Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 06:43, курсовая работа
Цель данной работы: изучение роли взрослого в формировании нравственных качеств дошкольников.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: эффективность формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста может быть обеспечена при активном участии в воспитательном процессе родителей и воспитателей.
Исходя из данной гипотезы выдвинуты следующие задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы изучения роли взрослого в формировании нравственных качеств у дошкольника;
Введение………………………………………………………..………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения роли взрослого в формировании нравственных качеств у дошкольника……………………………...…………...6
1.1. Особенности нравственного развития в дошкольном возрасте…………..6
1.2.Роль родителей в нравственном воспитании детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….…..11
1.3. Роль воспитателя в формировании нравственных качеств детей дошкольного возраста…………………………………………………………...16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств у дошкольников старшей группы……………………………………20
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных качеств у дошкольников старшей группы…………………………………………….….20
2.2. Организация работы по формированию нравственных качеств у дошкольников……………………………………………………………………25
2.3. Анализ результатов работы………………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………….……33
Список литературы………………………………………………………...…….35
Приложение
Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:
1. мотивационно-побудительный;
4. эмоционально-чувственный;
5. рациональный, или умственный.
Каждый из этих уровней
состоит из элементов, составляющих суть
нравственного мира человека.
Мотивационно-побудительный
уровень содержит мотивы поступков,
нравственные потребности и убеждения.
Нравственное воспитание только тогда
носит правильный характер, когда в основе
его лежит побуждение детей к развитию,
когда сам ребёнок проявляет активность
в своём нравственном развитии, то есть,
когда он сам хочет быть хорошим. Этот
уровень наиболее важный, именно здесь
коренятся истоки поведения человека,
осуждаемые или одобряемые людьми и обществом,
приносящие добро или зло, пользу или вред.
Чувственно-эмоциональный
уровень состоит из нравственных
чувств и
эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными
(радость,
благодарность, нежность, любовь, восхищение
и т. п.) и отрицательными
(гнев, зависть, злость, обида, ненависть).
Как отмечает А.Д. Кошелева, эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом – воспитывать. Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость – непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком с результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится. Родительский дом в становлении и культивировании чувств занимает первоочередное место [11, с.112]. Заменить его не может ничто. Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого чувства требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему. Сочувствие – одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно – выражение человечности. Чувства – движущая сила стремления к цели. Если человек кого-нибудь любит, то хочет доставить ему радость.
Чувства – источник вдохновения,
радости, задора в интересной работе.
Чувства – источник силы. Любовь к человеку,
например, может вести к
самоотверженному труду, к мужеству, героизму, бесстрашию.
Чувства – действенные помощники воспитания.
Запрет, менторство,
морализаторство далеко не так доходчивы,
как сердечность, искренность и
ласка. Холодная строгость в воспитании
вызывает у ребёнка отчуждение,
которое может перерасти в притворство,
лицемерие и обман [14, с. 78].
Рациональный, или умственный, уровень
содержит моральные знания –
понятия о смысле жизни и счастье, добре
и зле, чести, достоинстве, долге.
Кроме понятий, к моральным знаниям относятся
также принципы, идеалы, нормы поведения,
моральные оценки.
Как отмечает С.А. Козлова, воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Всё важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности – самые благородные и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта [18, с. 78]. Потребность – это стремление пополнить в организме то, что отсутствует для его нормального существования. Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения. Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам. Все элементы нравственных потребностей максимально насыщены чувствами и эмоциями. Для воспитания у ребёнка нравственных потребностей нужно знать, из каких элементов они состоят.
Л.И. Божович отмечает, что нравственные потребности начинаются с отзывчивости, которую мы понимаем как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств – сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях. Другой важнейший элемент нравственных потребностей – нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру, в нём преодолевается врождённый эгоизм или эгоцентризм. Обобщённо нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к Родине, к своему народу. Нравственную установку у ребёнка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства и живой мир природы. И последним, важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла [2, с. 16]. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.
По мнению И.В. Сушковой, ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму [20, с.22].
Одно из центральных понятий нравственного мира человека – совесть. Р.С. Буре указывает на то, что совесть – это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п. Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда. Следующий этап формирования совести должен совпасть с развитием таких понятий, как моральный долг и ответственность. Моральный долг, ответственность и совесть роднит одно качество человека – чувство вины, в случае невыполнения каких-либо обязательств [3, с. 30].
Осознание ребёнком сущности
понятия «совесть»
совокупностью нравственного семейного
воспитания. И важную роль здесь
играют нравственные потребности, так как особенно остро угрызения совести
проявляются при несправедливости по
отношению к человеку, при осознании того,
что ты кому-то причинил зло, вред, что
человеку плохо и ты тому виной. Первейшая
задача родителей – воспитать в своих
детях глубокое, надёжное понимание совести,
чтобы оно стало чувством, частицей духовного
мира. Таковы элементы нравственных потребностей.
Знание их поможет родителям воспитать
детей добрыми счастливыми людьми, приносящими
благо обществу [8, с. 225].
Нравственные потребности челов
нравственными чувствами, которые являются
также мотивами человеческого
поведения. Это сострадание, сочувствие,
сопереживание, бескорыстие.
Воспитать развитые нравственные потребности
– главнейшая задача
родителей. Задача вполне выполнимая.
Родители должны осознавать важность
этой задачи. Им необходимо:
- развивать сами в себе эти нравственные
потребности, так как
совершенствование продолжается всю человеческую
жизнь. Родители,
которые хотели бы воспитать своего ребёнка
не стихийно, а
сознательно, должны начать анализ воспитания
своего ребёнка с
анализа самих себя, с анализа особенностей
собственной личности.
- знать, как, какими методами формировать
в детях нравственные
потребности.
1.3. Роль воспитателя в формировании нравственных качеств детей дошкольного возраста
В.Г. Нечаева считает, что воспитатель должен поощрять даже самые незначительные стремления к общению детей друг с другом, к проявлению гуманных чувств, доброжелательности [15, с. 56].
Например, двое малышей делают попытку обменяться игрушками. И вот их намерения увенчались успехом без помощи взрослого. Можно похвалить: «Толя поиграл и отдал Вове. Молодец». Играет ребенок один, но рядом с другими. Не плохо, ведь он научился не мешать товарищам, а это — начало уважения к делам окружающих. Воспитатель должен отметить: «Хорошо играл, не мешал никому».
Например, двое мальчиков, оседлав лошадок, отправляются в путь. Они дружелюбно посматривают друг на друга, один подражает другому. Воспитатель спрашивает: «Куда едет Боря? А куда едет Миша? Ну и быстрые кони у вас! И Боря, и Миша — ловкие наездники!» Этими словами педагог подсказывает программу совместных действий.
Или такой пример. Наташа замкнута и неразговорчива. Утром войдет в группу и молча стоит у дверей. Потом подойдет к одной группе детей, к другой. Наконец берет куклу и устраивается с ней на ковре подальше от детей. На прогулке одна. Держится от ребят особняком, и педагогу не всегда удается ее приобщить к играющим. На вопросы, молча кивает головой — вот и весь разговор. Необходимо каждое утро воспитателю первой здоровается с девочкой; то интересную игрушку приготовить для нее, то веселую историю рассказать, то попросить помочь.
Как отмечает С.А.
Козлова, воспитатель должен
Вначале воспитатель побуждает детей к общению с собой. Например, говорит: «Хочешь, я тебе расскажу...» Ребенок молчит, а затем, заинтересовавшись занимательным рассказом, начинает улыбаться, кивает головой, вставляет одно-два слова. В другой раз воспитатель предлагает: «Теперь ты расскажи мне...» Или: «Покажи-ка новое платье...» Похвалит, расспросит, ласково улыбнется, погладит малыша.
Воспитатель побуждает детей к общению друг с другом.
«Коля, Марина и я —
все вместе посмотрим...» Здесь
уже двое детей под воздействием
воспитателя устанавливают
По мнению И.В. Сушковой,
формирование взаимоотношений начинается
с объединения детей в
Иногда появляется в гостях у малышей смешной Буратино, рассказывает забавную историю о себе, а затем беседует о том, что дети видели на прогулке, чем занимались, во что играли, кто как вел себя. Но вот Буратино ушел, а разговоры о нем еще долго живут в группе. И театр игрушек, и песня, спетая на прогулке, и собранный из листьев букет, которым ребята украсят группу, побуждают к обмену впечатлениями, содействуют объединению, заставляют тянуться к обществу сверстников.
Уже малышей трехлетнего возраста педагог учит проявлять чуткость к окружающим взрослым и сверстникам. Например, на прогулке Марина сидит поодаль от играющих и наблюдает за ними. Воспитатель говорит девочкам: «Ей одной, наверное, скучно. Спросите ее, не хочет ли она поиграть вместе с вами».
Маленький ребенок еще не способен замечать внутреннее состояние своего товарища. Воспитатель подсказывает детям, как проявить внимание, сочувствие: «Возьми заводного слоника и покажи новенькой Кате, пусть не скучает», «Коля ушибся, помоги ему встать, отряхни костюм».
Педагог на общих делах побуждает детей к сопереживаниям. Совместная уборка групповой комнаты или участка, ожидание предстоящей экскурсии или подготовка к празднику, увлекательная игра или интересное занятие при целенаправленном руководстве педагога становятся средством создания у детей общих переживаний, сближающих их: на участке дети увидели сломанное дерево — полечим его, подвяжем больную ветку; ребята готовятся к приему гостей: у них завтра будут присутствовать мамы, папы и бабушки. Сколько волнений! Как их принять, что показать, как проявить гостеприимство?
Воспитатель содействует проявлению детьми заботы об окружающих, видя в этом истоки дружеских, товарищеских отношений. Вместе с опытом заботы о других к детям приходит понимание, что значит «одни — за всех, все — за одного». Педагог намеренно использует любую ситуацию, которая ставит ребенка перед необходимостью подчиняться правилам жизни в коллективе, заботиться друг о друге: «Помоги своему товарищу», «Принес из дома новую игрушку — покажи ее и дай поиграть с ней всем ребятам» и т. д.
При целенаправленном
воспитании у ребенка
По мнению Я.З. Неверович, задача воспитателя — руководить детской деятельностью. В формировании у детей взаимоотношений особое место принадлежит игре. Объединяясь в игровые коллективы, дети учатся умению действовать сообща, приобретают опыт общественных отношений. Воспитатель, руководя играми, придает отношениям детей дух доброжелательности, учит их проявлять внимание к партнерам, уважать мнение большинства, делиться игрушками, договариваться, следовать правилам игры, а при необходимости уступать, ждать, помогать [17, с. 167].
Информация о работе Формирование нравственных чувств у старших дошкольников