Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 19:01, реферат
Идея разработки возникла в связи с тем, что с каждым годом становится все труднее поддерживать интерес учащихся к изучению технологии. Мотивация к активному изучению предмета ослаблена несколькими причинами. Мне видятся причины в том, что: во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, а учатся они все в одном классе, во-вторых, технология не является обязательным предметом при сдаче государственных экзаменов в школе и не во все ВУЗы и колледжи предмет включен в списки вступительных экзаменов, в-третьих, плохие учебники и большой оббьем информации, который необходимо запомнить, в-четвертых, меняются времена, а вместе с ним и нравы, и интересы детей. Передачи телевидения и радио, интернет, научно-популярные кинофильмы, журналы,
1. Введение. Стр. 3-4
2. Мотивация учения. Стр.5-7
3. Проблемное обучение. Стр.8-10
4. ИКТ на уроках технологии. Стр.10-12
5. Решение технологических задач. Стр.12-13
6. Применение творческих заданий на уроках технологии. Стр.13
7. Заключение. Стр.14
8. Литература. Стр.15
Определите лицевую и изнаночную стороны. Укажите признаки, по которым вы их определили.
г) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.
Задача. Замечено, что продукты на холоде сохраняются дольше.
- Предложите максимальное число гипотез, объясняющих это явление.
- Какие из них кажутся наиболее вероятными?
д)Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.
Задача. Замечено, что если при варке варенья добавить щепотку лимонной кислоты, варенье не засахариться.
-Как это можно объяснить?
ж) Задачи, связанные с самонаблюдением.
Задача. Измерьте свой вес утром, как только встанете, и вечером,
перед сном. Сравните эти величины. Объясните причины изменения веса в
течение дня.
ВЫВОД: технологические задачи различного характера вызывают у школьников живой интерес, создают благоприятный эмоциональный фон. Они способствуют активизации мыслительной деятельности обучаемых, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к технологии. У учащихся в ходе их решения возникают вопросы, которые свидетельствуют об умственной активности, о стремлении узнать больше, что является показателем развивающегося познавательного интереса к технологии.
6.Применение творческих заданий на уроках технологии.
Важнейшую роль в формировании мотивации играет использование творческих познавательных заданий в учебной деятельности.
Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими предметами учащимся предлагаются творческие задания.
Способы и виды заданий достаточно разнообразны:
1) составление кроссвордов;
2) сочинение сказок или стихотворений, о каком – либо объекте;
3) выполнение рисунков;
4) изготовление аппликаций из различных видов ткани
5) составление рассказа с технологическими ошибками;
6) составление тестов, опорных схем и конспектов;
7) сбор и оформление коллекций ручных и машинных швов
8) выполнение практических заданий, минипроектов;
Рамки урока зачастую не позволяют в достаточной мере удовлетворить интерес учащихся, к каким-то значимым и полезным для них вопросам. Поэтому, если у них в ходе изучения темы возникают вопросы, я это только приветствую и предлагаю попытаться самостоятельно найти на них ответ. Учащиеся собирают и анализируют информацию, при необходимости помогаю им обобщить материал, оформить работу.
Творческие задания дают возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.
7.Заключение.
Проявление и развитие познавательной активности школьников во многом зависит и от условий, в которых находится ребенок в школе. Главная роль в создании условий для этого принадлежит учителю. Учитель поддерживает и улучшает самооценку и самоуважение каждого ученика. Показывает учащимся, что оригинальность является важной чертой личности. Поощряет успехи и не задерживает внимание на неудачах. Ошибки ученика рассматриваются, скорее как накапливаемый им опыт, а не повод для наказания или осмеяния. Климат в классе должен сводить к минимуму страх учащихся делать ошибки и старания проявлять познавательную активность даже при не удаче.
Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается из под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет по – другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически не возможна. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
ТРУДОЕМКОСТЬ: Осуществить переход от традиционно предписываемого исполнения методических канонов к построению собственной педагогической концепции очень трудно. Цели, которые ставятся перед учителем – привлекательные. Но для их достижения требуются новые знания, появляется необходимость в получении качественной информации, изготовление оборудования, таблиц, дидактического материала в процессе формирования опыта. По мере накопления средств обучения временные затраты уменьшаются.
АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ: Данный опыт может использоваться в любой средней общеобразовательной школе не только на уроках технологии, но и при изучении других предметов.
Литература:
1.Бартенева Т.П. Ремонтов А.П. « Использование ИКТ на уроках технологии»., М., 2006.
2.Гин А.А. «Приемы педагогической техники», М.,Вита – Пресс, 2002.
3.Долженко Ю.А. « Методическое сопровождение личностно –
4.Коротаева Е.В. « Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников», М., 2008.
5. Кучменко В.С., Калинова Г.С. Проблемы модернизации образования. Журнал "Школа и производство" N 5,2003.
6.Маркова Н.Г. «Учителю о познавательном интересе», М., Знание С. Педагогика и психология, 1979.
7.Маркова А.К., Матис Т.А. «Формирование мотивации учения», М.,2006.
8.Молис С.С., Молис С.А. «Активные формы и методы обучения технологии». М., Просвещение,1989.
9.Степанов Е.Н. « Личностно - ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование», М., Творческий центр, 2008.
10.Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности в учебном процессе», М., 2007.
11.Якиманская И.С. «Личностно – ориентированное образование в современной школе», М., 1996.
2
Информация о работе Формирование познавательной активности учащихся на уроках технологии