Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 21:31, контрольная работа
Социальный заказ в области обучения и воспитания младших школьников предполагает, прежде всего, их подготовку к пополнению и обогащению знаний как предпосылки для полного применения учащимися своих творческих сил, способностей, дарований. В связи с этим перед начальной школой встает задача формирования у учащихся общеучебных умений. Об этом свидетельствуют многие нормативные документы, в частности Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, в которой проблема формирования общеучебных умений у учащихся выделяется в качестве одной из главных, от решения которой во многом зависит совершенствование всего учебно-воспитательного процесса школы.
Основными формами обучения в процессе формирования общеучебных умений младших школьников были урочные и внеурочные занятия.
Для решения поставленных задач мы опирались
на методы организации учебной деятельности:
словесные, наглядные, объяснительно-
Взаимосвязь урочно-внеурочных занятий рассматривается нами как'одно из условий формирования общеучебных умений средствами краеведения. Поэтому в исследовании рассмотрены теоретические основы этой взаимосвязи, дана классификация связей (связи порождения и преобразования, функционирования, развития и управления, взаимодействия), виды взаимодействий урочно-внеурочных занятий (внутрипредметное, межпредметное и с вариативными комбинациями этих связей). Нами отслежены основные пути установления связи содержания местного материала с курсами предметов в начальной школе, определены различные виды связей (упреждающие, сопутствующие, заключающие).
Теоретическая модель формирования общеучебных умений младших школьников средствами краеведения
Цель: формирование общеучебных умений младших школьников средствами краеведения
- исследование и анализ уровня
сформированности общеучебных
- введение в учебный процесс краеведческого материала;
- организация урочно-внеурочной
поисково-исследовательской
- контроль за формированием
общеучебных умений младших
Принципы обучения:
- систематичности;
- наглядности;
- сознательности и активности;
- связи теории с практикой;
- связи обучения с воспитанием
Содержание обучения
Теоретическое направление работы: - формирование у учащихся знаний о способах выполнения учебных действий путем введения краеведческого материала в содержание обучения.
Практическое направление работы:
- формирование способности
Формы организации учебной деятельно-
- уроки;
- экскурсии;
- походы;
- встречи с интересными людьми;
- кружки.
Средства обучения
- учебники и учебные пособия;
- технические средства обучения;
- наглядные пособия (музейные экспоната);
- дидактическая техника;
- компьютеры;
- краеведческая деятельность.
Методы обучения:
словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, исследовательский
Результат: овладение младшими школьниками познавательными умениями (организационные умения: высказывать свою версию; составлять план решения задачи по поставленной проблеме; определять последовательность действий для решения предметной задачи (проблемы); информационные умения: искать информацию, оценивать найденную информацию; интеллектуальные умения: проводить наблюдения и анализ, делать выводы; действовать по образцу; сравнивать, группировать; устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение; речевые умения: заучивать наизусть тексты и фрагменты; читать вслух и про себя учебные тексты; подробно пересказывать текст, определять количество смысловых частей и составлять план.)
Для определения эффективности взаимосвязи урочно-внеурочной деятельности вычленены уровни взаимодействия (высокий, средний, низкий).
Нами определены педагогические условия, способствующие успешному формированию общеучебных умений:
• вооружение младших школьников основами краеведческих знаний и общеучебных умений;
• применение дидактических средств;
• систематическое использование краеведческого материала.
• повышение познавательной активности младших школьников;
• развитие внутренней мотивации, положительной «Я - концепции»;
• создание атмосферы эмоционального переживания;
• включение младших школьников в целенаправленную, педагогически-организованную краеведческую деятельность;
• увеличение доли самостоятельности;
• взаимодействие учителя, родителей, общественных организаций, учреждений дополнительного образования в формировании общеучебных умений младших школьников.
Вторая глава "Опытно-экспериментальная работа но формированию общеучебных умений младших школьников средствами краеведения." посвящена реализации разработанной модели системы формирования общеучебных умений младших школьников средствами краеведения и подтверждения справедливости выдвинутых условий эффективности ее внедрения. Эксперимент проводился в школах (2, 7, 10) города Стерлитамака с 1998 по 2000 г.г. в 3 - 4 классах и включал 3 этапа.
На первом, констатирующем этапе были проведены диагностические срезы, анкетирование, тестирование младших школьников. Изучение показателей обученности показало, что учащиеся начальной школы не обладают достаточно сформированными общеучебными умениями, актуальными для современной школы. Как в экспериментальном, так и в контрольном классах не оказалось учащихся с высоким уровнем сформированности общеучебных умений. На основе полученных данных мы разделили учащихся экспериментального класса на две группы: с низким и среднем уровнем сформированности общеучебных умений.
Формирующий эксперимент включал в себя несколько ступеней. На первой ступени школьники знакомились с основами общеучебных умений, им объяснялась необходимость и актуальность овладения этими умениями. На второй и третьей ступенях формирующего эксперимента осуществлялась программа формирования умений, включающая деятельность по ознакомлению учащихся с образцами действий, совершенствованием умений и применением их в разнообразных ситуациях. При этом использовались различные памятки, облегчающие учащимся начальных классов процесс овладения умениями. Выявление уровня сформированности общеучебных умений осуществлялось по выявленным показателям (знание о способе деятельности; способность осуществлять деятельность в изменяющейся обстановке; осмысленность выполнения умения).
В процессе изучения дисциплин учебного плана осуществлялось использование краеведческого материала и вооружение школьников основами краеведческих знаний. На уроках русского языка учащиеся писали сочинения и изложения о родном крае. Читали о республике Башкортостан на уроках внеклассного чтения. Содержание математических задач включало краеведческий материал.
Учащиеся включены в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность с поэтапным увеличением в ней доли самостоятельности в соответствии с их возрастными особенностями и возможностями. Приоритетным являлось применение исследовательского метода. В начале учебного года учащиеся получали задания поискового характера (собрать материал о своей улице, школе и пр.). Дети на первом этапе искали интересующую их информацию в библиотеках. На последнем этапе они могли работать в городском краеведческом музее.В исследовании предложена организационная структура и направление деятельности музея, позволяющие успешно соединить урочные и внеурочные занятия по краеведению.
В процессе организации краеведческой деятельности создавалась атмосфера эмоционального подъема. С большим волнением учащиеся поздравляли участников ВОВ, слушали их рассказы о знаменитых земляках - героях. Проводили праздники двора, микрорайона.
Обеспечивалось взаимодействие учителей, родителей и педагогов учреждений дополнительного образования в организации краеведческой деятельности младших школьников. Родители вместе со своими детьми и педагогами ходили в походы, собирали краеведческий материал для классного музея, устраивали праздники и т.д.
Обеспечение функционирования системы формирования общеучебных умений у учащихся потребовало осуществления целенаправленного управления, т.е. реализации функций планирования, организации и контроля исследуемого процесса.
Важным направлением формирующего этапа эксперимента являлась реализация взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.
Установлено, что взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности позволяет целенаправленно формировать у младших школьников общеучебные умения. Поэтому для определения эффективности взаимосвязи урочно-внеурочной деятельности нами вычленены уровни взаимодействия (высокий, средний и низкий); дана классификация связей (порождения и преобразования, функционирования, развития и управления, взаимодействия), способствующих формированию определенных уровней общеучебных умений.
Функционирование системы расширяло познавательное пространство, тем самым способствуя формированию общеучебных умений младших школьников.
На контролирующем этапе эксперимента была проведена оценка правомерности и целесообразности проведенных трансформаций. Результаты экспериментальной работы отражены в табл. 1,2.
Таблица 1
Динамика изменения уровней сформированности общеучебных уме-
ний младших кшольников.
Уровни Диагностика I (1998 г.) Диагностика II (2000 г.) Показатель эффективности
Высокий 40% 44,1 % 10,5%
Средний 40% 54,2 % 36,4 %
Низкий 23% 4,7 % 53,1%
Наблюдалась также положительная динамика результатов по мотивации, по уровню усвоения знаний, уровню проявления творческой самостоятельности в краеведческой деятельности. Эффективность созданной системы формирования общеучебных умений определялась позитивными изменениями этих показателей. Это позволило достичь определенного результата: высокого уровня сформированности общеучебных умений.
Исследование позволило выделить следующие этапы формирования общеучебных умений младших школьников: ознакомление с
образцами действия, овладение первоначальным умением применять знания, совершенствование первично приобретенных умений и применение таковых в разнообразных ситуациях. Поэтапное формирование общеучебных умений качественно реализовывалось при системной организации данной деятельности.
В ходе эксперимента выявлены особенности формирования общеучебных умений средствами краеведения, которые заключаются в следующем: младшие школьники приобретают практический опыт, включаясь в целенаправленную, педагогически организованную деятельность, осознавая и принимая ее цели; упражняются в формировании умений; самостоятельно решают дидактические и коммуникативные задачи; анализируют приобретаемые ими знания и опыт.
В процессе опытно-экспериментальной работы доказана актуальность краеведческой деятельности для формирования общеучебных умений младших школьников, которая являлась средством активизации мыслительной деятельности учащихся, способствовала овладению навыками исследовательской работы, практическому применению полученных знаний. Специфичность краеведческой деятельности успешно сочеталась с особенностями познавательной деятельности, что позволило нам получить положительный результат.
Результаты диагностики свидетельствуют о положительной динамике сформированности умений,
В экспериментальных группах не оказалось школьников с низким уровнем сформированности умений. Число школьников с высоким уровнем сформированности увеличилось по всем группам умений (см. табл. 2).
В заключении даются основные выводы по результатам исследования, определяются перспективы дальнейшего исследования проблемы.
В процессе проведенного исследования была предложена и обоснована система формирования общеучебных умений младших школьников средствами краеведения и опытно-экспериментальным путем проверена ее эффективность.
Формирование общеучебных умений осуществлялось на основе введения краеведческого материала в процесс обучения и организации внеурочной краеведческой деятельности.
Таблица 2
Распределение уровней сформированности общеучебных умений средствами краеведения
% к общему числу участников
Виды умений 1998 г. 2000 г.
2 1 0 бал- 2 1 0 бал-
балла балл лов балла балл лов
1. Высказывать свою версию 63 40 - 69 35 -
2. Составлять план решения
3. Определять последовательность
действий для решения предметной 45 38 25 46 45 10
задачи (проблемы)
4. Искать информацию, оценивать найденную информацию 20 40 45 25 60 15
5. Проводить наблюдения и анализ, делать выводы 15 41 47 21 60 22
6. Действовать по образцу 60 51 - 67 34 -
7. Сравнивать, группировать 59 41 - 64 42 -
8. Устанавливать причинно-
следственные связи, строить рассуж- 46 39 - 45 40 5
дение
9. Заучивать наизусть тексты и фраг- 15 60 30 20 80 5
менты
10. Читать вслух и про себя учебные 40 60 6 40 64 2
тексты
11. Подробно пересказывать текст 30 75 6 32 75 2
12. Определять количество смысло- 34 70 8 25 70 4
вых частей и составлять план.
Выдвижение в качестве цели формирования общеучебных умений конкретизировалось через ряд частных задач:
- исследование и анализ уровня
сформированности общеучебных
- введение в учебный процесс краеведческого материала;
- организация урочно-внеурочной
поисково-исследовательской
- контроль за формированием
общеучебных умений младших
Степень практической реализации обозначенной цели выявлялась с помощью показателей, положенных в основу определения уровней сформированности данных умений; нами обозначились идентифицированные уровни сформированности общеучебных умений: высокий, средний, низкий.
Для определения уровней сформированности общеучебных умений были взяты следующие показатели: знание о способе деятельности; способность осуществлять деятельность в изменяющейся обстановке; осмысленность выполнения умения.
Теоретический и экспериментальный материал подтвердил первоначально сформулированную гипотезу, согласно которой функционирование системы формирования общеучебных умений младших школьников средствами краеведения обеспечивалось реализацией педагогических условий:
- выявлен дидактический
- в процессе изучения дисциплин
учебного плана осуществляется
систематическое использование
краеведческого материала и
- учащиеся включены в поисково-
Информация о работе Формирование общеучебных умений у учащихся начальных классов