Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 06:43, курсовая работа
Цель данной работы: изучение роли взрослого в формировании нравственных качеств дошкольников.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: эффективность формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста может быть обеспечена при активном участии в воспитательном процессе родителей и воспитателей.
Исходя из данной гипотезы выдвинуты следующие задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы изучения роли взрослого в формировании нравственных качеств у дошкольника;
Введение………………………………………………………..………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения роли взрослого в формировании нравственных качеств у дошкольника……………………………...…………...6
1.1. Особенности нравственного развития в дошкольном возрасте…………..6
1.2.Роль родителей в нравственном воспитании детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….…..11
1.3. Роль воспитателя в формировании нравственных качеств детей дошкольного возраста…………………………………………………………...16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств у дошкольников старшей группы……………………………………20
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных качеств у дошкольников старшей группы…………………………………………….….20
2.2. Организация работы по формированию нравственных качеств у дошкольников……………………………………………………………………25
2.3. Анализ результатов работы………………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………….……33
Список литературы………………………………………………………...…….35
Приложение
Привлекая детей к участию в полезных делах для других, воспитатель должен разъяснять им, почему это необходимо: посыплем песком дорожки, чтобы никто не поскользнулся.
Одновременно педагог
— Что же ты жалуешься на свою подружку? — обращается педагог к девочке, склонной к постоянным жалобам.— Настоящие друзья так не поступают. Вы уже большие, учитесь договариваться сами. В другом случае педагог напоминает:
— Если товарищ не знает, как надо поступить, научи его, объясни.
Или:
— Поделись с Костей кубиками. Друзья ничего не жалеют друг для друга.
С.Л. Соловейчик пишет: «Воспитатель разъясняет, что значит дружить: тот, кто дружит, всегда заботится о друге, не ссорится, умеет уступить, делится игрушками, сладостями. При этом взрослый подчеркивает: так поступают не только ради друга, но и со всеми ребятами. Педагог добивается, чтобы дружба между детьми была не только чем-то личным, обособленным от остальных детей, а приобретала коллективную направленность. С этой целью она ставит в пример дружбу отдельных детей, использует художественную литературу» [21, с. 15]. Литературные герои, близкие и понятные детям, являются для них положительным примером. Педагог использует в повседневной жизни знакомые детям произведения: «Поступил, как Петя — молодец, и потому тебя можно назвать настоящим товарищем».
Воспитатель внимательно изучает, на чем основана дружба между детьми. Воспитатель не может быть удовлетворен внешне благополучными отношениями детей-организаторов и детей, находящихся в подчинении. В подобных случаях от воспитателя требуется тактичное, очень деликатное вмешательство, не ломающее детских влечений, но позволяющее ему активизировать пассивных и сдерживать вожаков.
Руководство воспитателя
отношениями между
Таким образом, в дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. В сфере развития нравственного поведения пример взрослого играет важнейшую роль. Положительный пример родителей способствует тому, что малыш легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. В дошкольном возрасте возрастает влияние оценки взрослого на поведение детей, так как взрослый выступает образцом, эталоном, с которым ребенок сравнивает себя и свои действия. Положительная моральная оценка взрослого придает положительную окраску даже тем действиям, которые обычно завершались ребенком с полным равнодушием. Оценивая поступки ребенка, взрослый с помощью положительной оценки фиксирует правильный способ поведения, а с помощью отрицательной - разрушает негативный способ.
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных качеств у дошкольников старшей группы
Исследование проводилось в ДОУ № 28 «Снежинка» г. Набережные Челны в старшей группе. Исследование проводилось с 1.02. 2009 по 20.05. 2009г.
В исследовании принимали участие 20 дошкольников. 10 детей составляли экспериментальную группу, 10 детей – контрольную. В экспериментальной группе проводился формирующий эксперимент, направленный на повышение уровня сформированности нравственных качеств у детей. В контрольной группе формирование нравственных качеств проводилось традиционно.
Цель констатирующего
этапа: выявить уровень
Вначале было
изучено оснащение
Затем был проанализирован календарный план воспитателей. Выявлено, что воспитатели, опираясь на годовой план дошкольного учреждения, отражают в календарных планах задачи нравственного воспитания детей через различные средства.
Изучив оснащение методического кабинета, следует отметить, что здесь имеется достаточное количество литературы по нравственному воспитанию детей. Кабинет оснащен большим материалом для нравственного воспитания детей посредством устного народного творчества: сборник сказок разных народов, сборники пословиц, поговорок, народных песен.
С целью определения отношения воспитателей формированию нравственных качеств дошкольников, было проведено анкетирование воспитателей. В анкетировании участвовало 10 воспитателей. Для анкетирования предлагались следующие вопросы.
1. Какие трудности
возникают в процессе
2.Важна роль взрослого в формировании нравственных качеств дошкольников?
1. вопрос. Воспитатели
назвали следующие трудности:
недостаточная
2 вопрос.100 процентов воспитателей ответили «Да» , 20% воспитателей ответили, что большую роль играет воспитание в семье.
Таким образом,
можно сделать вывод, что
С целью определения отношения родителей к формированию нравственных качеств у дошкольников, было проведено анкетирование родителей. Мы исходили из того, что без содружества с семьей невозможно сформировать необходимые в жизни навыки и умения личности ребенка и с целью выявления уровня знаний у родителей было проведено анкетирование.
Участвовали 20 родителей. Им были заданы следующие вопросы:
1) Обращаете внимание на формирование нравственных качеств у вашего ребенка?
2) Как вы считаете, в каком возрасте лучше всего начинать прививать навыки честности, правдивости, доброты?
3) Объясняете ли вы своему ребенку как он должен быть хороший человек?
На формирование нравственных качеств всегда обращает внимание 50% родителей; 30 % - редко, в зависимости от случая к случаю; 20% вообще не обращают внимание на нравственное воспитание ребенка. К сожалению 70% родителей не объясняют ребенку, что значит быть честным; 30% родителей стараются объяснить, что значит быть справедливым.
Почти все родители (80%) отвечали, что начать формировать нравственные качества с рождения и лишь некоторые (10%) родители считают, что это необходимо делать с 4-х – 6-ти лет.
Наиболее приемлемые общения в семье – чтение сказок, беседа, разговор, объяснения, иногда запрет.
Ответы родителей на поставленные вопросы показывают, что необходимость формирования чуткости, отзывчивости, честности осознаются, однако родители не всегда обращают внимание на формирование нравственных качеств у ребенка, мало используется произведений для воспитания чуткости, отзывчивости, честности.
Анализируя в целом
понимание необходимости
С целью выявления уровня сформированности нравственных качеств детей в индивидуальной беседе каждому ребенку было предложено выслушать рассказ и найти ошибки в поведении мальчика Миши, который также ходит в детский сад. В рассказе содержится 5 ситуаций. Выслушав рассказ, ребенок вместе с экспериментатором выделяет ситуации в рассказе и самостоятельно определяет ошибки в поведении Миши.
«Мальчику Мише 4 года, он ходит в такой же детский сад, как и ты. По утрам Миша берет с собой одну из любимых игрушек, и мама отводит его в группу.
Сегодня мама привела Мишу в сад, а сама убежала на работу. Миша вошел в группу – а там не Ирина Викторовна, которая давно работает в группе, а какая-то новая воспитательница. Миша не знал, как ее зовут, и поэтому не стал здороваться, а сразу пошел к ребятам играть.
Ваня – друг Миши, увидел у него в руках новую машинку и вежливо попросил дать посмотреть ее. Миша решил, что Ваня может сломать машину, и поэтому отвернулся от него и не дал игрушку. Ваня обиделся, а Миша пошел играть с другими мальчиками.
За завтраком дети кушали
творожную запеканку, Миша
Катя обиделась на Мишу за испорченное платье, и не дала ему в песочнице свою лопатку, когда он попросил. Миша рассердился и сказал, что больше никогда не даст ей свои игрушки.
Вечером, когда детей забирали и в группе остались только Миша и Андрей, воспитательница попросила мальчиков помочь ей собрать игрушки. Миша ответил, что собирать должен тот, кто их раскидал, и не стал помогать, а сел разукрашивать рисунок дожидаясь маму. Воспитательница и Андрей сами рассадили красиво игрушки.
Детям задавались следующие вопросы: «Какие поступки мальчика тебе не понравились? Как поступил бы на его месте ты?»
На вопрос – «как бы ты поступил?» в каждой из найденных ситуаций с ошибками в поведении Миши дети должны были правильно подобрать варианты нравственного поведения:
1) «здороваться нужно с каждым воспитателем и работником детского сада»;
2) «нужно на вежливую просьбу давать игрушку другу, но попросить его не ломать ее»;
3) «за столом нельзя вертеться, а если пролил молоко – необходимо извиниться за свой поступок», «за столом нельзя вертеться» (про извиниться – не сказал);
4) «сердиться на Машу после того, как облил ей молоком платье – неправильно, нужно было искренне извиниться за свой поступок, и девочка перестала бы сердиться на Мишу»;
5) «нельзя отказываться на вежливую просьбу помочь собирать игрушки воспитательнице, ведь она сама в них не играет, а помогать воспитательнице во всем и наводить порядок в группе должен каждый, ведь мы уже большие и можем помогать».
Низкий уровень
Средний уровень - если ребенок оценил неправильно от 1 до 2 ситуаций.
Высокий уровень - если ребенок оцени все ситуации правильно.
Результаты 1 этапа исследования сведем в таблицу 1.
Таблица 1
Диагностика сформированности нравственных качеств дошкольников экспериментальной и контрольной групп на 1- м этапе исследования
Уровень |
Экспериментальная гр. |
Контрольная гр. |
Кол-во чел. в % |
Кол-во чел. в % | |
В |
10 |
30 |
С |
30 |
30 |
Н |
60 |
40 |
По данным таблицы 1 построим диаграмму ( рис.1)
Кол-во человек в %
Итак, высокий уровень сформированности нравственных качеств присущ 10 % детей экспериментальной группы, в контрольной группе этот показатель равен 30 %. Низкий уровень показали 60% детей экспериментальной группы и 40 % - контрольной.
Информация о работе Формирование нравственных чувств у старших дошкольников