Формирование правового сознания учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: обосновать необходимость формирования правового сознания учащихся.

Задачи исследования:
Дать характеристику правовой культуры;
Проанализировать особенности формирования правовой культуры учащихся СПО;
Создать программу формирования правовой культуры.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования правовой культуры школьников 5
1.1 Правовой статус ребенка 5
1.2 Понятие и значение правового воспитания школьников 7
1.3 Права ребенка в сфере образования 10
Глава 2. Реализация педагогических условий правового образования школьников. 14
2.1 Результаты опытно-экспериментальной работы и условия эффективности правового образования учащихся школы. 14
2.2 Возрастные особенности формирования правового сознания младших школьников 21
2.3 Осуществление правового образования младших школьников в учебно-воспитательном процессе. 24
Заключение 32
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая зание прав как правовая защищенность личности.docx

— 68.05 Кб (Скачать файл)

По итогам опроса 98% родителей  считают необходимым знакомить  ребенка с его правами. Только один человек решил, что эти знания его ребенку не нужны.

По вопросу о возрасте, с которого пора начинать правовое информирование ребенка, выделилось 3 группы ответов. Самая многочисленная группа родителей – те, кто считает, что правовое просвещение нужно  начинать со школьного возраста, т.е. с 6-7 лет – их 62%.

18% родителей за то, чтобы  начинать знакомить ребенка с  его правами в дошкольном возрасте (4-5 лет), и столько же (18%) считают  более поздний возрастной период  самым подходящим для знакомства  ребенка с конституцией и Российским  законодательством – это возраст  10-14 лет. Кроме этого, выделилась  еще одна мини-группа, состоящая  из двух человек, которые считают  необходимым начинать знакомить  ребенка с его правами и  обязанностями сразу с рождения.

Обрабатывая результаты ответов  на третий вопрос «Знаете ли вы права  своего ребенка?», выявилось явное  противоречие: только 72% ответили утвердительно. Остальные 28% честно признались в своем  незнании.

При этом на вопрос «Знакомите ли вы своих детей с их правами?» 58% ответили «Да» и 42% ответили, что не дают своим детям правовые знания. Т.е. даже из тех, кто знает права  своего ребенка, не все с ними знакомят (хотя, может быть в силу маленького возраста ребенка).

Таким образом, утвердительный процент ответов на первые вопросы  анкеты идет по ниспадающей: считают, что  правовые знания нужны детям - 98% взрослых, знают права своих детей 72%, а  знакомят детей с их правами уже  только 58% родителей.

При определении учреждения, в котором ребенку помогли  бы отстаивать его права, наибольшее число голосов получили центры по правам ребенка (62%), 22% - правоохранительные органы, и 18% - социально-психологические  службы помощи населению.

Сравнивая результаты ответов  на этот вопрос детей и взрослых, видны противоположные мнения по поводу эффективности работы правоохранительных органов – ребята считают их самыми действенными, а родители не очень  доверяют им, видимо, в силу уже приобретенного опыта общения с данными структурами. Зато центры по правам ребенка и  в той и в другой возрастной категории занимают почетные места  и характеризуются как одни из наиболее эффективных по возможности  получения помощи в отстаивании  прав ребенка.

Обозначая основные источники  получения правовой информации, которые  могли бы помочь их детям, родители выделяют важность и значимость специальной  программы в школе по данной проблематике (52%). 40% родителей считают основным и наиболее компетентным источником правовой информации для ребенка  самих себя. Специализированные центры помощи детям стоят на третьем  месте (30%). 28% взрослых считают достаточно действенным средством получения  правовой информации СМИ. И 14% родителей  считают, что для знакомства ребенка  со своими правами необходим юрист. В качестве собственного варианта на этот вопрос, был, также как и по результатам ответов ребят, небольшой  процент (4%) родителей, которые считают  одним из основных источников информирования детей по правовым вопросам библиотеку.

Таким образом, необходимость  правового просвещения очевидна. И это однозначно подтвердилось  в нашем исследовании. Очень важно, что дети сами отмечают свою потребность в правовых знаниях. Тем более что в условиях современного общества они действительно необходимы. Что для нас стало очень значимым итогом анкетирования - это вывод о необходимости проведения мероприятий по правовому просвещению как для детей, так и для взрослых.

Нами так же было проведено  исследование на выявление уровня информированности  школьников о правах ребенка и  способах защиты своих прав.

По результатам исследования можно сделать вывод, что в  целом в Пензе хороший уровень  информированности школьников о  правах ребенка и способах защиты своих прав, и этот уровень растет. Это, в частности, результат совместной работы Департамента образования г. Пензы и Уполномоченного по правам ребенка в г. Пензе.

Несмотря на то, что большинство  школьников охвачено мероприятиями  по информированию об их правах, уровень  ориентирования в конкретных правах низок. О части нарушений школьники  даже не подозревают, считая это вполне приемлемым. Знание школьниками способов защиты своих прав находится на таком  же уровне, как и знание своих  прав. О способах защиты имеют представление, о конкретных действиях в случае нарушения прав – нет.

Отсутствует развитая система  механизмов (родители, школа, СМИ) получения  детьми информации о своих правах. Способы преподавания информации о  правах и способах защиты неэффективны (школьники плохо усваивают материал).

Готовность и умение школьников защищать свои права невысока, пользоваться имеющейся у них правовой информацией и применять ее в конкретной ситуации для защиты своих прав они не умеют, лишь небольшая доля респондентов готова обращаться в какие-то специальные инстанции.

В Пензе встречается большинство  типов нарушений прав ребенка, но наиболее часто нарушается право  на защиту от оскорблений и поддержание  дисциплины достойными методами, право на бесплатное базовое образование.

Преобладает пассивный характер реакции на правонарушения. Причиной является либо незнание прав и способов защиты, либо неверие в успех. Уважение взглядов ребенка недостаточно соблюдается в семьях и школах. Имеются случаи унижения детей со стороны преподавателей и родителей. Важнейшая для нашей страны проблема, оставшаяся в наследство от прежних времен и воспроизводимая в поколениях (воспитанных в отсутствие гражданского общества), – это общественная пассивность, отсутствие умения договариваться, совместно решать проблемы и противоречия, терпимость к проявлениям унижения человеческого достоинства.

 

2.2 Возрастные особенности формирования правового сознания младших школьников

Содержание  правового образования на каждом из этапов определяется с учетом психологических  особенностей школьников данного возраста, социальных ролей, которые они выполняют

Основные  характеристики учащихся начальной  школы:

1. Основной  интерес у школьников данной  возрастной группы направлен  в узнавание своего «Я»;

2. Социальная  деятельность младших школьников  регулируется правилами, а не  нормами права, поэтому доминирующими  являются нравственные регуляторы;

3. Наибольший  познавательный эффект достигается  в игровой учебной деятельности.

В младшем  школьном возрасте складываются наиболее благоприятные возможности для  формирования нравственных и социальных качеств, положительных черт личности [17].

Младший школьник уже знает достаточно много  норм и правил поведения, которые  человек должен выполнять в повседневной жизни, но значение норм и оценка себя в соответствии с этими нормами  ещё далеко не всегда совпадают. Ребёнку  младшего школьного возраста куда лучше  даются правильные оценки сверстников, чем самооценка. Он может совершенно объективно оценивать поступок другого как несправедливый. Свои неправильные поступки он не оценивает как таковые и протестует, когда классифицируют поступки его сверстники. Ну а если ребёнок умеет сравнивать себя с другими в аналогичных ситуациях, то он может дать себе правильную самооценку [21].

Податливость  и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные  предпосылки для формирования высоконравственной личности.

Нравственное  сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от первого  к четвёртому классу. Моральные знания, представления и суждения к концу  возраста заметно обогащается, становится более осознанным, разносторонним, обогащённым.

Так же формируется  и моральное поведение. Дети 7-8 лет  совершают моральные поступки, чаще всего, следуя прямым указаниям старших, в частности учителя: ученики  третьего класса в гораздо большей  степени могут совершать такие  поступки по собственной инициативе, не дожидаясь указаний со стороны.

В поведении  младших школьников более отчётливо  и прозрачно проявляются типологические особенности высшей нервной деятельности. Нервная система младших школьников, как указывал И..П. Павлов, весьма пластична  к некоторым изменениям под влиянием внешних воздействий.

За типологическими  проявлениями возможен контроль со стороны  сознания, что необходимо воспитывать  у школьников.

К началу школьного возраста происходят значительные качественные изменения и в развитии эмоционально-волевой сферы, которая  всё ещё очень ранима [18].

Наиболее  сильный и важный источник переживаний  ребёнка - его взаимоотношения с  другими людьми - взрослыми и детьми. Потребность в положительных  эмоциях со стороны других людей  определяет поведение ребёнка.

Младший школьник уже может сознательно  управлять своим поведением, подчинять  свои действия ожиданиям окружающих его людей, добиваться достижения принятой цели, преодолевать трудности, но в  то же время он легко отвлекается  от своих намерений на любое привлекательное  для него обстоятельство.

Возрастной  особенностью формирования правовых основ  личности является и общая недостаточность  воли: младший школьник ещё не умеет  преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности и препятствия. Он может при неудаче потерять веру в свои силы и возможности.

Развитие  воли ребёнка определено формированием  у него мотивов поведения. Именно появление главных и второстепенных мотивов организует сознательное волевое  поведение ребёнка, когда он ставит перед собой задачу не поддаваться  отвлекающему воздействию побуждений, связанных с менее значимыми  мотивами.

Младший школьный возраст представляет большие возможности для воспитания положительных качеств характера - отзывчивости, любознательности, непосредственности, доверчивости. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель в их глазах - на всё это необходимо опираться в воспитательной работе [9].

Таким образом, чтобы воспитать достойного гражданина своей Родины, знающего свои права  и обязанности, учителю начальных  классов необходимо знать возрастные особенности правовых основ младших школьников. Поэтому очень большие возможности воспитательного воздействия учителя на детей, так как он с самого начала становится для них авторитетом, олицетворяет для них мудрость вдумчивого руководителя, чуткость доброжелательного наставника.

 

 

2.3 Осуществление правового образования младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

В чем же причина нарушения  прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в  неудовлетворительном использовании  правовой базы. Кроме того, дети и  многие взрослые не знают Конвенции  о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать  ее статьи в жизнь.

Задача педагогов –  вести правовое просвещение родителей, выявить группу семей риска, в  которых возможно или реально  происходит нарушение прав ребенка. Педагоги должны не только знать и  соблюдать права ребенка, но и  пропагандировать их среди родителей.

Мы предлагаем разработать  систему классных часов «Права ребенка».

Предлагаемая программа предназначена  для осуществления правового  воспитания детей-воспитанников детского дома с целью подготовки к жизни  и активному функционированию в  правовом обществе.

Программа предполагает решение  следующих задач:

    • развитие правосознания детей, содействие систематизации нравственно-правовых знаний,
  • формирование отношения ребёнка  к правилам и закону, как регуляторам социального поведения, стимулирование развитие опыта общения с окружающими людьми на основе правовых, нравственных норм,
    • способствовать выработке навыков активного воздействия на обстоятельства с целью подчинения их своим нуждам и интересам, не наносящим ущерба окружающим,
    • уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям.

Система программных  мероприятий.

Программа рассчитана на занятия  с детьми различных возрастных групп (младшего, среднего и старшего возраста) и предполагает поэтапную, последовательную и систематическую работа по их правовому просвещению. В связи с этим программой предусмотрено поступенчатое повышение трудности излагаемого материала, соблюдение принципов преемственности, последовательности, доступности и учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Программа предусматривает  коллективные, групповые и индивидуальные формы занятий.

Предполагаемые  результаты.

По итогам изучения курса  ребёнок должен знать:

-  основные законодательные  документы о защите прав гражданина  России и детей-сирот в нашем  государстве,

  - основные государственные  структуры, осуществляющие защиту  прав граждан.

Ребёнок должен:

- применять элементарные навыки защиты личных прав и свобод на практике,

- использовать основные  термины и понятия в обиходе,

Все занятия по направлению  ориентированы на выработку элементарных практических навыков защиты личных прав и свобод, на позитивную мотивацию правомерного поведения, должны учить выходить из любой жизненной ситуации, не нанося при этом урона ни себе, ни другим людям, ни окружающей среде.

Информация о работе Формирование правового сознания учащихся