Формирование игровой деятельности ребенка как культурно - педагогический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: определить особенности педагогической работы, направленной на формирование игровой деятельности ребенка дошкольного возраста
Объект исследования – работа педагога ДОУ, направленная на формирование игровой деятельности ребенка дошкольного возраста .
Предмет исследования – игровая деятельность детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕ-НИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ В
ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАС-ТЕ……………………………………………………5
1.1 Значение игры для развития ребенка дошкольного возрас-та………5
1.2 Психолого-педагогические проблемы развития сюжетной игры у
дошкольни-ков……………………………………………………………..18
1.3 Вопросы педагогического руководства сюжетными играми детей
дошкольного возрас-та…………………………………………………….25

ГЛАВА 2 ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ……………………………………..…27
2.1 Констатирующий этап эксперимен-та………………………………27
2.2 Формирующий этап эксперимен-та…………………………………35
2.3 Контрольный этап эксперимен-та…………………………………...44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..49

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА КАК КУЛЬТУРНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 2012.doc

— 583.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Таким образом, мы видим, что:

- 13% (2 детей) имеют низкий  уровень развития игровых умений

- 26% (4 детей) имеют средний   уровень развития игровых умений

- 61% (9 детей) имеют высокий уровень развития игровых умений

 

Рис 2.  Процентное соотношение уровней  развития игровых умений в экспериментальной  группе после проведенной работы по формированию игровых умений

Сравнительные данные констатирующего  и контрольного экспериментов представлены в таблице 3

 

Таблица 3 Динамика развития уровня игровой деятельности детей

Имя ребенка

Уровни развития сюжетной игры

Констатирующий этап

Контрольный этап

Вова А.

Средний

Высокий

Федя Б.

Низкий

Средний

Настя Г.

Высокий

Высокий

Лера Д.

Средний

Высокий

Таня Ж.

Средний

Высокий

Яна К.

Высокий

Высокий

Маша Л.

Средний

Высокий

Вероника М.

Высокий

Высокий

Наташа М.

Низкий

Низкий

Алеша М.

Средний

Высокий

Данила С.

Низкий

Низкий

Антон Т.

Низкий

Средний

Аня Х.

Средний

Высокий

Максим Ч.

Низкий

Средний

Вика Ф.

Низкий

Средний


 

Сопоставительные данные позволяют  установить, что значительное количество детей перешло со среднего уровня развития игровой деятельности на высокий (на этапе констатации было 3 ребенка, а на контрольном стало 9 детей) и 4 ребенка с низким уровнем перешли на средний.

Результаты сопоставительного  анализа позволили нам констатировать правомерность выдвинутой нами гипотезы.

С целью анализа состояния предметно-игровой  среды провели смотр на тему: «Создание  условий в группе для организации  сюжетных игр». Результаты смотра были положительными - педагоги экспериментальной группы сумели педагогически целесообразно в соответствии с возрастом подобрать игрушки, создать условия для возникновения и реализации игровых замыслов детей, проявив много выдумки и творчества.

Результаты наблюдений за руководством воспитателей игровой деятельностью детей показал, что педагоги чаще являлись партнерами детей по игре, иногда выступали как наблюдатели за детской игровой деятельностью, помогая при необходимости советом.

В заключение контрольного эксперимента был проведен педагогический совет по теме: «Организация руководства сюжетными играми дошкольников».

Обсуждение на педагогическом совете вопросов изучаемой проблемы позволил нам выявить степень теоретической  и практической подготовленности педагогов. Главным критерием оценки теоретической и практической подготовленности воспитателей мы выделили активное участие в выступлениях и обсуждениях вопросов.

Повестка включала следующие вопросы:

  1. Значение сюжетных игр в развитии личности ребенка.
  2. Особенности сюжетных игр на каждом этапе их развития (из опыта работы).
  3. Методы и приемы руководства игровой деятельностью на каждом этапе ее развития (из опыта работы).

Воспитатели в своих выступлениях были активны, анализировали свою работу за истекший период времени.

В результате проведенной работы мы увидели как возрос интерес воспитателей к новым знаниям и своей работе. Приобретя теоретические знания, воспитатели стали уверенней и глубже анализировать свою работу.

Результаты нашего исследования позволили  нам сделать выводы.

 

 

Выводы по результатам исследования

 

  1. Значение сюжетных игр заключается в том, что они влияют на развитие всех психических процессов, в том числе на творческое воображение и мышление, благодаря игре происходят преобразования интеллектуальной сферы ребенка, кроме того игра является носителем социального опыта дошкольников и способствует формированию их нравственной стороны.
  2. Сюжетная игра в своем развитии проходит ряд этапов: от предметно-действенного этапа к этапу ролевого поведения и от него к сюжетосложению, где центральным содержанием игры является выполнение действий, отражающих социальные и межличностные отношения. Каждый этап требует определенной методики руководства.
  3. Условиями, способствующими развитию сюжетных игр детей среднего возраста, являются: обогащение знаний об окружающем мире, организация предметно-игровой среды и совместные игры с взрослым, обучающие ролевому поведению детей (режиссерские и сюжетно-ролевые игры).
  4. Работа по организации руководства сюжетными играми дошкольников заключается в планировании, организации предметно-игровой среды, организации игровых действий ребенка адекватных соответствующему этапу игровой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, подведем итоги проделанной  работы:

Проблема игры как  деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.). Согласно позиции ученых, игра представляет собой важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Она содержит образец будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенка форме.

Особый характер носит  игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетными. Сюжетная игра – игра самостоятельная. В ней игровой сюжет определяется играющими, нет заданной программы поведения детей и открытых правил, действия ребенка в воображаемой ситуации выступают на первый план.

Анализ психолого-педагогической литературы по изучению сюжетно-ролевой игры (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова, С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина и др.) позволяет дать характеристику особенностей сюжетно-ролевой игры, которые необходимо учитывать при ее руководстве:

- принятие детьми роли взрослых;

- формирование в ней ролевых способов отображения окружающей действительности. Ролевые способы имеют свою специфику развития. В младшем дошкольном возрасте дети усваивают эмоционально-выразительные ролевые действия и высказывания, в среднем и старшем возрасте они учатся вступать в ролевой диалог от лица разных персонажей, используя выразительность движений, жестов, мимику.

- наличие взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками.

В сюжетно-ролевой игре дети становятся более самостоятельными. Их самостоятельность проявляется в выборе замысла, постановке игровых задач, в выборе игровых предметов, роли и ролевых способов отражения окружающего, а также в выборе партнеров. При правильном руководстве в сюжетно-ролевых играх ярко проявляется индивидуальность ребенка, его творчество.

Нами была проведена экспериментальная  работа по формированию у детей игровой  деятельности. Анализируя  результаты, полученные в ходе  нашего эксперимента мы пришли к выводу, что условиями, способствующими формированию и развитию сюжетных игр детей среднего возраста, являются: обогащение знаний об окружающем мире, организация предметно-игровой среды и совместные игры с взрослым, обучающие ролевому поведению детей (режиссерские и сюжетно-ролевые игры). Работа по организации руководства сюжетными играми дошкольников заключается в планировании, организации предметно-игровой среды, организации игровых действий ребенка адекватных соответствующему этапу игровой деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

      1. Бай Е.А. Познавательная активность дошкольников и возможности ее изучения.//Психологическая служба. 2004 № 2 с. 35 – 45
      2. Белоус А.Н. Развитие интеллектуально – познавательной сферы для детей дошкольного возраста : Пособие для педагогов , педагогов – психологов дошкольных учреждений/А.Н. Белоус Мн.: Беларусь. – 2004. – 144с.
      3. Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: Учебное пособие. Мн. Университетское, 1997. - 360с.
      4. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Воспитание детей в игре. – М.,Сфера. 1996. – 212с.
      5. Воспитание детей в средней группе детского сада: Пособие д<span

Информация о работе Формирование игровой деятельности ребенка как культурно - педагогический феномен