Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 11:55, курсовая работа
Цель данной работы - выявление и раскрытие вопросов формирования профессионально обусловленных компонентов личности дизайнера.
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава I. Формирование эстетического вкуса и роль художественной культуры
в процессе подготовки дизайнеров…………………………………...………………5
§1. Формирование эстетического вкуса студентов в образовательном процессе…5
§2. Художественная культура и ее роль в процессе профессиональной подготовки дизайнеров………………………………………………………………………….……8
Глава II. Развитие творческого мышления у студентов- дизайнеров…………......11
§1. Понятие и структура творческого мышления…………………………….…….11
§2. Активизация творческого мышления……………………………………….…..14
Глава III. Нравственность и профессиональная культура дизайнера……………..18
§1. Воспитание нравственной ответственности будущих дизайнеров…………....18
§2. Формирование профессиональной культуры дизайнера…………………..…..23
Заключение…………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы………………………………………………31
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет
имени И.Я.Яковлева»
Кафедра педагогики
Курсовая работа
по методике профессионального обучения
«Формирование профессионально обусловленных компонентов личности дизайнера»
Чебоксары 2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава I. Формирование эстетического вкуса и роль художественной культуры
в процессе подготовки дизайнеров…………………………………...…………
§1. Формирование эстетического вкуса студентов в образовательном процессе…5
§2. Художественная культура и ее роль в
процессе профессиональной подготовки
дизайнеров……………………………………………………
Глава II. Развитие творческого мышления у студентов- дизайнеров…………......11
§1. Понятие и структура творческого мышления…………………………….…….11
§2. Активизация творческого мышления……………………………………….…..14
Глава III. Нравственность и профессиональная культура дизайнера……………..18
§1. Воспитание нравственной ответственности будущих дизайнеров…………....18
§2. Формирование профессиональной культуры дизайнера…………………..…..23
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………31
Введение.
Прежде чем приступить к рассмотрению данной работы необходимо отметить, что проблемы художественной культуры приобретают сегодня первостепенно, по существу, ключевое значение, ибо культура выступает мощным фактором социального развития. Ведь она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности - от основ материального производства и человеческих потребностей, в том числе продуктов дизайна, до величайших проявлений человеческого духа. Художественная культура, воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности - быт, досуг, область мышления, на образ жизни общества и личности. Значение ее в формировании и развитии образа жизни человека проявляется через действие личностно-субъективных факторов (установки сознания, духовные потребности, ценности), влияющих на характер поведения, формы и стиль общения людей, ценности, нормы поведения.
Из выше сказанного можно сделать выводы, что на сегодняшний день к дизайнерам, как представителям художественной культуры, предъявляется все больше профессиональных требований. Поэтому крайне важно понять, как и что влияет в образовании будущих дизайнеров на формирование их личности.
Чтобы лучше осознать какими же качествами должен обладать дизайнер-профессионал, предлагается заглянуть в «Советский энциклопедический словарь» с целью выявления понятия термина «дизайн». «Дизайн (от англ. Design – замысел, проект, чертеж, рисунок) термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле «Дизайн»- художественное конструирование»
Из этого можно сделать выводы, что дизайнер должен обладать как минимум такими качествами, как:
На основании вышеизложенного, предлагается определить следующее:
Цель данной работы - выявление и раскрытие вопросов формирования профессионально обусловленных компонентов личности дизайнера.
Объект исследования - студенты-дизайнеры художественно-графического факультета.
Предметом выступят компоненты личности студентов-дизайнеров.
Методом исследования предлагается изучение имеющейся литературы по заданной теме.
После библиографического поиска и обзора выявленной информации были сформированы следующие задачи:
Таким образом, был определен план данной работы. Далее предлагается перейти к более подробному ее рассмотрению.
Глава I. Формирование эстетического вкуса и роль художественной культуры в процессе подготовки дизайнеров.
§1. Формирование эстетического вкуса студентов в образовательном процессе.
Эстетическое воспитание
в настоящее время имеет
При формировании эстетического вкуса студентов, повышается не только интерес к произведениям искусства и грамотность их восприятия но, прежде всего творческая активность, проявляющаяся в различных сферах. Развитие художественно-эстетического вкуса возможно лишь на основе таких компонентов эстетического сознания, как эмоции, чувства, суждения, интересы, потребности, идеалы, ценностные ориентации и др. Суждение вкуса не может быть сведено ни к чистой эмоции, ни к чистой мысли. Оно включает в себя эстетическое наслаждение и его рациональную оценку. Вкус - это характеристика личности и в то же время в художественно-эстетическом вкусе отдельного человека отражаются уровень культуры общества, его социальные цели.
Большое влияние на развитие эстетического вкуса оказывает освоение шедевров мировой классики, что способствует воспитанию восприимчивости к искусству. Однако прекрасное существует не только в искусстве, оно есть и в действительности, и в окружающем мире. Предметная среда так же способна формировать эстетическое сознание человека, его вкусы и взгляды, влиять на наши ощущения и поведение: красиво сервированный стол обязывает к надлежащему поведению; изящный костюм не только доставляет удовольствие, но влияет на его манеры и походку.
Быт охватывает повседневную непроизводственную жизнедеятельность людей, связанную с удовлетворением материальных и духовных потребностей, для осуществления которых человек формирует предметную среду. В свою очередь предметная среда способна формировать эстетическое сознание человека, его вкусы и взгляды, т.е. выполнять художественно-эстетическую функцию. Мир вещей незаметно, но непрерывно формирует эстетический вкус человека, его представление о красоте и гармонии. Красота не только воспитывает вкус, но вызывает уважение к красивой вещи и людям, ее создавшим. "Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду" (М. Горький). Дизайн, как один из видов художественного творчества, отражает общность эстетической и региональной культуры, в основе, которой лежат веками формируемые представления об окружающей человека действительности. Он определяет не только форму вещи, но и во многом и само отношение к ней. Основными факторами в дизайне выступают понимание человеком целесообразности предмета, комфорт при его использовании, простота обслуживания и другие, облегчающие его использование и содержание удобства для человека характеристики.
При обучении дизайну большое значение имеет подбор иллюстративного материала. Ориентиры на образцы соответствующие всем художественным правилам заставляют студентов совершенствоваться в практической работе и вдохновляют, хотя на наш взгляд, примеры дизайна с некоторыми ошибками позволяет сравнить и понять что действительно прекрасно, а что нет.
Практическая работа так же активно развивает художественные чувства. Любой вид образовательной активности студентов в учебном процессе может и должен быть эстетическим по своей сути, поскольку творчество устремлено к постижению и утверждению совершенства гармонии и красоты мира. В студенческом возрасте эстетическое познание действительности в процессе творческой деятельности становится более сложным: восхищение красотой побуждает мысль потребности пытливого проникновения в источник прекрасного, тем более что для искусства нет ничего важнее мысли - источника и воплощенного результата творческого процесса. Особенно важны занятия на открытом воздухе, пленер, поскольку это позволяет воспитать любовь к природе и умение наслаждаться ею.
Эстетические ценности в массовом сознании весьма неоднородны. Утверждая, что вещь красива, люди редко могут обосновать это утверждение. Во многих случаях выясняется, что вещь признана таковой потому, что она модная, престижная, символизирует нечто или позволяет выделиться, но для человека профессионально занимающимся изобразительным искусством или дизайном очень важно уметь объяснить достоинства и недостатки объекта, поэтому на наш взгляд очень важно заострить внимание на оценочном компоненте эстетического вкуса. Необходимо не только уметь высказать собственное мнение, но и уметь обосновать его с точки зрения законов композиции, колористки и т. д. Поэтому большое значение для формирования эстетического вкуса имеют обсуждение работ.
Вне зависимости от области дизайна, проектируемый предмет рассматривается как предполагаемое художественное целое. Необходимо знание того, что он в определенной обстановке, интерьере будет нести эмоционально-эстетическую нагрузку, будет «радовать глаз», духовно обогащать человека. И именно эстетическая выразительность завершает процесс формирования всех объектов и предметов, над которыми работает дизайнер. Продолжительная эстетическая оценка всегда является целостной, включающей в себя общую оценку их совершенства и гармоничности, поэтому формирование эстетического вкуса имеет большое значение при изучении дисциплины «Дизайн».
§2. Художественная культура и ее роль в процессе профессиональной подготовки дизайнеров.
В современном обществе художественная культура играет огромную роль, так как выступает мощным фактором социального развития. Буквально все аспекты человеческой жизнедеятельности – от материального производства и человеческих потребностей, включая продукты дизайна и проявления человеческого духа, пронизывает художественная культура. Она оказывает огромнейшее влияние на все сферы общественной и частной жизнедеятельности – быт, досуг, область мышления, на образ жизни общества и личности. Значение художественной культуры в формировании и развитии образа жизни человека можно наблюдать через действие личностно-субъективных факторов (установки сознания, духовные потребности, ценности), влияющих на характер и нормы поведения, формы и стиль общения людей, на их ценности.
Понятие «человек» и «культура» неразрывно связаны друг с другом. Почвоведение оперирует термином «гумус» (показатель плодородия почвы). В контексте взаимосвязи человека и культуры напрашивается метафорический вывод о том, что уровень «духовного плодородия» человека, его «духовного гумуса» в существенной степени определяется воздействием на него культуры, и в частности таких ее инструментариев, как воспитание, образование, развитие творческих задатков.
Информация о работе Формирование профессиональных компонентов дизайнера