Формирование предпосылок коммуникативных способов действий у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 13:39, лекция

Краткое описание

Цель занятия: – познакомить студентов с теоретическими аспектами формирования предпосылок коммуникативных способов действий старших дошкольников.
Задачи:
1. Обобщить и конкретизировать теоретические знания и представления студентов об «универсальных учебных действиях» и коммуникативных способах действий детей старшего дошкольного возраста.
2. Развивать умение анализировать характеристики этапов развития и формирования коммуникативных способов действий у детей дошкольного возраста .
3.Воспитывать педагогичекую позицию студентов для формирования коммуникативной компетентности.

Вложенные файлы: 1 файл

лекция -формирование предпосылок ком. (Автосохраненный).docx

— 68.04 Кб (Скачать файл)

Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Шулешко), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.

Сфера общения детей сложна, многограна и включает в себя целый ряд различных сторон и аспектов, поэтому в психолого- педагогичсекой литературе нет единого подхода по определению критериев развития коммуникативной деятельности.

Так, Г.М. Андреева, в качестве таких критериев прелагает степень развития умений  и навыков , соответствущих трем сторонам общения:

-коммуникационной( умение четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания);

- перцептивной (умение  слушать и слышать, правильно  интегрировать информацию);

-интерактивной (сомоорганизация  общения, умение проводить беседу).

А.В.Петровский , в качестве критерия оценки выделяет понятие «отношения»  ( функционально- ролевые, эмоционально- оценночные и личностно-смысловые), возникающие в детской группе.

М.И.Лисина для определения соответствия развития сферы общения возрасту ребенка предлагает такой критерий, как доминирующая «форма общения» ( деловая, познавательная и личностная).

Способность к общению включает в себя: желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»); умение организовать общение («Я умею»), характеризующееся, в свою очередь, умением слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю») [Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. — Ярославль, 1997.]

Все эти условия и критерии проявляются на всех возрастных ступенях развития ребенка. Вместе с тем, в каждом возрасте общение имеет свою специфику.

Первичное закрепление нового материала.

Прослушав разные вгляды ученных , какой из них на Ваш взгляд  расскрывает понятие коммуникативных способов действий .

А как же происходит поэтапное формирование коммуникативных способов действий у детей.

2. Этапы развития и формирования   у детей дошкольного возраста   коммуникативных  способов действий. В дошкольном возрасте существуют две сферы общения — со взрослыми и со сверстниками, причем обе необходимы для нормального развития личности ребенка. Рассмотрим в динамике эти процессы.

Известный отечественный психолог М.И.Лисина выделяет несколько этапов в развитии общения, включающие в себя: потребности, мотивы и средства общения. Совокупность данных составляющих представляет собой определенную форму общения. На, протяжении детства складываются и развиваются четыре различные формы общения, по которым можно достоверно судить о характере происходящего коммуникативного развития ребенка.

Первой, возникающей в онтогенезе (2-3 мес.), является ситуативно-личностная форма общения, в основе которой лежит потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослых. В этот период малыш еще не владеет никакими приспособительными видами поведения и заимствует социальный/опыт через эмоциональное общение со взрослыми, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных органических потребностей.   Наблюдения за детьми этого возраста показали, что уже на 2-м месяце жизни дети проявляют любовь к взрослому не только в ответ на его ласку, но и по своей инициативе.   Дефицит эмоциональных контактов со взрослыми может привести к необратимому недоразвитию ребенка, нарушению его адаптационных механизмов.

Второй появляется ситуативно-деловая форма общения (от 6 мес. до 3 лет), где основной выступает потребность в сотрудничестве, в рамках ведущей деятельности периода раннего детства — предметно-манипулятивной деятельности. На этом этапе общение включается в практическую деятельность малыша и основным его мотивом становится деловой. Взаимоотношения ребенка со взрослым носят характер практического сотрудничества. Малыш хочет, чтобы старшие вместе с ним включались в занятия с предметами, он требует от них участия в своих делах; при этом содействие взрослого является ведущим.

Содержание потребности в сотрудничестве со взрослым в рамках ситуативно-делового общения претерпевает у детей изменения. В первые год-полтора, когда ребенок еще не овладел речью, ему требуется помощь в предметных действиях. Позже, на речевом уровне, стремление к сотрудничеству преобразуется. Малыш не ограничивается ожиданием помощи, он предпочитает действовать и подражает взрослому.

 

Переход к дошкольному детству знаменуется и переходом к новой форме общения (третьей) — внеситуативно-познавательной, которая существует в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет), и в основе ее лежит потребность в уважительном отношении взрослого. Появление этой формы общения связано с тем, что уровень развития мышления, внимания, речи дошкольника позволяет ему оторваться от конкретной наличной ситуации и простого манипулирования с предметами и расширить границы своего кругозора, проникнуть во взаимосвязь явлений. Однако возможности ребенка еще ограничены, и единственным источником знаний, позволяющим получить ответ на волнующие вопросы, становится и остается взрослый. Положительные взаимоотношения с родителями помогают ребенку легче вступать в контакт с окружающими детьми и другими взрослыми.

К концу дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) у детей появляется высшая для этого периода детства форма общения (четвертая) — внеситуативно-личностная, возникающая на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании; Эта форма общения тесно связана с высшими для дошкольного возраста уровнями развития игры, ребенок теперь обращает больше внимания на особенности межличностных контактов, на те взаимоотношения, которые существуют в его семье, на работе у родителей, в кругу их друзей и знакомых.

Внеситуативно-личностное общение базируется на личностных мотивах, побуждающих детей к коммуникации, и протекает на фоне разнообразной деятельности — игровой, трудовой, познавательной. Но теперь оно имеет самостоятельное значение для ребенка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым, теперь оно, скорее, позволяет ему удовлетворить потребность в познании себя, других людей и взаимоотношений между ними.

Во взаимодействии со взрослым ребенок стремится достичь взаимопонимания и сопереживания. Это стремление свидетельствует о внутренней готовности ребенка разобраться, как думает и чувствует другой человек, и — шагнуть ему навстречу. Чаще всего дошкольник принимает мнение авторитетного взрослого только после самостоятельного осмысления. Но может и согласиться, поступившись собственными взглядами и соображениями, так как реально оценивает свои возможности и понимает, что еще не вполне разбирается в сложных проблемах.

Именно это заставляет 5-7-летних детей задавать уточняющие вопросы, интересоваться, что думают взрослые по тому или иному поводу. Ребенку необходимо сопоставить мнение взрослого со своим, уяснить сказанное.

Старшие дошкольники учатся ориентироваться в социальной сфере, устанавливать разносторонние отношения с окружающими. Они осваивают правила поведения, осознают свои права и обязанности, свой долг и ответственность перед другими людьми. И здесь личностное общение со взрослыми играет огромную роль. Особенно важно то, как взрослый оценивает действия окружающих. Сравнивая свое отношение к поступкам других с оценками взрослого, ребенок постигает основы социального поведения, проверяет правильность своих взглядов. Поэтому очень важно как родителям, так и педагогам своим примером демонстрировать достойные образцы поведения. Только в этом случае ребенок будет стремиться к гармоничным отношениям с другими людьми. Доверие и искренность — вот та основа, на которой должны строиться отношения взрослого и ребенка, впоследствии это поможет ребенку найти свое место в обществе.

К 6-7 годам дошкольник переходит к новому виду деятельности — к учебной. Внеситуативно-личностное общение помогает ребенку подготовиться к учебе. Во-первых, у него формируется отношение к взрослому как к учителю и представление о себе как об ученике. Во-вторых, ребенок уже может действовать «в уме», не прибегая к практическим пробам. Благодаря этому навыку дошкольник в состоянии сосредоточиться, не отвлекаясь на внешние помехи, поскольку мысленно удерживает поставленную перед ним задачу [Рузская А.Г.].

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе — это сумма всех его достижений за предшествующие периоды психического созревания;

Можно выделить несколько основных параметров готовности ребенка к обучению в школе:

1) определенный  уровень развития психических  процессов;

2) эмоционально-мотивационная  готовность;

3) наличие произвольности  поведения;

4) сформированность коммуникативных действий..

Сформированность навыков коммуникативных действий является очень важным показателем развития ребенка и одним из факторов, способствующих его успёшной адаптации и к школьному обучению.

Ребенок, достигший определенного уровня развития коммуникативной деятельности, учавствуя в игре с детьми разных возрастов, умело варьирует содержания и формы речи при обращении с младшими и старшими детьми. Так, исполняя роль продавца в автомобиьном салоне, мальчик подготовительной к школе группы долго и подробно беседует со своим сверстником-покупателем о продаваемых автомобилях, об их стоимости, о скорости, мощности двигателя. Об удобствах салона. В обращении с ребенком-покупателем 3 лет он сам предлагает купить один из автомобилей, уточняет. Хочет ли тот его купить, вручает машинку и благодарит за покупку. Понимая ограниченные возможности младших детей, ребенок умело варьирует свое речевое поведение в общении  с ними, сводит речевую активность малыша-собеседника к минимуму. Подробная ореинтация на собеседника представляет важнейший компанент коммуникации и является одним из показателей коммуникативного развития ребенка. 

Таким образом, сформированность предпосылок коммуникативны способов действий  у детей дошкольного возраста выступает условием последовательного становления у ребенка предпосылок универсальных учебных действий, а значит – эффективной учебной деятельности младшего школьника.

 

3. Базовые предпосылки коммуниктивных способов действия старших дошкольников к моменту поступления в школу.

Исходя из рассмотренных вопросов выше, ребенок начинает общаться   с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных   компетенций и имеет определенный уровень развития общения. В состав базовых (т.е. абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе) предпосылок входят следующие компоненты:

  • потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению;
  • умение слушать собеседника. [ А.Г. Асмолов стр.118]

К 6- 6,5 года дети должны уметь слушать и понимать чужую речь ( необязательно обращенную к ним), а также грамотно оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи. Они должны владеть такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, прощаться, выразить просьбу, благодарность, извинение и др., уметь выражать свои чувства (основные эмоции) и понимать чувства другого, владеть элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого. В общении дошкольников зарождается осознание собственной ценности и ценностей других людей, возникают проявления эмпатии и толерантности (М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова, 2005).

Важной характеристикой коммуникативной готовности 6-7-летних детей к школьному обучению появление к концу дошкольного возраста произвольных форм общения со взрослыми – это контекстное общение, где сотрудничество ребенка и взрослого осуществляется не посредственно, а опосредственно задачей, правилом и ли образцом, а также кооперативно-соревновательное общение со сверстниками. На их основе у ребенка постепенно складывается более объективное , опосредствованное отношение к себе ( Е.Е. Кравцова,1999).

Перечисленные выше компетенции характеризуют лишь базисный уровень развития общения ребенка, без достижения которого теряет смысл какой-либо разговор о конкретных коммуникативных действиях.

Таким образом, начав формировать предпосылки коммуникативных универсальных  способов  действия уже на ступени  дошкольного образования, закладываются основы для дальнейшего успешного школьного обучения,

Первичное закрепление нового материала.

 Как Вы думаете, на основе материала  который Вы услышали выше актуальна ли (нужно ли  уделять внимание) проблема формирования коммуникативных способов действия в дошкольном возрасте ?

Какие формы организации дальнейшего рассмотрения темы Вы предпочитаете: самостоятельное изучение вопроса, лекции, работа в творческих группах, апробация на практике отдельных методов.

Как Вы думаете, какие факторы  влияют на формирование  и развитие  коммуникативных способов действия у детей.

 

4.   Условия и средства  формирования коммуникативных способов действий у детей   дошкольникого возраста.

На формирование  и развитие предпосылок коммуникативных способов действия  оказывают влияние  как социальные, так психологические факторы.

Наблюдения за детьми в детском саду позволили обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Орентируясь на коммуникативное способности действий детей дошкольного возраста можно выделить некоторые психологические группы детей:

Информация о работе Формирование предпосылок коммуникативных способов действий у детей старшего дошкольного возраста