Формирование лексической стороны речи детей 4-го года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить возможности дидактической игры в развитии лексической стороны речи у детей 4-го года жизни.
Объект исследования – лексическая сторона речи у детей.
Предметом исследования является процесс формирования лексической стороны речи у детей.
Задачи исследования :
Рассмотреть психолого-педагогические аспекты формирования лексической стороны речи детей дошкольного возраста
Изучить особенности развития речи младших дошкольников
Изучить содержание и методику использования дидактических игр и лексических упражнений в формировании словаря младших дошкольников

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование лексической стороны речи детей 4-го года жизни.doc

— 349.50 Кб (Скачать файл)

Процедура проведения: ребенку предлагается выполнить следующие задания:

1.Назвать картинки и  соотнести их с видовым понятием

а) ребенку предъявляются картинки: баклажан, лимон, огурец, яблоко, помидор, свекла, банан, смородина, вишня, груша.

Инструкция: «Назови овощи и фрукты»

б) Предъявляются картинки: олень, волк, верблюд, корова, овца, медведь, барсук.

Инструкция: «Назови домашних животных и диких животных».

2. Перечислить ряд названий  предметов, относящихся к данному  педагогом обобщающему понятию.

Инструкция: а) «Перечисли, какие предметы мебели ты знаешь?»

б) «Перечисли, какие предметы одежды ты знаешь?»

Оценка в баллах:

5 баллов – самостоятельно  справляется со всеми предъявляемыми заданиями

4 балла -    допускает  2 -3  ошибки, которые исправляет самостоятельно

3 балла  -  50 % предъявляемого материала  ребенок не знает

2 балла –  допускает много ошибок, неточностей, помощь экспериментатора не использует

1 балл  -  отсутствие  результата или все ответы неправильные.

3. Назвать обобщающее  слово.

Инструкция: «Продолжи ряд предметов и назови их одним обобщающим словом: тарелка, чашка ...»

4. Что делают?

Цель: Обследование глагольного словаря.

Процедура проведения: ребенку предлагаются картинки с изображением людей различных профессий: строитель, врач, учитель, уборщица, продавец, парикмахер портниха, скрипач, балерина.

Инструкция: «Что делают люди изображенные на картинках?»

Оценка в баллах:

5 баллов – самостоятельно  справляется со всеми предъявляемыми заданиями

4 балла -    допускает  2 -3  ошибки, которые исправляет самостоятельно

3 балла  -  50 % предъявляемого материала  ребенок не знает

2 балла –  допускает много ошибок, неточностей, помощь экспериментатора не использует

1 балл  -  отсутствие  результата или все ответы неправильные.

5. Подбор прилагательных  к существительным.

Цель: Обследование словаря признаков.

Процедура проведения: экспериментатор показывает ребенку картинку и просит ответить на вопрос. Список картинок: яблоко, лиса, шарик. Ребенок должен как можно больше подобрать прилагательных к существительному. Инструкция: «Яблоко, какое? и т.д.»

Оценка в баллах:

5 баллов – самостоятельно  справляется со всеми предъявляемыми заданиями

4 балла -    допускает  2 -3  ошибки, которые исправляет самостоятельно

3 балла  -  50 % предъявляемого материала  ребенок не знает

2 балла –  допускает много ошибок, неточностей, помощь экспериментатора не использует

1 балл  -  отсутствие  результата или все ответы неправильные.

6.«Объяснение  значения слов».

Процедура проведения: ребенку предлагаются слова: самолет, молоток, книжка, плащ, друг, бить, колючий.

Инструкция: «Что означает слово самолет?»

Оценка в баллах:

5 баллов – самостоятельно  справляется со всеми предъявляемыми заданиями

4 балла -    допускает  2 -3  ошибки, которые исправляет самостоятельно

3 балла  -  50 % предъявляемого материала  ребенок не знает

2 балла –  допускает много ошибок, неточностей, помощь экспериментатора не использует

1 балл  -  отсутствие  результата или все ответы неправильные.

7. Название животных  и их детенышей.

Цель: обследование навыков словообразования.

Процедура проведения: экспериментатор называет и раскладывает на фланелеграфе картинки с изображениями взрослых животных: кошка, заяц, свинья, волк. Картинки детенышей этих животных находятся на столе перед ребенком. Ребенок  должен найти, назвать и соответственно разместить детенышей животных рядом с взрослыми животными на фланелеграфе.

Инструкция: «Вышли на полянку разные животные. Найдите детенышей, назовите их и поставьте каждого к своей маме».

Оценка в баллах:

5 баллов – самостоятельно  справляется со всеми предъявляемыми заданиями

4 балла -    допускает  2 -3  ошибки, которые исправляет самостоятельно

3 балла  -  50 % предъявляемого материала  ребенок не знает

2 балла –  допускает много ошибок, неточностей, помощь экспериментатора не использует

1 балл  -  отсутствие  результата или все ответы неправильные.

8. Образование   прилагательных   oт существительных.

Цель: Обследование навыков словообразования.

Экспериментатор произносит образец речи: «Стакан из стекла - oн стеклянный».

Инструкция: «Стул из дерева - он какой? Конфета из шоколада – она какая? Стол из дуба - он какой? Суп из молока - он какой?»

Оценка в баллах:

5 баллов – самостоятельно  справляется со всеми предъявляемыми заданиями

4 балла -    допускает  2 -3  ошибки, которые исправляет самостоятельно

3 балла  -  50 % предъявляемого материала  ребенок не знает

2 балла –  допускает много ошибок, неточностей, помощь экспериментатора не использует

1 балл  -  отсутствие  результата или все ответы неправильные.

 

2.2. Содержание и  методика работы по развитию словаря младших дошкольников в ходе формирующего этапа опытной работы

В формирующем эксперименте мы работали с испытуемыми дошкольниками.

Целью на данном этапе работы являлось - развитие и активизация словарного запаса детей младшего дошкольного возраста в процессе применения дидактических игр.

Цель была реализована через ряд образовательных задач:

1. Подобрать серию дидактических  игр, направленных на развитие  словарного запаса у детей  дошкольного возраста.

2. Провести коррекционно-педагогическую работу, направленную на развитие словаря.

Исходя из целей, игровые задания и занятия  для детей были подобраны такие, которые предусматривают возможность неоднократного речевого участия для каждого ребенка. Ребенок отвечает на вопросы экспериментатора, участвует в диалоге со сверстниками, оценивает свой результат или результат партнера по игре, объясняет свои игровые действия.

Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию связной речи детей дошкольного возраста состоит из нескольких разделов, в которые входят разнообразные игры и упражнения.

  1. Дидактические игры на развитие лексики, целью которых является:
  • Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
  • Уточнение значений слов;
  • Работа над словом, как структурной единицей языка и речи;
  • Организация семантических полей по различным признакам (На начальных этапах работы по формированию семантических полей проводится группирование слов на основе тематических признаков (например: платье, брюки, свитер – их носят – одежда);
  • Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

Игры и задания для развития лексики, которые использовались нами на формирующем этапе («Развитие ассоциаций», «классификация предметов по картинкам», «найди лишний предмет», «назови лишнее слово», «объясни, чем отличаются предметы (с использованием картинок)», «разложите картинки по сходству», «скажи какой», «какая, какой, какое?»).

  1. Дидактические игры по формированию словаря.

Для развития словарного запаса были использованы игры на обогащение активного и пассивного словаря детей по разным темам («Животные», «Овощи» и др.), на формирование грамматических понятий, а именно, морфологии: «Надо сказать по-другому» и др.

Игры проводились нами и воспитателем, как в первую половину дня, так и после обеда, между занятиями, в утренние часы, во время самостоятельной игровой деятельности, а также включались в занятия по развитию речи, по рисованию, по математике и др. Работа проводилась ежедневно в течение одного месяца.

 Игры и задания для развития словарного запаса, которые использовались нами на формирующем этапе («Закончи фразу», «Ласковое  слово», «Кто больше знает слов?», «Что  над/под чем?», «Кто больше назовет действий  объекта?», «Отражение  в  озере», «Украсим  слово», «Распространи предложение», «Если бы...»).

  1. Обучение пересказу.

В процессе занятий по пересказу наше внимание уделялось коррекционной работе по формированию у детей грамматической правильной речи, усвоению  различных языковых средств построения связных высказываний. Большое внимание придавалось практическому овладению ими правилами согласования глаголов – сказуемых с местоимениями в функции подлежащего. Серия занятий по пересказу были разработаны по сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Занятия были представлены в следующем порядке:

  • Тема первого занятия была такова: слушаем сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Цели: формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, соблюдать правила коллективной игры; вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего); воспитывать у детей чувство товарищества, желание прийти друзьям на помощь.

  • Тема второго занятия была такая: рассказываем сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Цели: совершенствовать общую и мелкую моторику детей; дать знания о происхождении народных сказок; расширять активный словарь детей за счет новых глаголов и прилагательных; учить согласовывать существительное «пузырь» с числительными «один», «два» и «пять»...

  • Темой третьего занятия стало: показываем сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Цели: вырабатывать учебные навыки (правильную рабочую позу за столом при рисовании и письме); воспитывать подражательность; учить детей согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки; стимулировать проявление творческой индивидуальности детей.

  • На четвертом занятии темой было: читаем и показываем сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Цели: совершенствовать мелкую моторику детей, подготавливать руку к письму; выполнять обводку букв по образцу; развивать дыхание — вырабатывать длительный направленный выдох; формировать у детей фонематический слух; закреплять у детей навык проведения простой инсценировки.

  1. Игры на обучение рассказыванию по картинкам.

 Нами использовались  следующие приемы и игры-упражнения:

    • на воспроизведение элементов наглядного содержания картины ("Кто самый внимательный?", "Кто лучше запомнил?" и т.д.);
    • упражнение в составлении предложений по данному слову (словоформе) с учетом картины;
    • разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использованием пантомимы и др.);
    • придумывание продолжения к действию» изображенному на картине (их серии);
    • составление завязки к изображенному действию (с опорой на речевой образец педагога);
    • восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок;
    • игра-упражнение "Угадай-ка", (по вопросам и нашим указаниям дети восстанавливали содержание изображенного на картине закрытого экраном.)

Также проводили игры на составление рассказов  по серии сюжетных картинок (Игра «Пойми меня», «Пропущенный кадр»,  «Сказочная цепочка», «Новые сказки»,  «Звукорежиссеры», «Встречи героев»).

  1. Игры, направленные на обучение рассказу-описанию предметов.

Цели: 

    • Обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки: по описанию узнавать предмет;
    • Учить детей сравнивать предметы, находить в них различные признаки, различия, сходства, узнавать по описанию;
    • Закрепить умение детей классифицировать предметы по цвету, форме, качеству;
    • Учить сравнивать картинки, выделять общие признаки.

Ряд игр использованных нами: («Отгадай-ка», «Отвечай поскорей», «Что кому нужно?»,  «Похож – не похож», «Сравни картинки», «Вершки и корешки», «Что было, а что будет»,  «Наоборот», «Придумай предложение»).

Информация о работе Формирование лексической стороны речи детей 4-го года жизни