Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 10:34, курсовая работа
Цель исследования - изучить возможности дидактической игры в развитии лексической стороны речи у детей 4-го года жизни.
Объект исследования – лексическая сторона речи у детей.
Предметом исследования является процесс формирования лексической стороны речи у детей.
Задачи исследования :
Рассмотреть психолого-педагогические аспекты формирования лексической стороны речи детей дошкольного возраста
Изучить особенности развития речи младших дошкольников
Изучить содержание и методику использования дидактических игр и лексических упражнений в формировании словаря младших дошкольников
Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта.
Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, установить сходство и различие, обобщать и делать выводы20.
Таким образом, в игре развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.
Так как речь наиболее полно развивается в деятельности, а в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря должен быть получен, если проводить ее с использованием многообразных игр. Одним из видов является словесная дидактическая игра, и как вариант – упражнение. Использование данных форм побуждает ребенка к свободному речевому общению и употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас21.
Ниже представлены дидактические игры направленные на коррекцию лексической стороны речи детей и на развитие познавательных процессов.
Цели:
• закреплять умения согласовывать имена
существительные с именами прилагательными
в роде, числе, падеже;
• развивать пространственное восприятие,
анализ и синтез;
• совершенствовать конструктивную деятельность.
Оборудование:
Произвольно разрезанные на несколько
частей цветные квадраты.
Ход игры: детям предлагается сложить квадрат.
После выполнения задания предъявляется ряд вопросов:
- Из каких фигур у вас получился квадрат?
- Из скольких фигур получился квадрат?
- Сколько треугольников вы использовали?
- Сколько квадратов вам понадобилось?
Следует заметить, что каждый вопрос активизирует речевую деятельность ребенка, стимулирует его к использованию различных падежных форм.
Цели:
• отрабатывать употребление родительного падежа количественных
числительных в сочетании с существительными;
• развивать пространственное мышление;
• совершенствовать конструктивную деятельность.
Оборудование: 4 палочки, 4 квадрата, 4 прямоугольника, 4 треугольника, 4 кружка - разных цветов.
Ход игры:
На доску вывешиваются рисунки с образцами фигур, сложенных из таких форм - домик, машина, башня, лодка, елочка.
Детям предлагается из имеющегося материала сложить любую из предложенных фигур. Сложив фигуру, ребенок отвечает на следующие вопросы:
- Из чего ты сложил домик?
- Какого цвета тебе понадобились квадраты для домика?
- Какого цвета ты использовал треугольники для домика?
- Сколько кружков и какого цвета тебе понадобилось?
- Каких фигур ты использовал больше всего?
Далее, игру можно усложнить, раздав детям меньшее количество фигур, чем требуется для предложенных конструкций. Детям задаются следующие вопросы:
- Каких фигур тебе не хватает?
- Фигуры какого цвета ты хотел бы добавить?
3. Игра «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?»
Цели:
• отрабатывать употребление родительного падежа числительных в сочетании с именами существительными;
• развивать зрительное внимание.
Оборудование:
Рисунки, на которых изображены предметы с недостающими частями.
Например, стол на двух ножках, стул на одной ножке, пиджак без пуговиц, машина с одним колесом и т.д.
Ход игры: Детям предлагается ответить на вопрос
- Чего не хватает?
Например, столу не хватает двух ножек; машина без трех колес.
Цели:
• отрабатывать употребление родительного падежа числительных в сочетании с именами существительными;
• развивать зрительное внимание, память; пространственные представления;
• совершенствовать умения использовать в речи предложно-падежные конструкции.
Оборудование: Картинки с изображением на каждой из них множества однородных предметов или группы однородных предметов (например, вилки, ложки, чашки, тарелки, салфетки и т.д.)
Ход игры: Сначала дети называют предметы. Потом закрывают глаза. Логопед убирает одну из картинок (или одну группу однородных предметов). Открыв глаза, дети должны ответить на вопрос «Чего не стало?».
Далее целесообразно задать следующий вопрос: Где, относительно других предметов, находился убранный предмет? (Например - Чашка стояла между тарелкой и салфетками. Вилка лежала перед ложкой. И т.д.).
Цели:
• отрабатывать употребление творительного падежа числительных в сочетании с именами существительными.
• развивать внимание, память.
Оборудование: Предметы группами по четыре, коробка, ящик и пакет.
Ход игры: Логопед на глазах у детей кладет в пакет 2 грибка, в коробку - 3 матрешки, в ящик - 4 кубика. Меняет пакет, коробку и ящик местами и предлагает детям вспомнить, с чем пакет? С чем коробка? С чем ящик? Отвечая, дети должны назвать количество предметов в пакете, в ящике, в коробке. Например: пакет - с тремя матрешками, коробка - с двумя грибками, а ящик - с четырьмя кубиками. Далее, в процессе игры предметы и их количество все время меняются.
Цели:
Оборудование:
Карточки с изображением последовательно расположенных разноцветных геометрических фигур: красный квадрат, желтый круг, синий треугольник, зеленый прямоугольник, черный овал; набор из 5 таких же геометрических фигур для каждого ребенка.
Ход игры: Детям предъявляется одна из карточек и предлагается внимательно рассмотреть и запомнить расположение фигур. После этого дети самостоятельно составляют из геометрических фигур аналогичный узор. После завершения работы результаты проверяются, сверяются с образцом.
Далее идет обсуждение по вопросам логопеда:
- Где расположен круг относительно других фигур? (Желтый круг расположен между красным квадратом и синим треугольником. Желтый круг находится перед синим треугольником и после красного квадрата.)
- Объясните место расположения овала относительно других фигур. И так далее. Затем детям можно предложить для образца другую карточку с теми же геометрическими фигурами, но расположенными в другой последовательности. Работа ведется аналогично предыдущей.
7. Игра «ПУТАНИЦА
Цели:
• отрабатывать употребление наречий много, мало с родительным падежом имен существительных;
• развивать слуховое внимание.
Оборудование: Три фишки для каждого ребенка.
Ход игры: Логопед задает детям вопросы типа:
- В магазине есть продукты?
- В море живет рыба?
- На небе есть тучи? Включаются и провокационные вопросы типа:
- В спальне есть ложки?
- В кухне есть подушки?
Дети предупреждаются, что слушать надо очень внимательно и в ответ включать слова нет, много или мало. Игра идет в быстром темпе. Отвечает тот, на кого укажет логопед, ответ должен быть полным, например:
В море живет рыба.
В кухне нет подушек.
Если ребенок скажет: «В небе есть тучи», его спрашивают: Сколько? Надо ответить словосочетанием мало туч. Тот, кто допускает смысловую или грамматическую ошибку, штрафуется на одну фишку. Выигрывает тот, у кого в конце игры остаются все 3 фишки22.
Представленная игра всегда проходит живо и интересно, позволяет снять эмоциональное напряжение у детей на любом этапе занятия.
Богатство перечисленных игр заключается в том, что они многофункциональны и при грамотном их предъявлении ребенку позволят «подтянуть» недостаточно сформированные психологические и психофизиологические функции до нужного уровня.
Помимо того, что предложенные дидактические игры могут быть успешно использованы на логопедических занятиях, они совершенно доступны для родителей, не требуют специальной подготовки и при систематическом их проведении обязательно дадут ожидаемый результат.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ детского сада № г. урюпинска, в эксперименте принимало участие 6 детей 4-го года жизни.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа:
Констатирующий этап – оценка уровня сформированности словаря у дошкольников;
Формирующий этап – коррекционная работа по формированию и развитию словаря на основе дидактических игр;
Контрольный этап – повторная оценка уровня сформированности словаря у дошкольников
Диагностика состояния лексико-грамматической стороны речи проводилась по методикам Т.Б.Филичевой и Е.А.Стребелевой.
Их цель – исследование состояния словарного запаса у дошкольников. Учитывая возрастные особенности детей, в процессе обследования широко использовалась наглядность (дидактическое пособие Т.Б.Филичевой и Н.В.Соболевой)
Для исследования словарного запаса детям предлагались следующие виды заданий:
1. Обследование предметного словаря.
Цель: Обследование активного и пассивного словарного запаса с опopой на картинки.
Процедура проведения: ребенку предъявляются предметные картинки: книга, тетрадь, ручка, линейка; огород, капуста, редис, кабачок, петрушка и д.р. овощи; посуда - тарелка, чашка, кофейник, половник. Кроме этого предъявляется редко употребляемая конкретная лексика: локоть, ресницы, колено, брови; окна, подоконник, рама, стекло.
Инструкция: «Назови, что это?»
Наряду с предметами предъявляются сюжетные картинки: «В библиотеке», «На вокзале», «В аптеке» и др., позволяющие обследовать большой широкий круг лексических средств. Детям предлагаются вопросы типа: «Что это?», «Для чего это нужно?», «Кто нарисован на картинке?», «Кто еще там работает?», «Что там делают?» и т.д. (в зависимости от ситуации, изображенной на картинке и жизненного опыта ребенка).
Оценка в баллах:
5 баллов – самостоятельно справляется со всеми предъявляемыми заданиями
4 балла - допускает 2 -3 ошибки, которые исправляет самостоятельно
3 балла - 50 % предъявляемого материала ребенок не знает
2 балла – допускает много ошибок, неточностей, помощь экспериментатора не использует
1 балл - отсутствие результата или все ответы неправильные.
2. Называние предмета по его описанию.
Цель: Обследование семантики.
Процедура проведения: экспериментатор описывает определенный предмет. Ребенок должен сказать, о каком предмете идет речь. Ребенку сложнее назвать предмет по его описанию, когда предмет отсутствует.
Инструкция: «Что это такое?»
• Пушистый с острыми коготками, мяукает, (кот)
• Покрыто перьями летает (птица)
• Мягкая мебель, служащая для отдыха сидя (кресло)
• Здание, где люди смотрят спектакли (театр)
Оценка в баллах:
5 баллов – самостоятельно справляется со всеми предъявляемыми заданиями
4 балла - допускает 2 -3 ошибки, которые исправляет самостоятельно
3 балла - 50 % предъявляемого материала ребенок не знает
2 балла – допускает много ошибок, неточностей, помощь экспериментатора не использует
1 балл - отсутствие результата или все ответы неправильные.
3.Обобщающие понятия.
Цель: Сформированность обобщающих понятий.
Информация о работе Формирование лексической стороны речи детей 4-го года жизни