Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 12:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Актуальность выбранной темы заключается в том, что дети дошкольного возраста очень мало знают о профессиях, что, в новых социальных условиях, связанных с процессами демократизации, гумманизации общественного устройства, произошли изменения в отношении к труду, его социальной значимости, функций в обществе, что не могло не отразиться на процессе трудового воспитания детей.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы ознакомления детей седьмого года жизни с трудом взрослых через профессию
1.1. Понятие трудового воспитания, трудовая деятельность, труд взрослых. Задачи формирования у старших дошкольников отношения к труду других людей и его развитие через профессии.
1.2. Возрастные особенности старших дошкольников, ознакомление с профессиями в этом возрасте в соответствии с образовательными программами.
1.3. Формы и методы ознакомления старших дошкольников с трудом взрослых и с их профессиями.
Глава 2. Описание опыта работы воспитателя ДОО по ознакомлению старших дошкольников с трудом взрослых и их профессиями.
Заключение
Приложение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 1.17 Мб (Скачать файл)

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Освоение действий с предметами и сравнения их с действиями взрослого формирует у ребенка представления о взрослом как об образце. Поэтому дошкольник подходит к «открытию» мира взрослых.

Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека.

Рассказывать о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи др.; о важности и значимости их труда. Прививать чувство благодарности к людям за их труд. Объяснить, что для облегчения труда используется разнообразная техника.

Знакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показывать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства.

В игре дети отражают самые различные знания о профессиях, реальные трудовые процессы, моделируют взаимоотношение взрослых.

В раннем детстве ребенок познавал социальную действительность со стороны предметов, созданных людьми. Перед дошкольником «открывается» мир взрослых со стороны их взаимоотношений и деятельности

Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с нами. Но непосредственно выполнять функции старших ребенок не может ввиду сложности их жизни и своих ограниченных реальных возможностей. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и невозможностью её реальной реализации. Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает дошкольник. Спектр его деятельности расширяется.

Ведущим видом деятельности выступает сюжетно-ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции, вступая тем самым в определенные отношения с другими идеальными взрослыми. Через роль, опосредованно, взрослый присутствует в ролевой игре.

Идеальный взрослый- это не конкретный человек, а обобщенный образ какой-либо общественной функции взрослого (папа, врач, водитель, парикмахер и т.д.). Этот образ идеального взрослого может стать мотивом деятельности дошкольника, когда его поведение, отношение к вещам и другим детям в игре опосредуется и направляются этим образом.

В последние 15–20 лет в дошкольных образовательных учреждениях реализуются: парциальные программы – такие, как программа "Радуга", "Развитие", "Детство" Из анализа каждой отдельно взятой программы видно, что при всех их достоинствах вопросам ознакомления детей с трудом взрослых, их профессиями в большинстве из них уделяется косвенное внимание. Более конкретная постановка задач в данном воспитательно-образовательном направлении отмечается в программе "Детство".

В содержании знаний о труде в программе «Детство» включена связь функционирования, предлагающая показ значимости каждого компонента труда в достижении результата, последовательности их включения в трудовой процесс.

Выявлено влияние системных знаний о труде взрослых на развитие разных видов детской деятельности; на формирование личностной сферы ребенка: творческой самостоятельности, ответственности, дружеских взаимоотношений со сверстниками, уважение к старшим и т.д. (Р.К.Аралбаева, Н.А. Вершинина, Е.Н. Герасимова, М.В. Крухлет и др.)

Более полно данное направление представлено в программе "Детство". В целом же наиболее распространенные в практике ДОО программы предусматривают ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями, но не на уровне отдельной задачи, а попутно и в ограниченном масштабе. При всех их достоинствах ни одна из программ не нацеливается на более полное использование возможностей игровой деятельности для формирования у дошкольников представлений о мире профессий.

Таким образом, содержание трудового воспитания в программе «Детство» обеспечивает целостное развитие дошкольника. Программа ориентирована на обогащение личностного развития: она нацелена на приобщение к труду как ценности, развитие самостоятельности и других личностных качеств, позволяющих ребенку строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками на гуманистической основе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Формы и методы ознакомления старших дошкольников

с трудом взрослых и с их профессиями

 

В воспитательной работе используются разные методы знакомства детей с трудом взрослых.

Наблюдения

Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Впечатления должны повторяться, поэтому содержание труда должно быть распределено в ряде занятий, умело дозироваться в каждом из них, постепенно нарастать и углубляться.

Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий в ателье, в библиотеку дети проявили активность в диалоге, интерес к профессиям.

Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Дети сами заколачивали гвозди, работали с дрелью, рубанком. Почувствовав радость трудового усилия, ощутив результаты своих действий, дети решили, что дома они будут помогать своим папам. И вовремя ремонта квартиры, дети с гордостью называли инструменты и подражали взрослым при выполнении трудовых действий.

В процессе наблюдений важно фиксировать внимание детей на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у детей правильного отношения к труду, для формирования их собственного трудового поведения. Наблюдения за трудом взрослых положительно влияют на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам. Дети осторожно поливают цветы, чтобы не залить пол; работая с пластилином, стараются не сорить; если кто-то насорит, без напоминания сам за собой убирает.

Однако экскурсии и беседы недостаточны для воспитания положительного отношения к труду, для возбуждения у детей стремления самим поработать. Лишь сочетание формирования правильных представлений о труде взрослых и выработки у детей трудовых умений, привычек дает необходимый воспитательный эффект.

Трудовое воспитание, основанное на использовании примера взрослых, не ведет к "перевзрослению" детей, перегрузке их непосильными делами и знаниями. Как по содержанию, так и по форме это воспитание учитывает особенности детей дошкольного возраста.

Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей должны тесно между собой переплетаться.

Экскурсии и встречи с людьми разных профессий

Большое значение в воспитательной работе придаются знакомству с трудом взрослых, с их профессиями через экскурсии и беседы с людьми разных профессий.

Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых важную роль играет установление их контактов с взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. За свой труд взрослые получают деньги.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых- наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Вводя ребенка в мир предметов, и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, можно провести следующие экскурсии и беседы:

1. Экскурсия  в процедурный кабинет.

Дети узнают:

- в процедурном  кабинете хранятся: бинт, вата, шприцы, термометр, таблетки, йод. Все лекарства в процедурном кабинете хранятся в холодильнике; прививки, уколы тоже делают в процедурном кабинете. Там очень чисто, стерильно.

2.Экскурсия  в мастерскую.

Дети увидели, что в мастерской есть: (полочки, дощечки, стулья, пособия). Наблюдали, как прямо на глазах дощечки превращаются в определенный предмет, изделие.

3. Экскурсия  в ателье.

Дети узнают:

- разные  виды тканей, сантиметр, швейные  машины, оверлок, нитки, иголки для  машин швейных, иголки для ручного  шитья, выкройки, лекало.

- ателье  – большое помещение, в цехах  шумно, работают швейные машины. Приемщица принимает заказ, закройщица  кроит. В примерочной делают примерки одежды.

4. Экскурсия  в библиотеку.

Дети узнают:

- что в  библиотеке есть: формуляры, стеллажи, каталоги, полки, ксероксы, карточки, любимые  книжки.

1. Беседа  с медсестрой детского сада.

Дети узнают:

- чем она  занимается: отмечает детей, составляет меню, делает прививки, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей, витаминизирует пищу на кухне для детей, приносит вакцины для прививок.

- форма одежды медсестры: белый халат, обязательный головной убор, перчатки, если она делает укол или прививку. 

2. Беседа  со швеёй.

Дети узнают:

- для работы  швее необходимы: нитки, иголки, выкройка, ножницы, мел, ткань, швейная машина, оверлок.

- результатом  работы швеи являются: постельные  принадлежности, костюмы для праздников  в детском саду.

3. Беседа с библиографом.

Дети узнают:

- чем занимаются  библиографы. Библиографы устраивают  познавательные, научные, красочные  выставки, посвященные детским писателям  и поэтам, выставки детских рисунков, детские праздники.

4. Беседа с плотником.

Дети знакомятся:

- с инструментами (молоток, гвозди, рубанок, стамеска, дрель, шурупы, гайки, отвертка, ножовка). 

Дети узнают:

- в своей  работе плотник использует много  инструментов. У каждого инструмента  свое название, применение. Без инструментов  нельзя выполнить какое-то действие, чтобы работа приносила людям  пользу.

5. Беседа с парикмахером

Дети узнают:

- парикмахеру  для работы нужны: ножницы, фен, лак, гель, расческа, краска для волос.

- парикмахер делает стрижки, прически, мелирование, модельные стрижки.

- Когда у  человека красивая прическа, повышается  уверенность в себе, настроение  хорошее. Приятно смотреть на  себя в зеркало, ухоженный внешний  вид.

Игра как прием знакомства с трудом взрослых.

У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра.

Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.

Игры, и в первую очередь сюжетно-ролевые, незаменимы в воспитании дошкольников. Они вносят элемент творчества в действия детей.

Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых.

Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно – ролевая игра.

Рассмотрим некоторые моменты знакомства детей с трудом взрослых, особенностями профессий с помощью сюжетно-ролевых игр.

Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре хоть отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника). Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, шофера, моряка, летчика). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.

Игра «Поликлиника». Задачи: обогащать жизненные впечатления детей для расширения круга игровых действий, сюжетов; формировать представления о поликлинике, работе врача, медсестры; учить избегать в игре стереотипности, развивать сюжет, внося дополнительные детали с согласия остальных участников игры.

Материалы: постройка кабинеты врачей, белые халаты, фонендоскоп, лекарства, бланки рецептов, медицинские инструменты, таблица для проверки зрения.

Словарь: врач, медсестра, поликлиника, кабинет, заболеть, кровь, чихать, кашлять, лечить, быть здоровым.

Роли: «врачи», «медсестры», «пациенты». Пациенты приходят в поликлинику на медосмотр и посещают врачей в разных кабинетах.

Игровые действия: Врачи их взвешивают, измеряют рост, проверяют зрение, осматривают зубы, слушают фонендоскопом, измеряют давление. Медсестры берут анализы крови. Если у пациентов есть жалобы на здоровье, врач выписывает рецепт, медсестра делает уколы, перевязывает раны на руке, на голове, закапывает капли, учит больного полоскать горло.

Игра «Детский сад». Задачи: учить детей отображать в игре труд взрослых, не ограничиваясь только воспроизведением действий, взаимоотношения людей; учить проявлять в игре положительные эмоции и чувства (заботу, благодарность, нежность, вежливость); обогащать знания и представления детей о профессиях работников детского сада.

Информация о работе Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях