  при этом трудности. После того  как скульптор поработал с  пальчиками, он оценивает свое  творение в целом (ощупывает, поглаживает  не только пальцы, но и ладошку, тыльную сторону руки и пр.).

   Затем следуют упражнения  на расслабление пальцев и  кистей рук:

«Погладим котенка» - плавные движения, имитирующие соответствующие действия, выполняются сначала одной, потом другой рукой от 3 до 5 раз.

«веселые маляры» - синхронные движения кистей обеих рук вниз – вверх с одновременным подключением кистевого замаха (3 раза), затем влево - вправо (3 раза).

«Курочка пьет воду» - исходное положение (ИП): локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с подключением кистевого замаха.

«Качаем лодочку» - ИП: пальцы сложены вместе, плавные движения кистей рук в горизонтальном положении.

«Веселый оркестр» - имитация игры на различных музыкальных инструментах.

   Далее даются задания на удержание позы кисти руки:

«Зайчик» - ИП: рука опирается на локоть, выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.

«Кольцо» - ИП: то же, большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.

«Гусь» - ИП: то же, большой и указательный пальцы выпрямляются и соединяются в виде клюва, остальные пальцы зажаты в кулак.

   На первых занятиях все  упражнения выполняются в медленном  темпе. Взрослый следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. Можно помогать детям принять ту или иную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки.

   Постепенно задания усложняются, уже на втором месяце обучения можно приступить к работе двумя руками одновременно.

   Упражнения, состоящие из  серии последовательных движений, предполагают развитие и совершенствование  произвольного внимания и автоматизацию  действий. Предлагались задания, состоящие из пальцевых упражнений и подходящего к ним по смыслу стихотворного текста, обычно веселого, озорного. Это детские прибаутки, потешки, шутки, некоторые из них уже сами по себе предполагают как элемент игры движения пальцев, кистей рук.

   Помимо коррекции движений, эти упражнения развивают память, внимание, четкое произношение, содействуют плавности, выразительности речи, что особенно важно для детей со стертой формой дизартрии, т. к. у них часто страдает просодика речи.

   Начинаем с простых упражнений, типа «Пальчик – мальчик». Этот вид упражнений – прикосновение большого пальца к каждому  другому пальцу на руке – мы проводим под разными названиями, что давало возможность варьировать задание.

        1. Пальчик, как тебя зовут?

    Каждому пальцу поочередно  задается вопрос: «Пальчик, пальчик, как тебя зовут?» Пальчики отвечают соответственно: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.

   Кисти рук лежат на  столе: ладонями вниз. Каждым пальчиком  начиная с первого, когда задается  вопрос, обращенный к нему, надо ритмично постукивать по столу. При ответе поднять пальчик как можно выше. У каждого пальчика своя эмоциональная окраска в голосе: низким голосом, с достоинством отвечает 1-й, хвастливо – 2-й, без особых эмоций – 3-й, грустно, с обидой  - 4-й, весело, озорно – 5-й.

        1. «Пальчик-мальчик».
    • Пальчик-мальчик,где ты был?                

С этим братцем – в лес ходил.

С этим братцем – щи варил,

С этим братцем – кашу ел,

С этим братцем – песни пел.

   Воспитатель показывает  большой палец правой руки  и говорит, как бы обращаясь к нему. Прикасается кончиком большого пальца поочередно к кончикам всех остальных пальцев, начиная с указательного.

2Б. Идут четыре брата навстречу  старшему.

    • Здравствуй, большак.
    • Здорово, Васька-указка,

Мишка – середка, Гришка – сиротка

Да крошка Тимошка.

2В. То же упражнение выполняется  пальцами левой руки, те же  движения производить одновременно  пальцами левой и правой руки, пальцы правой руки дотрагиваются  до пальцев левой руки –  поочередно «здороваются»: сначала  большой палец с большим. Затем указательный с указательным и т.д.  Повстречно пальцы правой руки все одновременно « здороваются» с пальцами левой руки.

2Г.                                 «Повстречались».

Воспитатель /В./   Повстречались два котенка. (Соединяются мизинцы обеих рук.)

Ребенок /Р./   мяу-мяу.

В. :   Два щенка. (Соединяются безымянные пальцы.)

Р.:   Ав-ав.

В.:   Два жеребенка. (Соединяются средние пальцы.)

Р.:   Иго-го.

В.:   Два тигренка. (Соединяются  указательные пальцы.)

Р.:   Р-Р-Р.

В.:   Два быка. (Соединяет большие пальцы.)

Р.: Му-у-у.

        1. «Стучит, бренчит».

                                        Выпрямленные кисти лежат на  столе.

          Стучит, бренчит по улице,                                       Постукивать по столу ладонями  

          Фома  едет по улице,                                                 ребрами кистей,  

          Тимошка  на кошке –                                                  тыльной стороной ладоней,

          Туда  же по дорожке.                                                  внутренним ребром обеих кистей,

                                                                                               большой палец прижат к ладони.  

Более подробно материал представлен в приложении. Мы же в своей работе активно применяем  комплексы, разработанные А. Роговиным, А. Толбановой, В. В. Цвынтарным.

   Одним из направлений  первого блока нашей системы  развития ручного праксиса явились  игры с предметами. Например, размещали  на столе шнурок, веревочку зигзагом  и предлагали ребенку «перепрыгивать»  каждым пальчиком через изгибы «ручейка».   Предлагали ребенку аккуратно распутать клубок. Он с восторгом обнаруживал внутри маленького котенка, который играл с клубком и запутался. Из цветных кусочков сукна вырезали вместе с детьми цветочки, звездочки, геометрические фигуры с дырочкой в середине и нанизывали на шнурок. Когда ребенок овладевал «механикой» нанизывания, просили его располагать фигурки в определенной последовательности: кружочек, цветочек, звездочка либо: красный, белый, синий.

   Активно использовались игры в разнообразной предметной деятельности: шнуровка на специальных рамках, нанизывание колец на тесьму, бусинок на нитку, ягод рябины на проволоку – «Сельские украшения», перебор круп – «Золушка».

Информация о работе Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН