Формирование нравственных ориентиров у младших школьников посредством лексики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 23:07, курсовая работа

Краткое описание

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).»
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло.

Содержание

Введение
1.1.Психологическое представление о нравственных ориентирах
1.2. Психолого-педагогические особенности речевой деятельности младших школьников
1.3.Теоретические и методические основы обогащения лексического запаса младших школьников
1 Глава II. Эмпирическое исследование нравственных ориентиров
2 2.1 Эмпирическая база исследования и характеристика выборки
3 2.2 Описание методики
4 2.3 Обсуждение результатов
5 Заключение
6 Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 55.66 Кб (Скачать файл)

8. Прием подбора антонимической  пары: старт — финиш, хорошо —  плохо.

9. Развернутое описание, состоящее из группы слов или  из нескольких предложений, как  прием разъяснения значений слов  ценен тем, что он позволяет  сохранить непринужденность беседы.

10. Способ логического  определения нередко помогает  раскрыть значение слова через  подведение его под ближайший  род и выделение видовых признаков: крейсер — военный корабль.

Теперь можно перейти к системе активизации словаря. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в свободной, неподсказанной речи, без задания учителя: в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях, дневниках, своих первых литературных пробах. С целью активизации словаря методика предусматривает следующие учебные упражнения:

  • составление предложения - толкование нового слова, его запись; подбор синонимов к нему, антонимов, указание второго, третьего значений, т.е. составление маленького сочинения о слове;
  • составление нескольких словосочетаний с изучаемым словом, практическая проверка сочетаемости с другими словами;
  • составление предложений с изучаемыми словами: на определенную тему, по картине, по сюжету прочитанного рассказа и т.п.;
  • словесное или графическое рисование в связи с изучаемым словом;
  • орфоэпическая работа с этим словом, а также его запись в орфографических целях; проговаривание, комментирование;
  • перевод на изучаемый иностранный язык, перевод предложений с этим словом; запись обоих слов;
  • подбор и запись ключевых слов к рассказу на заданную тему, имеющую отношение к изучаемому слову;
  • составление и запись различных текстов на избранную тему; исследование правильности, уместности употребления в тексте избранных слов; поиск и замена слов.

Последнее задание не должно быть слишком жестким, считается нормальным, если ученик вслед за развитием своей мысли употребит не все опорные слова, а 60% или меньше. Осторожность нужно соблюдать при употреблении образных средств языка: фразеологии, экспрессивной лексики, тропов, иносказаний.

Фронтальная работа в классе не должна приводить к стереотипу, к одинаковому выбору слов. Наоборот, учитель поощряет своеобразие языка каждого школьника [26].

Разнообразие приемов и повышение активности учащихся в объяснении значений слов — важнейшая задача словарной работы в начальных классах.

Глава II. Эмпирическое исследование нравственных ориентиров

 

2.1 Эмпирическая  база исследования и характеристика  выборки

 

Наше исследование проводилось на базе учебного заведения, школы №98, 3 класс в коллективе 12 человек и 3 класс в коллективе 15 (см. таблицу №1)

 

Таблица №1

Класс

количество

средний возраст класса

количество девушек

средний возраст девушек

количество юношей

средний возраст юношей

2

12

8,7

6

8,2

6

8,5

3

15

9,9

10

9,4

5

9,5


 

2.2 Описание  методики

 

Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, но особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном школьном возрасте начинает формироваться учебная деятельность, а от уровня сформированности зависит успех всего обучения не только в начальном звене, но и в старших классах, поскольку учебная деятельность является ведущей, в процессе которого формируются основные новообразования, психическое развитие ребенка идет интенсивно. Для выявления состояния уровня сформированности нравственного воспитания в учебной деятельности мы использовали диагностические опросы учащихся. Базой нашего исследования была школа №98 г.Москва.

Задания предлагались во вторых и в третьих классах. Один из вторых и третьих классов является контрольным, другой экспериментальным. Детям предлагались вопросы нравственного характера. Цель заключалась в выявлении уровня нравственного воспитания. В качестве исходного материала, на котором изучался нравственный опыт младших школьников, были выбраны такие моральные нормы, как "ответственность" и "доброжелательность", которые очень актуальны на современном этапе жизни общества. Анализ теоретической литературы позволил выделить основные содержательные характеристики этих норм. При определении ответственности указывалось на добровольное принятие обязательств, при появлении объективной необходимости, строгое соблюдение принятых обязательств с учетом реальных условий, готовность отчитаться за текущие и перспективные результаты своей деятельности, соотнесение своих условий и их возможных последствий с интересами других людей. Нравственная норма "доброжелательность" характеризовалась в большей мере взаимоотношениями между людьми. Доброжелательность определяется нашими познаниями, как стремление видеть в другом положительные качества, вера в возможность изменения человека к лучшему и в его способности, готовность прийти на помощь советом и делом. На указанные признаки моральных норм мы ориентировались при определении особенностей нравственного опыта испытуемых. Задачи исследования определили выбор методик. При этом мы исходили из того, что нравственный опыт представляет перед собой единство интеллектуального и эмоционального компонентов. Интеллектуальный компонент рассматривается как знание школьником моральных принципов и норм, выраженных в эстетических понятиях и абстрактно - логических построениях. Нравственные знания и отношения проявлялись в реальном поведении школьников. Отсюда разработанные нами методики имели направленность на изучение знаний, отношений и способов поведения. При исследовании нравственного опыта младших школьников мы использовали ряд взаимодополняющих методик: беседа по сюжетному рассказу, метод незаконченных рассказов. Беседа. При использовании беседы по сюжетному рассказу, испытуемому предлагалось прослушать рассказ, содержащий нравственную проблему. Герои рассказа попадали в ситуацию морального выбора. После прослушивания рассказа школьникам задавались вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме. Незаконченный рассказ. При использовании метода незаконченных рассказов, ученикам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их. При определении особенностей нравственного опыта младших школьников использовались следующие критерии: степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости. Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как понимание ими содержание моральных норм, знание способов поведения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или несоблюдения моральной нормы. О нравственном отношении узнавали по оценочным суждениям школьников о поступках другого человека, о своих поступках, а также по особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам. На первом этапе исследования учащимся 2 и 3 классов были предложены задания ответить на вопросы:

Скажи, как ты думаешь, что такое ответственность?

Как обычно ведет себя ответственный человек?

Как обычно ведет себя безответственный человек?

Скажи, как ты думаешь, что такое доброжелательность?

Как обычно ведет себя доброжелательный человек?

Как обычно ведет себя недоброжелательный человек?

 

2.3 Обсуждение  результатов

 

Анализ ответов и высказываний испытуемых 2 класса показывает, что нравственные знания неоднозначны для своей выборки. В контрольных и экспериментальных классах необходимо прежде всего выделить испытуемых, ответы и высказывания которых, свидетельствуют о том, что эти школьники (в сравнении с другими) неправильно понимают содержание моральных норм. Показателем того, что испытуемые имеют относительно низкий уровень знаний о содержании моральных норм, является то, что они обычно не видят нравственную проблему там, где она есть. В ситуации морального выбора, испытуемые данной группы обычно предлагают способы поведения, не соответствующие нравственной норме. Основываясь на вышесказанном, мы выделяем этих школьников в группу с низким уровнем нравственного опыта. В 3 классе они составляют 43%, в контрольном - 40%. Далее, из оставшейся выборки выделяются испытуемые, у которых знания, отношения и способы поведения отличаются в лучшую сторону, в сравнении с учащимися с низким уровнем нравственного опыта. Знания о нравственных переживаниях у них обычно соответствуют норме, но в тоже время учащиеся не различают оттенков в переживаниях, хотя в целом, нравственные знания у этих учащихся по степени соответствия норме, выше, чем у группы с низким уровнем нравственного опыта. Но при этом обобщенность их знаний довольно низка. Знания о способах поведения у испытуемых также достаточно развиты. У учащихся рассматриваемых групп эти показатели выше 2,8 и 3,6. Нравственные знания у этих учеников находятся на уровне представлений, хотя по своей глубине и широте они намного отличаются от знаний учащихся с низким уровнем нравственного опыта. В результате проведенного анализа, мы выделяем данных испытуемых в группу со средним уровнем нравственного опыта. Она составляет 50% от выборки 2 экспериментальных классов и 53% контрольных. Оставшиеся испытуемые образовали самую немногочисленную группу с высоким уровнем нравственного опыта - 7% - во 2 экспериментальном классе и столько же в 3 контрольном. Все проявления нравственных знаний у этих школьников характеризуются высокой степенью соответствия норме. В ответах и высказываниях представлялось 3-4 существенных признака ответственности и доброжелательности. Этот факт указывает на глубокое знание содержания нравственных норм. Для нравственных отношений испытуемых этой группы характерна высокая степень соответствия норме и устойчивость. Оценочные суждения достаточно критичны, а при их обосновании ученики исходят из нравственного содержания норм.

На основе сказанного мы выделяем этих учащихся в отдельную группу с высоким уровнем нравственного опыта. При анализе нравственного опыта учащихся 3 классе не было обнаружено каких-либо отличительных качественных характеристик. Вся выборка в экспериментальных и контрольных классах разделяется на три группы - с низким, средним и высоким уровнем нравственного опыта. Однако в 3 классе процентное разделение испытуемых по группам несколько иное. Школьников с низким уровнем нравственного опыта оказалось 34% в экспериментальных классах и 32.5% в контрольных классах; со средним уровнем - 55% в экспериментальных и 54% в контрольных; и с высоким уровнем соответственно 11% и 13%. Такое количественное распределение испытуемых в 3 классе, уменьшение группы с низким уровнем нравственного опыта и увеличение со средним и высоким, очевидно, можно объяснить возрастными особенностями нравственного развития.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Формирование социально-нравственной ориентации учащихся должно стать целостным процессом проживания своих отношений с миром – практически-преобразовательных, познавательных, чувственно-эмоциональных.

 

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

В настоящее время государством востребованы интеллектуально развитые, коммуникабельные, творческие, образованные личности, способные трудиться в различных профессиональных сферах. Русский язык и литературное чтение как учебные предметы занимают особое место в начальном обучении, так как направлены на формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста. Известно, что успехи в овладении языком обучения является важнейшим условием общей успешности образования школьников, то есть владения устной и письменной речью выступает как специальное учебное умение, а также необходимое для изучения любого предмета начальной школы.

Одной из основных задач обучения детей младшего школьного возраста является развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

Речь – это источник душевного богатства человека. Но только красивая и правильно звучащая речь способна ласкать человеческий слух. Но для того, чтобы речь была красивой, эстетической и правильно звучащей нужно много работать. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни.

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников [10, с.98].

Словарный запас соотносится со словами, которые мы должны знать, чтобы затем мы могли эффективно общаться, слушать, говорить, читать, и писать. Словарный запас играет важную роль в обучении чтению. Дети используют слова в своей устной речи, изучают смысл слов, которые они видят в печати. Словарный запас также важен в понимании того, что читаешь. Читатели не смогут понять и осмыслить то, что они читают, если они не знают значения большинства слов.

Словарный запас является существенным для читающих детей, но они начинают строить свой словарь прежде, чем научаются читать и продолжают его накапливать после того, как справились с основами чтения. Фактически, для большинства людей расширение словарного запаса продолжается всю их жизнь.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте. Обогащение словарного запаса ребёнка, работа над лексическим значением слова в некоторой степени помогут в решении данной задачи.

В течение педагогической практики основное внимание было уделено вопросам развития речевой активности детей, т.к. речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется; личностному опыту учащихся, индивидуальному выбору решения поставленной задачи.

При анализе научно-методической литературы и работы в школе, мы пришли к выводу, что словарь четвероклассников необходимо обогащать всеми определенными нами видами языковых средств: антонимами, синонимами, расширять спектр слов-эпитетов, возможных для описания, например, картин природы в разное время года, пополнять лексикон школьников разнообразными формами эмоционально-оценочной лексики. Это определило актуальность нашей работы и выбор ее темы.

Для обогащения лексикона младших школьников в рамках нашей экспериментальной работы нам представляется удачным использовать изобразительно-выразительные средства языка на уроках русского языка и литературного чтения.

Практические рекомендации работы заключаются в следующем:

  • подготовительная работа перед анализом текста стихотворения (беседа, которая опиралась на личные наблюдения и опыт детей);
  • использование живописи для работы над картинами и образами произведений (весь иллюстративный материал рассматривали в плане сравнения и сопоставления с читаемыми на уроке литературными произведениями);
  • обращение внимания на эмоции, чувства и настроение, вызываемые лирическими стихотворениями;
  • устное и графическое рисование образов и пейзажей.

Информация о работе Формирование нравственных ориентиров у младших школьников посредством лексики