Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.
Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища.

Содержание

1. Литературный обзор состояния вопроса……………………………………..4
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике……………….........4
1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении……………………………………………………………………..6
1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта..........7
2. Психолого-педагогический портрет класса обучающихся, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта ……...11
3. Педагогический опыт……………………………………………………..…...13
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте……………………………………..14
3.2. Актуальность педагогического опыта…………………………………..27
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте………………….28
3.4. Результативность педагогического опыта……………………………...29
3.5.Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта33
3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта…………..35
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта…………………………………………………………………………...36
4.Выводы………………………………………………………………….………..44
5. Библиографический список…………………………………………………..46

Вложенные файлы: 1 файл

мой_опыт.doc

— 504.50 Кб (Скачать файл)

 

Достижение планируемых результатов освоения

содержания образовательной области «Безопасность»

 

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

- Соблюдает элементарные  правила организованного поведения  в детском саду.

- Соблюдает элементарные  правила поведения на улице, в  общественных местах, правила дорожного  движения.

- Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение.

- Понимает значения сигналов  светофора. Узнает и называет  дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Пункт медицинской помощи».

- Различает проезжую часть, пешеходный переход «Зебра».

- Знает и соблюдает  элементарные правила поведения  в природе (способы безопасного  взаимодействия с растениями  и животными, бережного отношения  к окружающей природе).

- Соблюдает элементарные  правила организованного поведения в детском саду, поведения на улице и общественных местах, дорожного движения.

- Различает и называет  специальные виды транспорта, объясняет  их назначение.

- Понимает значения сигналов  светофора.

- Узнает и называет  дорожные знаки, различает проезжую часть, тротуар, пешеходный переход.

- Знает и соблюдает  элементарные правила поведения  в природе (способы безопасного  взаимодействия с растениями  и животными, бережного отношения  к окружающей природе).


 

Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.

 

Интеграция с другими образовательными областями

 

«Физическая культура»

Формирование физических качеств и накопления двигательного опыта, необходимых в разнообразных жизненных ситуациях для сохранения жизни и здоровья.

«Здоровье»

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

«Коммуникация»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания.

«Познание»

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы.

«Социализация»

Формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания.

«Труд»

Формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе «трудовой деятельности».

«Чтение художественной литературы»

Безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего использование художественных произведений для формирования основ Мира.


 

Одно из определений безопасности – состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз. Это означает, что безопасность ребёнку, прежде всего, взрослые. Введение такой области очень актуально, так как безопасность сегодня приобретает особое значение. Именно незнание и несоблюдение правил постоянно приводит к нелепым катастрофам и гибели детей. Поэтому важно обучать так, чтобы дети не только запомнили правила, но и понимали их смысл и необходимость выполнения.

В ФГТ указана необходимость обучения детей правилам «дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства», «формирование предпосылок экологического сознания», которое тесно связано с экологической безопасностью. В то же время многих педагогов удивляет, что эта важная задача оказалась включенной только в эту образовательную область. Экологическое мировоззрение – категория, которая связана со всей жизнью ребенка и со всеми образовательными областями. В противном случае сформировать даже основы экологического сознания невозможно.

Помимо привычных пожарной безопасности, безопасности на дорогах и во время купания большое значение имеет экологическая безопасность, обучение ребенка правилам общения с незнакомыми людьми, умение вести себя в случае различных непредвиденных чрезвычайных ситуаций. Есть и информационная безопасность, о которой в дошкольном образовании пока умалчивается.

 

 

3.4. Результативность  педагогического опыта

 

 

3.5.Новизна (инновационность) представляемого педагогического  опыта

  • Новизна педагогического опыта работы  заключается в разработке и апробации комплексных занятий по формированию навыков безопасного поведения во всех  видах образовательной  деятельности (физкультурно-оздоровительной, музыкально- художественной, коммуникативной, продуктивной, игровой) и необходимости проведения в комплексе образовательного процесса.
  • В опыте показан путь адаптации федеральной программы  « Безопасность» к условиям конкретного дошкольного учреждения, четко обозначены направления работы, система обучения детей правилам безопасного поведения насыщена методами и приемами, влияющими на эмоциональную сферу, что положительно сказывается на результатах.

3.6. Технологичность  представляемого педагогического  опыта

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы. Поэтому возникла необходимость научить ребенка-дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице и дорогах, в транспорте, при встрече с незнакомыми людьми, с растениями и животными,  развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Со второй младшей группы я углубленно работаю над темой: «Обеспечение основ жизнедеятельности детей дошкольного возраста».

Целью моей работы является: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира), знакомство детей с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице и на дороге, в общении с незнакомыми людьми), развитие у детей самостоятельности и ответственности.

Поставила следующие задачи:

1. Формирование представлений  об опасных для человека и  окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в нем;

2. Научить детей адекватно, осознанно действовать в той  или иной обстановке;

3. Помочь детям овладеть  элементарными навыками поведения  дома, на улице, в транспорте, с  незнакомыми людьми;

4. Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, умение объяснять собственное поведение;

5. Воспитывать потребность  в здоровом образе жизни.

Работа рассчитана на четыре возрастных периода (от младшей группы до подготовительной к школе группы). За основу работы была выбрана программа Н. Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», где дан материал, с помощью которого у детей появится потребность следовать правилам поведения в экстремальных ситуациях.

Она разработана на основе проекта Государственного стандарта дошкольного образования. Это первая программа, нацеливающая педагогов на решение важнейших социально-педагогической задачи – воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.

После изучения программы, стало ясно, что главной задачей является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, 
так как безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.  Авторы программы дифференцировали ее на шесть основных направлений:

  • Ребенок и другие люди. Основная мысль этого направления – ребенок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.
  • Ребенок и природа. Нужно рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли – земля – наш общий дом, а человек – часть природы.
  • Ребенок дома. В этом направлении рассматриваются вопросы,  связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.
  • Здоровье ребенка. Это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.
  • Эмоциональное благополучие ребенка. Основной задачей работы по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций.
  •   Ребенок на улицах города. Детей знакомят с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения.

Данную работу по воспитанию навыков безопасного поведения,  начала с выявления уровня их знаний и интересов, степени сформированности  умений и навыков, которая проводилась в форме беседы, наблюдений, игр-занятий. С детьми всей группы была проведена диагностика. Диагностирование детей показало, что у детей недостаточно знаний о безопасности собственной жизнедеятельности.  С высоким уровнем было выявлено 5 чел (21%), со средним уровнем 12 чел (50%), с низким уровнем 7 чел (29%). Это говорит о том, что у детей скудные знания о безопасности собственной жизнедеятельности, познавательной и творческой активности, умению ориентироваться в различных ситуациях.

В данной работе посчитала важным создать условия по предметно -  развивающей среде. Предметно-развивающая среда включает: уголок безопасности, дидактические игры, настольно-печатные игры, иллюстрированный материал, познавательную литературу для детей в книжном уголке, наглядную информацию для родителей. Для создания условий и развивающей среды приобрела методическую, познавательную, художественную литературу, приобрела дидактические игры: «Как избежать неприятности?», «Внимание, дорога!», «Дорожные знаки», «Береги живое в лесу, на лугу», «Расскажи про свой город», «Мой дом». Пополнила атрибуты для сюжетно-ролевых игр – «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Автобус», сделала подборку стихов о пожарной безопасности, о правилах дорожного движениях, о здоровье, о культурно-гигиенических навыках, о лекарственных растениях.

Разработала перспективный план работы с детьми, в который включены все разделы программы по основам безопасности, с родителями.

Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста осуществляется во всех видах деятельности педагогического процесса:

Специально -  организованная деятельность.        

Чтобы детей эмоционально настроить, заинтересовать, в гости к детям приходят игровые персонажи домовенок Кузя, Непослуха, Стобед (герой произведений Д. Орловой),  который рассказывает истории, происходившие с ним (из-за нарушения правил безопасности), и «открывает» вместе с детьми правила поведения, а также загадывает загадки, приносит картинки и разные задания. На примерах из жизни Стобеда, домовенка показываю, что может случиться, если не соблюдать правила безопасности. Использование игрового персонажа дает возможность детям исправлять его ошибки, объяснить о необходимости выполнять правила. С детьми в непосредственно-образовательной деятельности  были проведены такие темы: «Кошка и собака  - наши друзья», «Пожароопасные предметы», «Мы знакомимся с улицей», «Кошкин дом», «Айболит в гостях у ребят»,  «Электрические приборы», «Когда ты дома один».

Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми использовали специально подготовленные игры – драматизации, были использованы образы сказочных персонажей, сказки о животных – «Волк и семеро козлят», «Гуси – лебеди», «Красная Шапочка».

Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы, помогают закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников.

В совместной деятельности с детьми   организовываем совместные дидактические, сюжетные, подвижные игры, обсуждение сюжетов из жизни по картинкам, разыгрывание ситуаций воспитателем с постепенным вовлечением детей, чтение художественных произведений с обсуждением, загадывание загадок, использование пословиц, бесед на разные темы, заучивание стихотворений, рассматривание плакатов, предметов быта, пожароопасных предметов. 

Заучивание стихотворений об опасных предметах, использование дидактических игр «Найди опасные предметы», «Выбери место для хранения» (раздел «Ребенок дома») помогает детям усвоить прямые запреты на пользование некоторыми предметами домашнего обихода (розетки, электроприборы, лекарства), правильно обращаться с другими (ножницы, вилки).

Игра – способ моделирования окружающей жизни. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре.  Во время проведения игры «Набери правильно номер» дети учатся пользоваться телефоном, чтобы уметь позвонить по телефонам 01, 02, 03.

Играя в игры «Опасно – не опасно», «Съедобно - не съедобно", «Что такое хорошо и что такое плохо», дети видят правильные и неблаговидные поступки и их последствия. Изготовленные макеты улиц, дорожные знаки помогают детям узнать устройство проезжей части, сигналы светофора, дорожные знаки. Также с детьми совершили целевую прогулку к проезжей части дороги, наблюдали за движением транспорта. Уточняли, что транспорт движется по проезжей части, пешеходы идут по тротуару.

Для того чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать необходимость их соблюдения, к чему может привести нарушение мер предосторожности, предлагается использовать специально подобранные произведения художественной литературы. Анализ исследований показал, что литература заставляет ребенка задуматься и прочувствовать то, что затруднительно или невозможно для него в повседневной жизни. Поэтому, в работе с дошкольниками по ознакомлению с правилами безопасного поведения на основе произведений художественной литературы должны использоваться такие приемы, как чтение рассказов и стихотворений с анализом поступков героев; фрагмент рассказа как иллюстрация к определенной опасной ситуации; анализ произведения с целью самостоятельного выделения детьми мер предосторожности. Художественная литература является источником знаний и чувств. Произведения с разным содержанием С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Е. Хоринский «Спичка-невеличка», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке» учат детей правилам безопасности. Особое место я уделяю сказке. Сказка способствует развитию сердечных чувств, благородству души, желание доставлять людям радость. Картинки в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизирует его через наглядность, образность. Также с детьми рассматривали детские энциклопедии, серия книг «Я познаю мир», «Уроки Айболита», «Учимся вежливости». Дети с большим удовольствием любят смотреть мультфильмы «Уроки тетушки Совы» на разную тематику с познавательным содержанием.

Информация о работе Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста