Формирование представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть особенности формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста
Задачи работы:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть особенности формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Особенности формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Методы формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста 18
Выводы по I главе 25
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Состояние уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста 27
2.2. Перспективный план формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста 31
2.3. Анализ опытно-поисковой работы 45
Выводы по II главе 46
Заключение 47
Список использованной литературы 49

Вложенные файлы: 1 файл

1 Формирование представлений о геометрических фигурах у детей.doc

— 412.00 Кб (Скачать файл)

Игра-головоломка «Пифагор». В работе с детьми 6-7 лет игра используется с целью развития мыслительной деятельности, пространственного представления, воображения, смекалки и сообразительности.

Описание игры. Квадрат размером 7X7 см разрезан так, что получается 7 геометрических фигур: 2 разных по размеру квадрата, 2 маленьких треугольника, 2 - больших (в сравнении с маленькими) и 1 четырехугольник (параллелограмм). Дети называют эту фигуру-четырехугольник (Приложение 2, рис. 5).

Цель игры состоит в составлении из 7 геометрических фигур - частей игры, плоских изображений: силуэтов строений, предметов, животных.

Набор к игре представлен фигурами. Поэтому игра может быть использована воспитателем в обучении детей на занятиях с целью закрепления представлений о геометрических фигурах, способах видоизменения их путем составления новых геометрических, фигур из 2-3 имеющихся.

Приобщение детей к игре «Пифагор» начинается с ознакомления с набором фигур, которые потребуются для игры. Необходимо рассмотреть все геометрические фигуры, сосчитать, назвать их, сравнить по размеру, сгруппировать, отобрав все треугольники, четырехугольники. После этого предложить детям из набора фигур составить новые. Из 2 больших, а затем и маленьких треугольников составить квадрат, треугольник, четырехугольник. При этом вновь полученные фигуры равны по размеру имеющимся в наборе. Так, из 2 больших треугольников получается четырехугольник такого же размера, квадрат, равный по величине большому квадрату. Надо помочь детям заметить это сходство фигур, сравнить их по размеру не только на глаз, но и накладывая одну фигуру на другую. После этого можно составлять и более сложные геометрические фигуры - из 3, 4 частей. Например, из 2 маленьких треугольников и маленького квадрата составить прямоугольник; из параллелограмма, 2 больших треугольников и большого квадрата - прямоугольник.

Учитывая опыт, накопленный детьми в процессе освоения игры «Танграм», воспитатель в ходе обучения новой игре использует ряд методических приемов, способствующих проявлению у детей интереса к ней, помогающих детям быстро освоить новую игру, проявляя при этом творчество и инициативу.

На занятии воспитатель предлагает детям образцы на выбор - расчлененные и контурные. Каждый из детей может выбрать образец по желанию и составить фигуру. Воспитатель указывает, что сложнее и интереснее составлять фигуру-силуэт по образцу без указания составных частей. При этом надо самостоятельно найти способ расположения частей.

В ходе обучения на занятиях дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) быстро осваивают игры на воссоздание из специальных наборов фигур образных, сюжетных изображений, которые становятся для них одним из средств заполнения досуга.

 

2.3. Анализ опытно-поисковой работы

 

 

 

После проведенных занятий была проведена диагностика уровня развития представлений о геометрических формах у детей старшего дошкольного возраста.

Результаты проведения представлены в Приложении 1 в таблице 2 и на диаграмме (рис.6).

Как видно из таблицы, увеличилось количество детей, имеющих высокий уровень знаний о геометрических фигурах (с 21,4% до 64,3%). Средний уровень выявлен лишь у 21,4% детей. Низкий уровень обнаружен лишь у 14,3% детей.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что проделанная работа была проведена успешно. Предложенные игры и задания являются эффективным средством формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.

 

Выводы по II главе

 

 

 

  1. Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления уровня развития представлений о геометрических фигурах каждого ребёнка. В качестве основного метода исследования использовалась диагностика математического развития. Детям были предложены тесты, в состав которых входили дидактические игры.

Половина детей показали достаточно хороший уровень знаний о геометрических фигурах. Высокий уровень выявлен лишь у 21,4% детей. Почти треть дошкольников (28,6%) имеют недостаточные представления о геометрических фигурах.

  1. Формирующий эксперимент предполагал разработку дидактических игр, направленных на развитие представлений о геометрических фигурах.

При проведении формирующего эксперимента были поставлены и решены задачи: создать развивающую среду; определить наиболее оптимальный подход для детей 6 лет; составить систему игр; экспериментально апробировать воздействие разработанной системы игр на формирование представлений о геометрических фигурах.

Проделанная работа была проведена успешно. Предложенные игры и задания являются эффективным средством формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.

 

Заключение

 

 

 

В работе рассмотрены особенности формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.

Доказано, что процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста будет осуществлять эффективно, если будут использоваться разнообразные методы обучения; развивающая среда; дидактические игры и головоломки.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста показал, что в общем ходе развития восприятия предметной и геометрической формы наблюдается своеобразная диалектика: сначала геометрическая форма воспринимается, исходя из предметной; затем, по мере того как ребёнок несколько раньше или позже, в зависимости от характера образовательной работы, которая ведётся с ним в этом направлении, овладевает геометрической формой, уже обратно - конкретная форма предметов начинает определяться посредством более чёткой геометрической формы.

По мере того как ребёнок в ходе обучения знакомится хотя бы с простейшими геометрическими свойствами тел, он научается различать геометрические фигуры как таковые (треугольник, квадрат, куб и т.д.). Для того чтобы ребёнок дошкольного возраста овладел элементарным знанием геометрических форм, требуется специальная и притом тщательная работа педагога, но оно во всяком случае не может быть признано вовсе недоступным ему.

К методам формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста относится наглядность. Цель метода наглядности - обогащение и расширение непосредственного, чувственного опыта детей, развитие наглядности, изучение конкретных свойств предметов, создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного учения и систематизации изученного. Применяется естественное, рисунковое, объемное, звуковая и графическая наглядность.

Средство наглядности разнообразны: предметы и явления окружающей действительности, действие учителя и учеников изображения реальных предметов, процессов (рисунков, картины), модели предметов (игрушки, вырезки из картона), символические изображения (карты, таблицы, схемы).

В практической части дается описание проведенной опытно-экспериментальной работы. Во-первых, была проведена диагностика уровней развития представлений старших дошкольников о геометрических фигурах. Во-вторых, была проведена работа по развитию представлений о геометрических фигурах с использование дидактических и головоломок.

Заключительный этап работы – анализ результатов опытно-поисковой работы – показал, что проделанная работа была эффективной.

 

Список использованной литературы

 

 

 

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 1981.
  2. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. - М.: Просвещение, 1984.
  3. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2004.
  4. Бартковский А., Лыкова И. Цветная геометрия. — М., 1998.
  5. Барчан Т.А. Мне сверху видно все… Геометрия для дошколят. – М.: Карапуз, 2006. – 16 с.
  6. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2001.
  7. Белошистая А.В. Обучение математики в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2005. – 320 с.
  8. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. – М., 2000.
  9. Блехер Ф.Н. Счет и число в детском саду. Методическое письмо. - М., 1985.
  10. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1998.
  11. Венгер Л.А, Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 2001.
  12. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989.
  13. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В.Дубровина. – М.: Академия, 1998. – 313 с.
  14. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца и др. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144 с.
  15. Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет.д ред. А.А. Столяра. – М.: АСТ, 1996. – 56 с.
  16. Диагностика в детском саду / Под ред. Е.А.Ничипорюк, Г.Д.Посевиной. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  17. Дошкольная педагогика / Под ред В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. - М., 1988.
  18. Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 232 с.
  19. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. - М., 1981.
  20. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000. – 416 с.
  21. Логинова В.И. Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах. - Л., 1984.
  22. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / Сост. Данилова В. В. – М., 1987.
  23. Материал и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих. - М.: Линка-Пресс, 2004.
  24. Метлина Л. С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
  25. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Под ред. Л.В.Руссковой. - М.: Просвещение, 1996. – 400 с.
  26. Методические рекомендации к «Программе обучения и воспитания в детском саду»./ Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 400 с.
  27. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.
  28. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Непомнящая Р.Л., Вербенец А.М. Математическое развитие дошкольников. – СПб.: Питер, 1998. – 220 с.
  29. Нефедова Е. Веселая геометрия. Малышам от 4 до 7 лет. – М.: Эксмо, 2005. – 61 с.
  30. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., Просвещение, 1991.
  31. Новикова В.П. Математика в детском саду, Подготовительная группа. – М.: Мозаика- Синтез, 2006. – 184 с.
  32. Носова Е.А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений. - Л., 1990.
  33. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1996.
  34. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. - М., 1980.
  35. Программа воспитания и обучения в детском саду./Под ред. Васильевой Г.И. - М.: Просвещение, 1987. – 192 с.
  36. Психологический словарь / Ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  37. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н.Поддькова, В.Н.Аванесовой. - М., 1981.
  38. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: Просвещение, 1980. – 119 с.
  39. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2001. – 336 с.
  40. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников./Под ред. Столяра А.А. - М.: Просвещение, 1988. – 303 с.
  41. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика./Сост. А.П. Савин, В.В. Станцо, А.Ю. Котова./Под общ. Ред. О.Г. Хинн. – М.: Аванта +, 2002. – 680 с.

 

Приложение 1

 

Таблица 1

Уровни развития представлений о геометрических фигурах

Уровень развития представлений о геометрических фигурах

Количество человек

%

Высокий (8-10 баллов)

3

21,4

Средний (4-7 балла)

7

50

Низкий (1-3 балла)

4

28,6

Итого

14

100


 

Рис.1. Результаты диагностики уровней развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста

 

Таблица 2

Уровни развития представлений о геометрических фигурах (данные нулевого и контрольного срезов)

Уровень развития представлений о геометрических фигурах

Нулевой срез

Контрольный срез

Кол-во человек

%

Кол-во человек

%

Высокий (8-10 баллов)

3

21,4

9

64,3

Средний (4-7 балла)

7

50

3

21,4

Низкий (1-3 балла)

4

28,6

2

14,3

Итого

14

100

14

100


 

Рис.6. Результаты диагностики уровней развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста (после проведения формирующего эксперимента)

 

 

Приложение 2

 

Рис. 2. Танграм

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

 


Информация о работе Формирование представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста