Формирование правового сознания учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: обосновать необходимость формирования правового сознания учащихся.

Задачи исследования:
Дать характеристику правовой культуры;
Проанализировать особенности формирования правовой культуры учащихся СПО;
Создать программу формирования правовой культуры.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования правовой культуры школьников 5
1.1 Правовой статус ребенка 5
1.2 Понятие и значение правового воспитания школьников 7
1.3 Права ребенка в сфере образования 10
Глава 2. Реализация педагогических условий правового образования школьников. 14
2.1 Результаты опытно-экспериментальной работы и условия эффективности правового образования учащихся школы. 14
2.2 Возрастные особенности формирования правового сознания младших школьников 21
2.3 Осуществление правового образования младших школьников в учебно-воспитательном процессе. 24
Заключение 32
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая зание прав как правовая защищенность личности.docx

— 68.05 Кб (Скачать файл)

Очевидно, что знание правовых норм само по себе не может предопределить правомерность  поведения, это лишь шаг к формированию правосознания. Но чем раньше он сделан, тем больше шансов, что нормы права  станут в нашем обществе основанием поведения, а не условием действия.

Правовая  культура личности есть цель и результат  ее правового образования и представляет собой комплексное явление, включающее правомерное поведение, базирующееся на развитом правосознании.

1.3 Права ребенка в сфере образования

Основными нормативными актами, регулирующими  образование и образовательный  процесс на федеральном уровне, являются такие законы как «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка  в Российской Федерации», «Об утверждении  федеральной программы развития образования», Постановления Правительства  «Вопросы федерального агентства по образованию», «Вопросы федеральной  службы по надзору в сфере образования  и науки» [1] .

Гражданам Российской Федерации в области  образования гарантируется: общедоступное  и бесплатное образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным организациям путем создания системы образования и соответствующих  социально-экономических условий  для получения образования; государство  берет на себя расходы на их содержание лиц, нуждающихся в социальной помощи, в период получения ими образования; лицам с отклонениями в развитии создаются условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; оказывается содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности [3].

Для того чтобы проанализировать ситуацию по реализации прав ребёнка в области  образования, следует рассмотреть  нормативно-правовую базу системы образования  не только на федеральном, региональном и местном уровнях, а также  и в общеобразовательном учреждении, поскольку именно там напрямую должны реализовываться права ребёнка  в области образования.

Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении  образовательного процесса, подборе  кадров, финансовой и хозяйственной  деятельности, оно действует на основе Устава, может заниматься предпринимательской  деятельностью и финансируется  учредителем (чаще всего это органы местного самоуправления).

Образовательное учреждение несёт ответственность  за: жизнь и здоровье обучающихся, нарушение их прав и свобод, реализацию не в полном объёме образовательных  программ. Следует также отметить ответственность не только самого образовательного учреждения, но и непосредственно  его педагогических работников. За нарушение норм профессионального  поведения преподаватели и другие работники образовательных учреждений несут административную и уголовную  ответственность [3].

Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет, родительский комитет, которые создаются для решения  и прояснения тех или иных проблем, конфликтных ситуаций.

В образовании и образовательном процессе важны не только гарантии на образование, но и соблюдение в рамках образовательного процесса и других прав ребёнка.

Конвенция ООН о правах ребёнка устанавливает  следующие основные гарантии прав детей, реализация которых зависит также  и от образовательного учреждения:

·  право свободно выражать своё мнение;

· право на свободу мысли, совести и религии;

· право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний;

· право на пользование услугами здравоохранения;

· право на образование;

· право на отдых и досуг.

В международном  праве предусматривается необходимость  защиты прав ребёнка от следующих  посягательств:

а) произвольного  или незаконного вмешательства  в осуществлении его права  личную жизнь, или посягательства на честь и достоинство;

б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации;

в) экономической  эксплуатации и выполнения любой  работы, которая может представлять опасность для его здоровья или  служить препятствием в получении  им образования либо наносить ущерб  его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному  развитию;

г) потребления  наркотических средств и психотропных веществ;

д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения;

е) всех форм дискриминации, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания [5].

Таким образом, проанализировав нормативную документацию, определив правовые гарантии ребенка  в образовании, компетентность органов  и учреждений, занимающихся вопросами  образования, можно сделать вывод  о том, что государство обеспечило гарантии на достойное образование и развитие подрастающего поколения. Вместе с тем следует отметить, что способы реализации правовых гарантий в обществе далеко не всегда определены и регламентированы государством, что создает определенную ситуацию: право одно, а способы его реализации различны. К тому же образовательные права относятся к правам социальным, реализация которых может быть осуществлена в пределах экономических возможностей и культурных условий жизни страны. Отсюда и возникают проблемные ситуации, привлекающие в последнее время все большее внимание общественности и требующие решения.

Вопрос  о соблюдении прав детей в последние  годы в российском обществе встает очень остро, и именно потому, что  незнание прав приводит к разрыву между декларируемым правом и реальным его соблюдением.

 

Глава 2. Реализация педагогических условий правового образования школьников.

2.1 Результаты опытно-экспериментальной работы и условия эффективности правового образования учащихся школы.

Давая определение понятию  «правовая культура», Н. И. Элиасберг указывает, что правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками и установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение (проявление законопослушания, уважения к праву, к закону в различных, часто непредвиденных, жизненных ситуациях; она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.

В своем исследовании Т. В. Болотина отмечает, что правовая культура является важнейшим элементом приобщения молодого человека к жизни в обществе [12].

О возрастании необходимости  формирования правовой культуры подрастающего  поколения подчеркнуто и в  докладе Международной комиссии по образованию для XXI в. В этом совместном труде известнейших специалистов-педагогов, созданном по проекту ЮНЕСКО, утверждается, что не допустить гибели планеты  можно только воспитанием подрастающего  поколения в духе мира и уважения прав личности, через формирование у каждого ребенка чувства  ответственности перед собой  и окружающими, прошлыми и будущими поколениями [14].

Нами было проведено исследование, которое имело целью установить факты проявления жестокости в детско-родительских отношениях. В анкетировании приняли  участие 29 учащихся начальной школы, 25 учащихся среднего звена школы, 23 учащихся старшего звена школы , 60 родителей  учащихся школ (№4,11,77 г. Пензы) и 20 воспитанников  Городищенского детского дома. В результате проведенного анкетирования было установлено, что:

Из 29 учащихся начальной  школы:

-физической агрессии  подвергались 8 детей, 

- вербальной 10 человек.

Когда родители находились в состоянии стресса количество детей, подвергавшихся насилию  заметно увеличивалось: физическая агрессия применялась к 11 детям, а вербальная к 13.

В среднем школьном возрасте уменьшаются случаи физической агрессии, но  чаще проявляется вербальная агрессия.

Из 25 учащихся средней школы:

-физической агрессии  подвергались 5 детей, 

- вербальной 12.

В стрессовом состоянии родителей  физическая агрессия применялась к 7 детям, а вербальная к 15.

 В старшем школьном  возрасте  чаще  проявляется вербальная  агрессия. Это связано с тем,  что дети становятся менее беззащитны и могут постоять за себя.

Из 23 учащихся старшей школы:

-физической агрессии  подвергались 1 ребенок 

- вербальной 15 детей.

В стрессовом состоянии физическая агрессия применялась к 2детям , а вербальная к 17 детям.

Исследование жестокого  отношения к детям воспитанникам  детских домов показало, что до попадания их в детский дом  родители в свою очередь чаше всего  били своих детей.

Из 20 воспитанников детского дома во время их проживания в семье:

-физической агрессии  подвергались 15 детей, 

- вербальной 20 детей, т.е. каждый исследуемый нами ребенок,

В стрессовом состоянии физическая агрессия применялась к 18 детям, а  вербальная к 20 детям.

Эти данные свидетельствуют  не только об отсутствии у родителей  элементарной грамотности в вопросах воспитания детей, но и о безнаказанности  в случаях нарушения этих прав.

Основными видами наказаний, применяемых родителями, лишь половина детей,  проживающих в семье, отметили метод убеждения. У детей, проживающих  в детском доме, такой вид наказания  отсутствовал. В результате проведенного исследования было выявлено, что  дети   младшего школьного возраста подвергаются большему насилию в семье, чем  школьники средних и старших  классов. Было выявлено, что чем старше возраст детей, тем меньше наблюдаются  случаи физической агрессии, но учащаются  случаи вербальной агрессии.

Из наблюдений за учащимися, бесед с ними было установлено, что  школьники, не зная механизмов защиты своих прав, пытаются действовать  известными им неправомерными способами: отвечают на унижение унижением, на обиду  обидой, на грубость грубостью, а иногда  применяют и  физическую силу.

20%  школьников не пытается  или боится как-то действовать  в случаях применения к ним  противоправных действий. Именно  поэтому  школьники чаще всего  и являются объектами применения  насилия.

Эти данные подчеркивают, что  планомерная работа по образованию  в области прав человека, прав ребенка, может и должна проводиться с  учащимися школ, СПО, ВПО.

Нами был проведен опрос 23 учащихся начальной школы, 17 учащихся среднего звена школы, 10 учащихся старшего звена школы, 50 родителей учащихся школ (№35,70,77 г. Пензы), целью которого стало определение потребности  детей в правовом просвещении.

Опрос проводился студентами ПГТА специальности «Профессиональное  обучение (по отраслям)» с 25 февраля по 11 марта 2013 года. Общая выборка респондентов, принимавших участие в опросе, составила 100 человек, из которых 50 человек – дети и 50 взрослых.

Анкеты составлялись индивидуально  для детской и взрослой аудитории, с учетом возрастных особенностей. Анкета для детской выборки состояла из пяти вопросов с возможными вариантами ответов (см. приложение 2). Были получены следующие результаты опроса детской аудитории.

90% ребят на вопрос «Считаете  ли вы необходимым знать о  своих правах?» ответили утвердительно.  Только один человек ответил  отрицательно, и четверо затруднились  с ответом.

На второй вопрос так же 90% ребят ответили, что им нужны  не просто теоретические знания своих  прав, но и отмечают их необходимость  в плане практического применения. Как и на первый вопрос, один из ребят  ответил отрицательно, и четверо  усомнились в ответе.

На вопрос «Знаете ли вы свои права?» процент утвердительных ответов уменьшился до 76%, при этом 18% ответили, что они не знают своих  прав, и 6% отметили свою частичную, недостаточную  осведомленность в этих вопросах.

В ситуациях нарушения  прав, большинство ребят (50%) считают, что наиболее эффективно с этими  проблемами могут справиться правоохранительные органы, поэтому в первую очередь  обратились бы именно туда, 24% ребят  с проблемой нарушения их прав и свобод обратились бы в центр  по правам ребенка, и 16% - в службу социально-психологической  помощи населению. 10% опрошенных детей, в первую очередь, позвонили бы на телефон доверия. Несколько ребят по этому вопросу ответили своим вариантом: 4 человека сразу обратились бы за советом и помощью к родителям, и 1 человек – к друзьям (точнее, к «браткам», как было обозначено в анкете).

По последнему вопросу, «Из  каких источников вы хотели бы получать информацию о своих правах?» были получены следующие результаты. Наибольший процент получило пожелание ребят просвещаться по юридическим вопросам на специальных уроках в школе – 40%. Следующее место по количеству ответов получил такой источник, как центр по правам ребенка (28%). 20% респондентов ответили, что информацию о своих правах для них лучше всего получать на консультациях у юриста. 16 и 12% соответственно получили варианты СМИ и родители. Интересно, что 2% ребят обратились бы за информацией в библиотеку.

Анкета для родителей  состояла из 6 вопросов, так же с возможными вариантами ответов. Результаты опроса взрослой аудитории показали некоторые  разногласия между ответами детей  и взрослых, но в том, что знания своих прав и обязанностей необходимы нашим детям разногласий не было.

Информация о работе Формирование правового сознания учащихся