Формирование рефлексии как условие духовно-нравственного воспитания младших школьников в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 04:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить и экспериментально проверить эффективные пути формирования рефлексии как условия духовно-нравственного воспитания младших школьников. Задачи исследования:
Раскрыть сущность духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Подобрать методы и приемы духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Рассмотреть формирование рефлексии ученика в начальной школе.
Провести практико-ориентированную работу по формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников в учебно-познавательном процессе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. Духовно-нравственное воспитание посредством формирования рефлексии младшего школьника

1.1. Сущность духовно-нравственного воспитания младших школьников……………………………………….……………………………8
1.2. Методы и приемы духовно-нравственного воспитания младших школьников……………………………………………………………...……11
1.3. Формирование рефлексии ученика в начальной школе………………


ГЛАВА II. Приемы педагогической работы по формированию рефлексии с целью духовно- нравственного детей младшего школьного возраста

2.1 Диагностика духовно-нравственной воспитанности младших школьников…………………………………………………………………..23

2.2 Практико-ориентированная работа по формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников в образовательном процессе…………………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы …………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая власовой.docx

— 59.67 Кб (Скачать файл)

Эффективность этической  беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:

1. Беседа должна носить проблемный характер. Воспитатель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.

2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее сос-

тавленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.

3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют воспитателю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу.

4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.

Правильное руководство  этической беседой заключается  в том, чтобы помочь воспитанникам  самостоятельно прийти к правильному  выводу. Для этого воспитателю  нужно уметь смотреть на события  или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные  с ней чувства [10, с.98].

В начальной школе этическая  беседа имеет простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный  путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода.

Пример - воспитательный метод  исключительной силы. Его воздействие  основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются  в сознании, потому что не требуют  ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое  речевое воздействие. Пример действует  на уровне первой сигнальной системы, а слово - второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем  самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей - родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых [12, с.25].

Психологической основой  примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом. Не всегда подражательность имеет непосредственный характер, часто мы ее наблюдаем в опосредованной форме - это не механический процесс, не автоматическое перенесение черт, качеств, опыта определенной личности, не простое повторение и отражение. Подражательность - деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и где начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании [12, с.36].

Младшие школьники подражают  тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Согласно данным психологов, неизменную симпатию младших  школьников вызывают люди смелые, волевые, находчивые, обладающие большой физической силой, стройной фигурой, приятной манерой  общаться, правильными чертами лица. При выборе моральных примеров, учитывая эти закономерности восприятия личности, следует добиваться того, чтобы носители добрых начал были приятны и симпатичны, а носители пороков вызывали неприязнь. При отсутствии такого соответствия нужны специальные меры по их обеспечению. Высоконравственный, но малосимпатичный  персонаж уместно при случае наделить характеристиками и оценками, ослабляющими вызываемое им чувство неприязни, а  порочного, но полюбившегося детям  «героя» суметь доходчиво и доказательно развенчать. Столь же важно предупреждать  возможные случаи появления пассивно-созерцательных идеалов. Они служат не столько побудителем  к действию, сколько предметом  любования, мечты.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры.

Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.

Естественно, что воспитание зависит и от личного примера  воспитателя, его поведения, отношения  к воспитанникам, мировоззрения, деловых  качеств, авторитета. Известно, что  для большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен, они  готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует  систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия  педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что  между его словом и делом нет  расхождений, ко всем он относится ровно  и доброжелательно.

В педагогической литературе описывается и такой метод  формирования сознания личности, как  диспут. Он представляет собой живой  горячий спор на какую-то тему, волнующую  воспитанников. Этот метод сложный, используется в основном в средних  и старших классах. В начальной  школе его можно использовать как прием, например, в этической  беседе.

В реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. На каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.

 

 

1.3. Формирование  рефлексии ученика в начальной  школе

 

 

Проблема осознания межличностных  отношений в классе становится особенно значимой для младших школьников. Дети в этом возрасте не могут осознавать свои действия, свои поступки, какие-либо неадекватные поведения. Развитие рефлексивных навыков, направленных на осознание  межличностных отношений в классе в настоящее время – далеко не всегда регламентируемый и организованный процесс. Ученик сам по себе самостоятельно не может научиться осознавать и точно оценивать свои отношения с окружающими. Для того чтобы ученик умел адекватно осознавать свои отношения с одноклассниками, необходима система целенаправленной работы по его обучению рефлексии. Приведем некоторые определения, помогающие вникнуть в суть понятия «рефлексия».

Рефлексия (от лат. отражение обращение назад): слово, которым в житейском смысле обозначают размышление, наполненное сомнениями и колебаниями в принятии решений; в философском смысле – размышление, направленное не на внешний мир, а на анализ человеком собственных мыслей и переживаний; в психологическом и педагогическом смысле – более или менее четкое осознание человеком своих психических процессов, действий, состояний, личных качеств и их изменений в процессе развития в тех или иных условиях среды [30, с. 327 ].

Полат Е.С. утверждает, что рефлексия – это самооценка деятельности ученика, которая является одним из условий воспитывающей деятельности. Проводя рефлексию, ученик показывает умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализом. При отсутствии рефлексии нельзя говорить о личностно-ориентированном обучении. Без рефлексии нельзя определить изменения, которые происходят при развитии ученика. Педагог, проводящий рефлексию, может увидеть внутреннее состояние ребенка и своевременно оказать ему помощь [23, с.123].

Рефлексия как способность  человека к самоотчету имеет прямое отношение к принципу сознательности в педагогике и является необходимым условием разумной регуляции, саморегуляции деятельности человека, взаимоотношений с другими людьми, достижения наивысших результатов в труде, учении и игре.

Понимая, что процесс рефлексии, самооценки, снимает недовольство друг другом в процессе общения между  учеником и учителем, способствует развитию толерантности, постоянно  применяем этап рефлексии в конце  урока, после подведения итогов.

Задача рефлексии –  анализировать свои собственные  достижения, неудачи, способы решения  проблем, поиска ответов. Нумиранова Ф.К. пишет: «Рефлексия – реакция на то, что происходит со мной, с моими чувствами и мыслями в связи с заданием. Она помогает осмыслить свою деятельность, свои возможности. Тем самым способствует самоконтролю, самооценке, саморазвитию ученика от целеполагания до полной самореализации» [25, с.68 ].

Рефлексия оказывает влияние  на развитие личности при которых человек осознает смысл своих действий, так как самосознание является исходным началом мотивации, которое усиливается по мере развития потребностей, и, прежде всего образовательных. За самосознанием начинают развиваться процессы: самоопределения, самовыражения, самоутверждения, самореализации, саморегуляции. Все эти психические процессы и будут составлять рефлексивную природу саморазвития личности.

Процесс образования каких-либо личностных свойств в специально организованной педагогической деятельности в Педагогическом словаре определен как процесс формирования. Психолого-педагогическая трактовка понятия «формирование» достаточно неоднозначна: под формированием понимается как совокупность приемов и способов воздействия на индивида, имеющего целью создать у него систему определенных социальных ценностей, мировоззрения, привычек поведения и других личностных свойств; так и способ, и результат внутренней организации личности как системы данных свойств. Необходимо признать, что с синергетической и современной культурологической точек зрения [Блинов] первое понимание противоречит представлению о личности как о самоорганизующейся и саморазвивающейся системе, как о субъекте собственной деятельности, способном к самоопределению в существующей культуре и выходу за ее пределы в процессе творчества. Поэтому более корректным понятием выступает «становление». Становление рассматривается как «возникновение, образование чего-то в процессе развития» (С.И.Ожегов), как развернутый во времени процесс, предшествующий этапу функционирования системы. Данное понятие в большей степени, чем понятие «формирование», учитывает внутреннее развитие, и в то же время фиксирует моменты статики, закрепления и устойчивости возникающих новообразований, аспекты взаимодействия с внешней социальной средой, с культурой, выступающих условиями и предпосылками ее становления. Отсюда следует, что формирование рефлексии – это становление внутренней позиции личности, основанной на ее переживании и принятии идеалов и ценностей.

Для формирования у ученика  младшего школьника рефлексии недостаточно только деятельности самого ученика. Ученик, ориентируясь на мнение значимых взрослых, формирует свою оценку.

Чтобы сформировать рефлексию  у младшего школьника, необходимо на наш взгляд построить процесс  обучения в начальной школе как  процесс овладения учебной деятельностью, которую следует строить в  соответствии с имеющимися в ней  структурными компонентами.

Таким образом, одной из основных задач успешного образовательного процесса можно считать самоанализ обучающихся и педагога во время  занятий. В конце каждого занятия или его части, после повторения пройденного материала, нужно проводить рефлексию состояния обучающегося, его отношения к происходящему, его переживаний на уроке в связи с тем содержанием и той деятельностью, которая либо коснулась его, либо захватила его, либо была для него полезна и интересна, либо он остался совершенно безразличным к происходящему.

Педагог может предложить учащимся ответить в конце урока  в письменном виде на ряд вопросов:

Доволен ли ты своим поведением на уроке? Контролировал ли ты свои эмоции? Ты был активен на уроке? Учитель был внимателен к тебе? Помогал ли ты товарищу по парте?

Одним из важных способов формирования  рефлексии у обучающихся является поощрение свободного выражения  незнания, плохого поведения. Учитель обязан создать на уроке такую атмосферу, которая позволяла бы спокойно признаваться, не бояться задавать «глупые» вопросы.

В результате у обучающегося формируется привычка смотреть на происходящее вокруг него с разных позиций и  терпимо относиться к разным точкам зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Приемы педагогической работы по формированию рефлексии с целью духовно- нравственного детей  младшего школьного возраста

2.1 Диагностика  духовно-нравственной воспитанности  младших школьников


 

К нравственным чертам относятся добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба, «милосердие», «долг». Для диагностики духовно-нравственных качеств разработали и провели опрос среди школьников 2 «а» класса. Дети должны объяснить, как они понимают понятия «дружба», «зло», «добро», «долг», и труднее, «милосердие», «мудрость» и т.д. Статистику ответов можно предоставить в виде таблицы 5.

Ответов школьников 2 «а»  класса                        Таблица 5

Понятия

Объяснили

Не объяснили

Девочки

Мальчики 

Девочки

Мальчики 

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

1. Счастье

9

67,7

10

72

1

32,3

3

27,9

2. Свобода

4

77,4

7

86

7

22,6

4

13,95

3. Мудрость

9

35,5

9

58,1

2

64,5

4

41,9

4.Мужество

11

54,8

10

53,5

1

45,2

3

46,5

5.Умеренность

10

32,3

5

11,6

5

67,7

4

88,4

6.Справедливость

10

61,3

8

65,1

2

38,7

2

34,9

7 Дружба

10

96,8

11

95,3

1

3,2

2

4,7

8. Добро

11

93,5

13

79,1

0

6,5

0

20,9

9. Зло

11

90,3

10

88,4

1

9,7

3

11,6

10. Милосердие

5

22,6

4

37,2

8

77,4

8

62,8

11. Долг

1

67,7

3

76,7

10

32,3

10

23,3

12. Вина

5

48,4

13

69,8

6

51,6

0

30,2

Информация о работе Формирование рефлексии как условие духовно-нравственного воспитания младших школьников в образовательном процессе