Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.
Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища.

Содержание

1. Литературный обзор состояния вопроса……………………………………..4
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике……………….........4
1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении……………………………………………………………………..6
1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта..........7
2. Психолого-педагогический портрет класса обучающихся, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта ……...11
3. Педагогический опыт……………………………………………………..…...13
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте……………………………………..14
3.2. Актуальность педагогического опыта…………………………………..27
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте………………….28
3.4. Результативность педагогического опыта……………………………...29
3.5.Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта33
3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта…………..35
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта…………………………………………………………………………...36
4.Выводы………………………………………………………………….………..44
5. Библиографический список…………………………………………………..46

Вложенные файлы: 1 файл

мой_опыт.doc

— 504.50 Кб (Скачать файл)

Дала детям задание на дом вместе с родителями: зарисовать зоны особой опасности в вашей квартире, придумать модели ситуаций, которые могут вызвать пожар в доме.

Экстремальные ситуации в быту.

В ряде зарубежных программ существуют специальные разделы, направленные на обучение детей дошкольного возраста поведению в экстремальных ситуациях в быту (например, уметь пользоваться телефоном в случаях возникновения пожара, получения травмы; уметь привлечь внимание прохожих и позвать на помощь при пожаре, проникновении в дом преступников; уметь потушить начинающийся пожар, набросив на источник возгорания тяжелое одеяло).

В отечественной педагогической практике этот опыт пока не получил широкого распространения. К его использованию нужно подходить избирательно, с учетом российских условий. Так, обучение пользованием телефоном для вызова пожарных, «скорой помощи», милиции требует работы по профилактике ложных вызовов. Вместе с тем дети должны уметь пользоваться телефоном, знать номера близких взрослых. Это может понадобиться детям на практике в экстремальной ситуации, когда ребенок просто испугался чего-либо или кого-либо. Педагогам следует учесть, что игра с телефоном существенно отличается от реальной ситуации: в настоящем телефонном разговоре ребенок не видит партнера по общению, а тембр голоса в телефонной трубке отличается непривычным своеобразием. Поэтому умение пользоваться настоящим телефоном может возникнуть и закрепиться в процессе специального тренинга, проведение которого можно поручить родителям, объяснив им, какие проблемы могут возникнуть у ребенка. Поэтому я провела специальное занятие на тему «Службы «01», «02», «03» всегда на страже». (см. приложение 4).

В ходе данной работы дети запомнили номера телефонов службы спасения и как ими пользоваться.

Проводя такую работу по ознакомлению детей с основами безопасности мы добились того, что дети продемонстрировали высокий уровень знаний и умений в решении поставленных задач. У детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях. Обучая детей личной безопасности, я училась и сама. Воспитывая детей, возможно, мы поможем и взрослым.

 

 

 

3.2. Актуальность  педагогического опыта.

 
Дошкольный возраст – оптимальный период формирования социальных навыков и трудно питать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут. 
Работа по воспитанию безопасного поведения должна   носить комплексный характер.  Формирование навыков безопасности – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители), продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. Актуальность проблемы связана еще   и с тем, что у детей отсутствует защитная     психологическая     реакция   на      опасность, которая   свойственна взрослым.

3.3. Научность в  представляемом педагогическом  опыте

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.

Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища.

Современными учеными созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей. Безопасность жизнедеятельности включает в себя решение трех задач:

    1. Идентификация опасностей (распознание опасностей и их источников).
    2. Разработка превентивных или предупредительных мер.
    3. Ликвидация возможных последствий.

Для взрослых формула безопасности гласит:

«предвидеть опасность» ↔ «при возможности - избегать» ↔ «при необходимости - действовать».

Для детей она зарифмована в стихах:

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности – все избежать,

А где надо – на помощь позвать.

Опасность – понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются:

    • Угроза жизни.
    • Возможность нанесения ущерба здоровью.
    • Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Выделяют ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека:

    • Опасности дома.
    • Опасности на улице.
    • Опасности в природе.
    • Опасности контактов с незнакомыми людьми.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется ЛИЧНОСТЬ, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумного помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Необходимо создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

П.Лич и П.Статмэн в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.

В настоящее время в детских садах, реализуются одна из  парциальных программ по ОБЖ - Программа Р.Б.Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», которая разработана специально для дошкольных учреждений. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Программа разработана на основе проекта Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира. Она призваны помочь педагогам решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе детских садов. Одной из образовательных областей является «Безопасность».

Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

    • развитие игровой деятельности детей;
    • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
    • формирование положительного отношения к себе;
    • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Задачи работы с детьми 3-4 лет.

  • Усвоение детьми первоначальных знаний о правилах поведения на улице, дома, в общественных местах. О предметах требующих осторожного обращения, о предметах опасных для жизни и здоровья.
  • Развивать способности к предвидению возможной опасности и построению адекватного, безопасного поведения.
  • Сделать знания по разделу «безопасность» личностно значимыми для каждого ребенка.

Задачи работы с детьми 4-5 лет.

  • Активизировать знания детей, приобретенные при изучении основ безопасной жизнедеятельности:
    • Знать о том, какую опасность таят в себе спички, об опасности шалостей с огнем, о последствиях пожаров.
  • Активизировать знания о:
    • Сигналах светофора, о правилах перехода улицы, о правилах поведения в транспорте и на проезжей части.
    • Об опасностях при контактах с животными.
    • Об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
    • О микробах и вирусах.
    • О бытовых опасностях.
    • О взаимосвязи и взаимодействии в природе.

Задачи работы с детьми старшего дошкольного возраста.

  • Формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами, легко воспламеняющимися предметами, о последствиях пожаров, о действиях при возникновении пожара, об опасностях в быту.
  • Об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми, о конфликтных ситуациях со сверстниками.
  • О безопасном поведении во дворе, на улице, дороге, о правилах дорожного движения.
  • О бережном отношении к природе, о правилах безопасного поведения на природе, о функциях организма человека, о личной гигиене, микробах и вирусах, здоровье и болезнях.
  • Развитие способности к предвиденью возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного, безопасного поведения.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

С родителями, в частности предусмотрено проведение собраний, консультаций, семинары, открытые просмотры, вечера-развлечений и выставок художественно-продуктивной деятельности детей и взрослых.

По данному направлению деятельности рекомендуется уделять внимание в работе с детьми, начиная с II младшей группы, а для детей старшего дошкольного возраста – носит систематический, целенаправленный характер. Цель профилактической работы по безопасности в детском саду заключается в повышении информированности сотрудников, детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях.

При организации методической работы с педагогами используются такие формы работы, как педсоветы, деловые игры, психологические тренинги.

Проблему, связанную с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей и поддерживать тесную связь с инспекторами ГИБДД и ПЧ.

 

Формы работы с детьми по освоению

образовательной области «Безопасность»

 

Формы образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

 

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

  • Совместные действия
  • Наблюдения
  • Беседа
  • Чтение
  • Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач

экспериментирование

  • Совместные действия
  • Наблюдения
  • Беседы
  • Чтение
  • Рассматривание
  • Игра
  • Проектная деятельность
  • Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач
  • Создание соответствующей предметно-развивающей среды

 

Реализация образовательной области «Безопасность»

в различных формах деятельности.

 

Разделы

(задачи, блоки)

Режимные моменты

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

  1. Бережем свое здоровье
  2. Безопасный отдых на природе
  3. Безопасность на дорогах города
  4. Семейное благополучие

 Объяснение, напоминание, тематический досуг, упражнения, тренинги, рассматривание иллюстраций, игра

Беседы, обучение, упражнения, объяснение, напоминания, рассказ, творческие задания, развивающие игры, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций

Беседы, обучение, личный пример, упражнения, объяснение, напоминания, рассказ, творческие задания, развивающие игры, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций

Информация о работе Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста