Формирование основ музыкальной культуры дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 15:36, контрольная работа

Краткое описание

Формированию музыкального мышления уже в младшем возрасте способствуют движения, которые помогают ребенку ощутить характер музыки, смену настроений.
Приобщаясь к культурному наследию, ребенок познает эталон красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.
Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально – образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………3
2. Значение музыки в развитии творческих способностей детей…….4
3. Актуальность развития музыкальных способностей………………5
4. Цель музыкального воспитания детей в развитии творческих способностей………………………………………………………….7
5. Анализ методической литературы по развитию творческих
способностей детей…………………………………………………..8
6. Музыкальные формы организации………………………………….9
7. Средства музыкальной выразительности…………………………..10
8. Методы и приемы развития творческих способностей…………...12
9. Заключение…………………………………………………………..15
10. Список использованной литературы……………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная Теории и технологии музыкального обр.детей 3 курс.docx

— 40.79 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Анализ методической литературы по развитию творческих

способностей детей.

Направления работы по развитию музыкальных способностей детей.

 

Классик отечественной психологии Б. М. Теплов определил способности как индивидуально – психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой – либо одной деятельности или многих. Они сводятся к наличию навыков, умений и знаний, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения. Музыкальная культура является частью художественной культуры. Формирование индивидуальной музыкальной культуры, а через нее – воздействие на формирование личности в целом является ядром педагогической концепции Д.Б. Кабалевского.

 

Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является музыкально – эстетическое сознание, которое формируется во всех видах музыкальной деятельности при овладении определенными знаниями, умениями и навыками. (Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М .Л. «Музыкальное воспитание дошкольников», - М .1994 год)

 

В богатствах культуры, накопленных человечеством, передается опыт, который должен освоить и усвоить, подключаясь, таким образом, к уровню, достигнутому развитием социума (Каган М. С. «Человеческая деятельность»,М – 1974)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальные формы организации

 

Музыкальная форма – это совокупность всех музыкальных средств, выражающих содержание. В содержании формы – важное значение имеют три принципа: повтор, контраст, развитие (варьирование). Повтор может быть различным. Дважды повторенная подряд музыкальная фраза заменяет остановку, это помогает лучше вслушаться, запомнить мелодию. В другом случае между повторами звучит контрольная тема. Контраст связан с развитием. Если сама состоит их двух ( или более) контрастных элементов или раздел формы из нескольких тем, это рождает конфликтность, возможность их столкновения, развития. К формам организации музыкальной деятельности детей относятся занятие, музыка в повседневной жизни детского сада и воспитание в семье.»…Все формы музыкальных занятий должны быть направлены на духовное развитие воспитанников», Д. Б. Кабалевский.

 

Занятие – основная форма организации, в которой осуществляю обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной культуры .На занятиях вызываю у детей интерес к музыке и музыкальной деятельности, развиваю музыкальные способности, обучаю необходимым умениям и навыкам, которые они смогут применять в самостоятельной деятельности в детском саду и в семье. Атмосфера эмоционального подъема, заинтересованность детей повышает результативность занятий. Музыкальные занятия варьирую в зависимости от структуры. Содержания, вида занятия: типовое, тематическое, комплексное, сюжетно – игровое, интегрированное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средства музыкальной выразительности

 

Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид (в отличие от живописи, скульптуры), она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально – психологических состояний. Каждое музыкальное произведение имеет, таким образом, некую «чувственную программу» (термин психолога В. Г. Ражникова), разворачивающуюся во времени. Музыка может изображать какие – либо конкретные явления действительности – шум волн, завывание ветра, плеск ручейка – путем звукоподражания. Использую аудиокассеты «Звуки природы». В музыке часто встречаются изобразительные моменты, но они имеют разные музыкальные окраски. Шум волн может быть умиротворенным или грозным «Три чуда» арфа изображает море спокойное, «Океан – море» музыка Рисмкого – Корсакова изображает море грозное.

К средствам музыкальной изобразительности относятся темп, динамика, регистр, ритм, гармония, лад, мелодия, интонация.. Музыкальный образ создается определенным сочетанием средств музыкальной изобразительности. Грозный характер передается достаточно громкой динамикой, низким регистром в соединении со сдержанным темпом, мягкой динамикой и размеренным ритмом. Игра на музыкальных инструментах «Гром и молния» Штраус, «Кукушка» и другие.

 

Получая с детства самые разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Б.В. Астафьев «В сознании слушателей… не размещены целиком музыкальные произведения, … а отлагается сложный, очень изменчивый комплекс музыкальных представлений, в который входят и разнообразные «фрагменты» музыки, но который, в сущности, составляет «устный музыкально – интонационный словарь». (Астафьев Б. В. «музыкальная форма, как процесс» кн. 2)

Восприятие является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. При восприятии музыки у детей возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активна деятельность воображения.

Воображение обогащает все творческие проявления детей. Слушая с детьми музыку, важно не оставлять их пассивными. Хорошо в этом помогают игры – превращения, которые провожу и в младшем возрасте. Применяя разные виды исполнительства, включая творческие задания: выразить переживания в образном слове, музыкально – ритмических движениях, подпевании, игре на музыкальных инструментах, рисовании. Объединяя разные виды деятельности при ведущей роли восприятия музыки способствует развитию воображения, фантазии, интереса к музыке.

 

Творческие проявления детей в ритмике являются важным показателем музыкального развития. Дети начинают импровизировать, создавать свой музыкально – игровой образ, танец, у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и он начинает владеть необходимыми двигательными навыками.

 

В пении, как и в других видах исполнительства, ребенок активно проявляет свое отношение к музыке. Только в деятельности совершенствуется восприятие, мышление, воображение, ощущения, приобретаются знания, возникают новые потребности, интересы, эмоции, развиваются творческие способности. «Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально – сенсорные способности и особенно музыкально – слуховые представления звуковысотных отношений» (Ветлугина Н. А. «Музыкальное развитие ребенка»)

Формирование музыкальных способностей неразрывно связано с умственными процессами. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Дети, слушая музыку, сравнивают звуки ее мелодии аккомпанемента, постигают их выразительное значение, разбираются в структуре песни, сравнивают музыку с текстом. Влияние музыки на организм человека установили физиологи В. М. Бехтерев, И. П. Павлов. Пение вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания, развивает координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Пение с движением формирует хорошую осанку, координирует ходьбу. Инициатором обучения детей игре на детских музыкальных инструментах уже в 20 годы стал известный музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов.

Игра на детских музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение, развивает их творческие способности.

 

 

 

 

Методы и приемы развития творческих способностей

 

Добиться развивающего эффекта обучения на занятиях, используя проблемные методы, активизирующие детей. Методы прямого воздействия (показ, объяснение) – наиболее легкий путь овладения каким – либо навыком, умением. Для того, чтобы усилить впечатления от музыки, разъяснять ее надо эмоционально – образное содержание детям. Сочетая методы с проблемными ситуациями, в которых ребенок сравнивает, сопоставляет, выбирает. Задания усложняя в зависимости от уровня развития детей, их возраста. Широко применять игровые приемы. Ставить перед детьми задачи, требующие активности, самостоятельности: выбрать инструмент, соответствующий характеру музыки, сравнить варианты движения под музыку, выбрать наиболее близкие ей, найти «свои» оригинальные движения. Соблюдая дозировку, следить за внешними эмоциональными проявлениями детей, чтобы они не переутомлялись, не перевозбуждались. Развивать эмоциональную отзывчивость на протяжении всего занятия. В пении, игре на музыкальных инструментах развивать звуковысотный слух в музыкально – ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах – чувство ритма.

Музыкально – дидактические игры, попевки также помогают развитию творческих способностей. Формирование умений и навыков являются средством развития музыкальных способностей. На занятиях используя индивидуально – дифференцированный подход к каждому ребенку. Задания разграничивать по степени трудности: более развитый ребенок получает задание сложнее, менее развитый – доступное ему, развивающее его способности. Одобрение и поощрение успехов детей, побуждать их к взаимообучению, взаимопомощи при овладении определенными навыками. Это воспитывает в них доброжелательное отношение в общении, внимание друг к другу. Наглядно – слуховой метод (исполнение музыки, качество его звучания) один из важнейших в развитии музыкального восприятия. Радынова О. П. рекомендует слушать симфоническую музыку в грамзаписи, чтобы сохранить при восприятии оркестровую красочность. Дети слушая сравнивают. Такие сопоставления позволяют придать наглядному методу проблемный характер, заинтересовывают детей, активизируют их слуховое внимание. Применение зрительной наглядности (картины, рисунки, карточки, игрушки) имеет вспомогательное значение и применяеся, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке или проиллюстрировать незнакомые явления и образы. Значение словесного метода в развитии музыкального воспитания очень велико используется для углубления восприятия музыки детьми.

С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы можно не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы. Основа содержания музыки – выражение настроений, чувств. Поэтому начинаю беседу с главного – определение эмоционального содержания музыки.

Ярко выраженная изобразительность репертуара детского сада объясняется стремлением сделать музыку доступнее детям, приблизить ее к знакомым жизненным явлениям. Давая детям понять, что, изображая какие – либо конкретные явления жизни, музыка всегда выражает настроения, переживания, чувства. Дети без труда определяют моменты изобразительности ( «здесь как будто падают листочки», «журчит ручеек», «капает дождик»).

Практический метод в развитии музыкального воспитания также очень важен. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, сочетаю восприятие музыки с практическими действиями. Б.М. Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, движением пальцев рук).

Оркестровать – значит выбрать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру звучания, различить отдельные части. Этот прием способствует выделению наиболее ярких выразительных средств музыки (интонаций, тембра, акцента, регистра).

 Одним из эффективных  практических приемов развития  у детей творческих способностей  является передача характера  музыки в движении (инсценировка  песен, творческое использование  танцевальных и образных движений).

Приемы развития музыкального восприятия варьирую друг с другом. Сочетание оркестровки с передачей характера музыки в движении, инсценировкой (одни дети оркеструют – другие инсценируют песню) в этом случае объединяется слушание музыки, игра на музыкальных инструментах и музыкально – ритмические движения. Занятие проходит интереснее, живее и способствует самостоятельности детей, проявлению их фантазии. Беседа о музыке сопровождается показом картин, дающих представление о жизни, обычаях людей.

 Прием сравнения делает  процесс восприятия более дифференцированным, осмысленным, глубоким. Прием контрастного  сопоставления музыкальных произведений  обостряет слуховое внимание, заинтересовывает детей («Жаворонок» М Глинка, «Песнь жаворонка» П.Чайковский, «Утро» С. Прокофьев, «Зимнее утро» П.Чайковский) – имеющие одинаковые названия.

Перспективы формирования основ музыкальной культуры  и развития творческих способностей дошкольников.

воспитание у детей устойчивого интереса к музыке, развивать творческие способности во всех видах деятельности.

повышение культуры слушания музыки, вырабатывание у детей хорошего вкуса именно в младшем возрасте.

знакомство с инструментами симфонического оркестра.

прививание ребенку хорошего вкуса, отдав приоритет классической музыке, сочетая ее с народной, современной , детской музыкой.

выявление способностей детей и создание условий для реализации их творческого потенциала.

обеспечить участие каждого ребенка в инсценировке, спектакле, сказке.

приобщение детей к совместному коллективному элементарному музицированию – одному из самых любимых видов музыкальной деятельности в ансамблях и оркестре (координация движений, развитие дыхания и памяти, фонематического слуха, координаций движений с пением).

связь с социумом, посещение музыкальной школы детьми.

 

Заключение

 

Подводя итог можно сказать, что формирование основ музыкальной культуры у ребенка дошкольного возраста происходит в процессе его музыкального развития, то есть в результате музыкального воспитания и обучения, что в свою очередь содействует всестороннему развитию личности, ее эстетическому, умственному, нравственному и физическому самосовершенствованию. Так же, формирование основ музыкальной культуры можно рассматривать как процесс музыкального развития детей дошкольного возраста с позиции педагогики и психологии и в опоре на теоретические основы эстетики. Лишь опираясь на детские музыкальные интересы и отталкиваясь от них можно ненавязчиво, без принуждения направлять развитие музыкального вкуса ребёнка, обогащать его музыкально – слуховые представления и музыкальный опыт посредством различных видов музыкальной деятельности.

Информация о работе Формирование основ музыкальной культуры дошкольников