Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:42, курсовая работа
Цель исследования: обосновать необходимость формирования правового сознания учащихся.
Задачи исследования:
Дать характеристику правовой культуры;
Проанализировать особенности формирования правовой культуры учащихся СПО;
Создать программу формирования правовой культуры.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования правовой культуры школьников 5
1.1 Правовой статус ребенка 5
1.2 Понятие и значение правового воспитания школьников 7
1.3 Права ребенка в сфере образования 10
Глава 2. Реализация педагогических условий правового образования школьников. 14
2.1 Результаты опытно-экспериментальной работы и условия эффективности правового образования учащихся школы. 14
2.2 Возрастные особенности формирования правового сознания младших школьников 21
2.3 Осуществление правового образования младших школьников в учебно-воспитательном процессе. 24
Заключение 32
Список литературы 34
Очевидно, что знание правовых норм само по себе не может предопределить правомерность поведения, это лишь шаг к формированию правосознания. Но чем раньше он сделан, тем больше шансов, что нормы права станут в нашем обществе основанием поведения, а не условием действия.
Правовая культура личности есть цель и результат ее правового образования и представляет собой комплексное явление, включающее правомерное поведение, базирующееся на развитом правосознании.
Основными нормативными актами, регулирующими образование и образовательный процесс на федеральном уровне, являются такие законы как «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», «Об утверждении федеральной программы развития образования», Постановления Правительства «Вопросы федерального агентства по образованию», «Вопросы федеральной службы по надзору в сфере образования и науки» [1] .
Гражданам
Российской Федерации в области
образования гарантируется: общедоступное
и бесплатное образование независимо
от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
места жительства, отношения к
религии, убеждений, принадлежности к
общественным организациям путем создания
системы образования и
Для того
чтобы проанализировать ситуацию по
реализации прав ребёнка в области
образования, следует рассмотреть
нормативно-правовую базу системы образования
не только на федеральном, региональном
и местном уровнях, а также
и в общеобразовательном
Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе кадров, финансовой и хозяйственной деятельности, оно действует на основе Устава, может заниматься предпринимательской деятельностью и финансируется учредителем (чаще всего это органы местного самоуправления).
Образовательное
учреждение несёт ответственность
за: жизнь и здоровье обучающихся,
нарушение их прав и свобод, реализацию
не в полном объёме образовательных
программ. Следует также отметить
ответственность не только самого образовательного
учреждения, но и непосредственно
его педагогических работников. За
нарушение норм профессионального
поведения преподаватели и
Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет, родительский комитет, которые создаются для решения и прояснения тех или иных проблем, конфликтных ситуаций.
В образовании и образовательном процессе важны не только гарантии на образование, но и соблюдение в рамках образовательного процесса и других прав ребёнка.
Конвенция ООН о правах ребёнка устанавливает следующие основные гарантии прав детей, реализация которых зависит также и от образовательного учреждения:
· право свободно выражать своё мнение;
· право на свободу мысли, совести и религии;
· право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний;
· право на пользование услугами здравоохранения;
· право на образование;
· право на отдых и досуг.
В международном
праве предусматривается
а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права личную жизнь, или посягательства на честь и достоинство;
б) всех
форм физического или психического
насилия, оскорбления или
в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию;
г) потребления
наркотических средств и
д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения;
е) всех форм дискриминации, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания [5].
Таким образом,
проанализировав нормативную
Вопрос о соблюдении прав детей в последние годы в российском обществе встает очень остро, и именно потому, что незнание прав приводит к разрыву между декларируемым правом и реальным его соблюдением.
Давая определение понятию «правовая культура», Н. И. Элиасберг указывает, что правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками и установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение (проявление законопослушания, уважения к праву, к закону в различных, часто непредвиденных, жизненных ситуациях; она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.
В своем исследовании Т. В. Болотина отмечает, что правовая культура является важнейшим элементом приобщения молодого человека к жизни в обществе [12].
О возрастании необходимости формирования правовой культуры подрастающего поколения подчеркнуто и в докладе Международной комиссии по образованию для XXI в. В этом совместном труде известнейших специалистов-педагогов, созданном по проекту ЮНЕСКО, утверждается, что не допустить гибели планеты можно только воспитанием подрастающего поколения в духе мира и уважения прав личности, через формирование у каждого ребенка чувства ответственности перед собой и окружающими, прошлыми и будущими поколениями [14].
Нами было проведено исследование, которое имело целью установить факты проявления жестокости в детско-родительских отношениях. В анкетировании приняли участие 29 учащихся начальной школы, 25 учащихся среднего звена школы, 23 учащихся старшего звена школы , 60 родителей учащихся школ (№4,11,77 г. Пензы) и 20 воспитанников Городищенского детского дома. В результате проведенного анкетирования было установлено, что:
Из 29 учащихся начальной школы:
-физической агрессии подвергались 8 детей,
- вербальной 10 человек.
Когда родители находились в состоянии стресса количество детей, подвергавшихся насилию заметно увеличивалось: физическая агрессия применялась к 11 детям, а вербальная к 13.
В среднем школьном возрасте уменьшаются случаи физической агрессии, но чаще проявляется вербальная агрессия.
Из 25 учащихся средней школы:
-физической агрессии подвергались 5 детей,
- вербальной 12.
В стрессовом состоянии родителей физическая агрессия применялась к 7 детям, а вербальная к 15.
В старшем школьном возрасте чаще проявляется вербальная агрессия. Это связано с тем, что дети становятся менее беззащитны и могут постоять за себя.
Из 23 учащихся старшей школы:
-физической агрессии подвергались 1 ребенок
- вербальной 15 детей.
В стрессовом состоянии физическая агрессия применялась к 2детям , а вербальная к 17 детям.
Исследование жестокого
отношения к детям
Из 20 воспитанников детского дома во время их проживания в семье:
-физической агрессии подвергались 15 детей,
- вербальной 20 детей, т.е. каждый исследуемый нами ребенок,
В стрессовом состоянии физическая агрессия применялась к 18 детям, а вербальная к 20 детям.
Эти данные свидетельствуют не только об отсутствии у родителей элементарной грамотности в вопросах воспитания детей, но и о безнаказанности в случаях нарушения этих прав.
Основными видами наказаний, применяемых родителями, лишь половина детей, проживающих в семье, отметили метод убеждения. У детей, проживающих в детском доме, такой вид наказания отсутствовал. В результате проведенного исследования было выявлено, что дети младшего школьного возраста подвергаются большему насилию в семье, чем школьники средних и старших классов. Было выявлено, что чем старше возраст детей, тем меньше наблюдаются случаи физической агрессии, но учащаются случаи вербальной агрессии.
Из наблюдений за учащимися, бесед с ними было установлено, что школьники, не зная механизмов защиты своих прав, пытаются действовать известными им неправомерными способами: отвечают на унижение унижением, на обиду обидой, на грубость грубостью, а иногда применяют и физическую силу.
20% школьников не пытается
или боится как-то действовать
в случаях применения к ним
противоправных действий. Именно
поэтому школьники чаще всего
и являются объектами
Эти данные подчеркивают, что планомерная работа по образованию в области прав человека, прав ребенка, может и должна проводиться с учащимися школ, СПО, ВПО.
Нами был проведен опрос 23 учащихся начальной школы, 17 учащихся среднего звена школы, 10 учащихся старшего звена школы, 50 родителей учащихся школ (№35,70,77 г. Пензы), целью которого стало определение потребности детей в правовом просвещении.
Опрос проводился студентами
ПГТА специальности «
Анкеты составлялись индивидуально для детской и взрослой аудитории, с учетом возрастных особенностей. Анкета для детской выборки состояла из пяти вопросов с возможными вариантами ответов (см. приложение 2). Были получены следующие результаты опроса детской аудитории.
90% ребят на вопрос «Считаете
ли вы необходимым знать о
своих правах?» ответили
На второй вопрос так же
90% ребят ответили, что им нужны
не просто теоретические знания своих
прав, но и отмечают их необходимость
в плане практического
На вопрос «Знаете ли вы свои права?» процент утвердительных ответов уменьшился до 76%, при этом 18% ответили, что они не знают своих прав, и 6% отметили свою частичную, недостаточную осведомленность в этих вопросах.
В ситуациях нарушения прав, большинство ребят (50%) считают, что наиболее эффективно с этими проблемами могут справиться правоохранительные органы, поэтому в первую очередь обратились бы именно туда, 24% ребят с проблемой нарушения их прав и свобод обратились бы в центр по правам ребенка, и 16% - в службу социально-психологической помощи населению. 10% опрошенных детей, в первую очередь, позвонили бы на телефон доверия. Несколько ребят по этому вопросу ответили своим вариантом: 4 человека сразу обратились бы за советом и помощью к родителям, и 1 человек – к друзьям (точнее, к «браткам», как было обозначено в анкете).
По последнему вопросу, «Из каких источников вы хотели бы получать информацию о своих правах?» были получены следующие результаты. Наибольший процент получило пожелание ребят просвещаться по юридическим вопросам на специальных уроках в школе – 40%. Следующее место по количеству ответов получил такой источник, как центр по правам ребенка (28%). 20% респондентов ответили, что информацию о своих правах для них лучше всего получать на консультациях у юриста. 16 и 12% соответственно получили варианты СМИ и родители. Интересно, что 2% ребят обратились бы за информацией в библиотеку.
Анкета для родителей состояла из 6 вопросов, так же с возможными вариантами ответов. Результаты опроса взрослой аудитории показали некоторые разногласия между ответами детей и взрослых, но в том, что знания своих прав и обязанностей необходимы нашим детям разногласий не было.
Информация о работе Формирование правового сознания учащихся