Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 06:43, курсовая работа
Цель данной работы: изучение роли взрослого в формировании нравственных качеств дошкольников.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: эффективность формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста может быть обеспечена при активном участии в воспитательном процессе родителей и воспитателей.
Исходя из данной гипотезы выдвинуты следующие задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы изучения роли взрослого в формировании нравственных качеств у дошкольника;
Введение………………………………………………………..………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения роли взрослого в формировании нравственных качеств у дошкольника……………………………...…………...6
1.1. Особенности нравственного развития в дошкольном возрасте…………..6
1.2.Роль родителей в нравственном воспитании детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….…..11
1.3. Роль воспитателя в формировании нравственных качеств детей дошкольного возраста…………………………………………………………...16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств у дошкольников старшей группы……………………………………20
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных качеств у дошкольников старшей группы…………………………………………….….20
2.2. Организация работы по формированию нравственных качеств у дошкольников……………………………………………………………………25
2.3. Анализ результатов работы………………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………….……33
Список литературы………………………………………………………...…….35
Приложение
Из 10 детей экспериментальной группы, принимавших участие в эксперименте, верно оценили все неправильные поступки Миши 1 человек, 3 определили как неправильные 1 и 2 поступка из пяти соответственно, 5 детей выделили лишь одну- две ситуации с неправильными поступками («пролил молоко и не извинился», «не помог убирать игрушки»), один – выделил ситуацию с пролитым молоком и оценил как неверное поведение в ней лишь то, что Миша вертелся за столом.
Анализируя результаты 1-го этапа исследования, мы видим, что уровень сформированности нравственных качеств дошкольников в экспериментальной группе ниже, чем в контрольной.
2.2. Организация
работы по формированию
На основе полученных результатов, на формирующем этапе была систематизирована работа по развитию нравственных качеств детей.
Для реализации плана экспериментальной работы с детьми по формированию у них нравственных качеств были использованы следующие методы: этические беседы; решение проблемных ситуаций; чтение художественной литературы; разыгрывание проблемных ситуаций; создание специальных ситуаций; пример ребенка; пример взрослого.
Нами был составлен тематический план по формированию нравственных качеств дошкольников.
План по формированию нравственных качеств дошкольников с 1 февраля по 20 мая 2009 г.
Месяц |
Работа с родителями |
Работа с воспитателями |
Работа с детьми |
Февраль |
Беседа с родителями о воспитании у детей доброты |
Консультация «О воспитании чуткости у детей» |
Этическая беседа «Культурный человек» Чтение рассказа Н. Калининой «Разве так играют?». Беседа на тему: «Как нужно играть» Чтение цикла стихотворений А. Барто «Вовка - добрая душа». Обсуждение поступков героев. Игра «Хорошо-плохо» |
Март |
День открытых дверей «Ждем в гости наших мам и пап», |
День открытых дверей «Ждем в гости наших мам и пап», |
День открытых дверей «Ждем в гости наших мам и пап», Чтение стихотворения В. Кудлачева «Важные слова». Этическая беседа на тему «В мире вежливых слов». |
Апрель |
Родительское собрание «Рюкзачок добрых дел»; Памятка родителям: «Заботливые дети» |
Консультация «Как отвечать на детские вопросы» |
Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа». Обсуждение поступков героев. Чтение сказки К. Чуковского Этическая беседа: « Не хочу быть неряхой» Этическая беседа: «О чуткости и внимательности» |
Май |
Консультация для родителей «Воспитываем гуманные чувства и положительные взаимоотношения» |
Консультация «Нравственное |
Чтение рассказов В.Карасевой «Новый товарищ», И. Туричина «Дружба» Этическая беседа «Умеешь ли ты дружить» и «Если с другом вышел в путь». Чтение стихотворения С.Маршака «Как себя вести». Этические беседы на темы: «Каким я хочу быть», «Мои достоинства и недостатки». |
Начали нашу работу с этической беседы. «Культурный человек». Детям был задан вопрос: «Кого называют культурным». Этот вопрос вызвал у детей затруднения. Было получено только два ответа: «Кто хорошо себя ведет»; «Это хороший, красивый человек». Во время проведения этой беседы дети учились характеризовать героев сказок по их качествам. Среди них были названы: добрый, вежливый, аккуратный, злой, хитрый.
Далее была проведена игра «Хорошо-плохо». Детям были предложены различные ситуации, а они должны были определить, хороший там (описывается поступок или нет, и объяснить, почему они так считают). Дети играли с большим удовольствием, с легкостью давали правильные ответы. Но объяснить не могли.
Была проведена этическая беседа: «О чуткости и внимательности», Во время бесед дети были очень активны, отвечали на вопросы.
Было разучено стихотворение В. Кудлачева «Важные слова». Проведена этическая беседа на тему «В мире вежливых слов». На вопрос: «Какие вежливые слова вы знаете?» Дети ответили: «Пожалуйста, здравствуйте, спасибо».
Был проведен День открытых дверей «Ждем в гости наших мам и пап», организована фотовыставка по семейным фотографиям, фотографиям, в которой участвовали и дети и родители. Дети делали подарки для своих родителей (рисунки, поделки). Закончилось данное мероприятие чаепитием, В этом возрасте формируется особый вид детских взаимоотношений, поддержка друг друга, желание посочувствовать, утешить. Для закрепления представлений у детей о необходимости и, формирования суждений о том, что значит быть другом, были проведены этические беседы «Умеешь ли ты дружить» и «Если с другом вышел в путь». Дети рассказывали о своих друзьях, обсуждали содержание пословиц «Старый друг - лучше новых двух», «Человек без друзей, как птица без крыльев». Так же широко использовались произведения художественной литературы: «Новый товарищ» В.Карасевой, «Дружба» И. Туричина и другие. На занятии была организована коллективная аппликация на тему «Наша дружная семья». Дети сами придумали сюжет, распределили обязанности.
Так же была создана специальная ситуация, когда дети должны были показать свое умение вступать в контакт с незнакомыми сверстниками, то есть познакомиться с ними. Очень важно воспитывать доброжелательное отношение к младшим. Были организованы взаимопосещения старшей и младшей групп, совместные игры. Проведена беседа «Расскажи о своем братике (сестренке)». Составляли рассказ из личного опыта «Как я играю с маленьким братом». Большинство детей очень тепло отзывались о своих младших братьях.
Было прочитано стихотворение С.Маршака «Как себя вести». Дети осудили маленького медведя, который вел себя хорошо только со знакомыми людьми. Дети сказали, что так поступают только «некультурные люди».
Одной из важных задач нашей работы является формирование познанного отношения к поступкам. С детьми были проведены этические беседы на темы: «Каким я хочу быть», «Мои достоинства и недостатки». Целью этих бесед было помочь детям разобраться в себе, в своих чувствах, в своем поведении. Детям был задан вопрос: Какие качества вы должны в себе выработать, чтобы стать культурным человеком? Дети ответили:
Алсу: вежливость, доброту.
Марат: честность.
Тина: аккуратность, трудолюбие.
На вопрос, над какой вредной привычкой вы решили работать, чтобы стать культурным человеком? Дети ответили:
Ильдар: Не драться.
Марина: Не лениться.
Формированию осознанного
отношения к поступкам
Миша: носовой платок.
Алсу: зеркало, расческу.
Тина: с собой нужно носить иголку и нитку, вдруг что-нибудь порвешь.
Далее детям задали вопрос, как должен относиться к своей внешности человек, если он считает себя культурным. Дети ответили:
Алсу: часто смотреть в зеркало,
Тина он должен быть аккуратным, стараться не замарать одежду.
Марат: такой человек должен аккуратно вести себя за столом.
Таким образом, задачи формирующего эксперимента были решены. Для проверки эффективности нашей работы перейдем к контрольному эксперименту.
В результате проведения формирующего эксперимента у детей вырос уровень сформированности нравственных чувств. Данный вывод подтверждается математической обработкой результатов.
2.3. Анализ результатов работы
Цель данного этапа исследования: проанализировать результаты работы и сделать выводы. Уровень сформированности нравственных качеств у дошкольников экспериментальной группы на 2- м этапе исследования представлены в приложении 1. Уровень сформированности нравственных качеств дошкольников контрольной группы на 2- м этапе исследования представлен в приложении 2.
Результаты диагностики уровня сформированности нравственных качеств дошкольников экспериментальной и контрольной групп на 2-м этапе исследования представлены в таблице 2.
Таблица 2
Диагностика уровня сформированности нравственных качеств дошкольников экспериментальной и контрольной групп на 2- м этапе исследования
Уровень |
Кол-во детей в % | |
Экспериментальная гр. |
Контрольная гр. | |
В |
70 |
40 |
С |
20 |
40 |
Н |
10 |
20 |
По данным таблицы 2 построим диаграмму (рис.2).
Кол-во человек в %
Рис. 2 Диагностика уровня сформированности нравственных качеств дошкольников на 2- м этапе исследования
Результаты двух этапов исследования представлены в таблице 3.
Таблица 3
Диагностика уровня сформированности нравственных качеств дошкольников экспериментальной и контрольной групп на двух этапах исследования
Уровень |
Кол-во детей в % | |||
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |||
1 этап |
2 этап |
1 этап |
2 этап | |
В |
10 |
70 |
30 |
40 |
С |
30 |
20 |
30 |
40 |
Н |
60 |
10 |
40 |
20 |
По данным таблицы 3 построим диаграммы ( рис.3 и 4)
Кол-во человек в %
Рис.3 Диагностика уровня сформированности нравственных качеств дошкольников экспериментальной группы на двух этапах исследования
Кол-во человек в %
Рис. 4 Диагностика уровня сформированности нравственных качеств дошкольников контрольной группы на двух этапах исследования
Анализируя диаграммы
(рис.3 и 4), мы видим, что
количество дошкольников с
Таким образом, в результате проведенных исследований нами были зафиксированы изменения в развитии сформированности нравственных качеств дошкольников: в экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями сформированности нравственных качеств; в процентном отношении это составило 60 % от предыдущих показателей в констатирующем эксперименте. В контрольной группе этот показатель равен 10 %. Количество детей с низким уровнем сформированности нравственных качеств уменьшилось на 50%, в экспериментальной группе, на 20% - в контрольной. Итак, наша гипотеза о том, что эффективность формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста может быть обеспечена при активном участии в воспитательном процессе родителей и воспитателей, подтвердилась. Таким образом, в результате проведенных исследований нами были зафиксированы изменения в уровнях сформированности нравственных качеств дошкольников: в экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями сформированности нравственных качеств; в процентном отношении это составило 60 % от предыдущих показателей в констатирующем эксперименте. В контрольной группе этот показатель равен 10 %. Количество детей с низким уровнем сформированности нравственных качеств уменьшилось на 50% в экспериментальной группе, на 20% - в контрольной. Данное исследование позволяет сделать вывод о том, что разработанный комплекс занятий, формы и методы, применяемые в процессе нравственного воспитания дошкольников, очень эффективны в формировании нравственных качеств дошкольников.
Таким образом, в дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. В сфере развития нравственного поведения пример взрослого играет важнейшую роль. Положительный пример родителей способствует тому, что малыш легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. В дошкольном возрасте возрастает влияние оценки взрослого на поведение детей, так как взрослый выступает образцом, эталоном, с которым ребенок сравнивает себя и свои действия. Положительная моральная оценка взрослого придает положительную окраску даже тем действиям, которые обычно завершались ребенком с полным равнодушием. Оценивая поступки ребенка, взрослый с помощью положительной оценки фиксирует правильный способ поведения, а с помощью отрицательной - разрушает негативный способ.
Информация о работе Формирование нравственных чувств у старших дошкольников