Формирование самооценки умственно отсталых учащихся на уроках чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Развитие личности ребенка в школьном возрасте является важным фактором становления всесторонне развитой личности в будущем. Самооценка это одно из психологических структур, которые и определяют понятие личность.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Формирование самооценки в младшем школьном возрасте………….5
1.1. Формирование личности умственно отсталых детей………………..5
1.2. Методологические подходы к формированию самооценки в младшем школьном возрасте………………………………………………13
Глава 2. Методика преподавания в коррекционной школе VIII вида…………17
2.1. Уроки чтения в коррекционной школе VIII вида……………………17
2.2. Развитие самооценки младших школьников с умственной отсталостью на уроках чтения……………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………...26
Список литературы……………………………………………………………..…28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая-самооценка.docx

— 57.86 Кб (Скачать файл)

В работе «Развивающее чтение как педагогическая технология» Л.Н. Засорина отмечала, что развивающее чтение в идеальном варианте одухотворяет работу с книгой [6 с. 71]. Текст воспринимается как среда обучения, как фактор развития самой личности. В такой технологии совершается переход от среды как естественного, предметно – пространственного окружения к среде воспитания, том числе социальной среде, где сочетаются элементы вещного мира с искусственно созданными человеком функциональными элементами.

Г.Б Чернова  отмечает; «Умение превратить предметно  – пространственную текстовую среду в воспитывающую и развивающую доступно учителю – мастеру своего дела» [9 с. 341]. Такая среда пронизывается «отношенческим» влиянием на ребёнка. Педагогическая импровизация на уроках чтения означает умение учителя мгновенно реагировать на непредвиденное – на «проблемные» ответы учащихся, их не стандартное восприятие. Такая технология побуждает педагога к продолжению обсуждения смыслов, к дополнительным дискуссиям и диспутам по острым вопросам мировосприятия и мироощущения своих воспитанников.

Развивающее чтение позволяет существенно нейтрализовать одну их самых слабых сторон современного образования – слабость обратных связей в обучении. Постоянно акцентируя внимание на оценочных моментах при чтении, оно развивает умения самооценивания, которые образуют ядро личности.

Итак, заканчивая вторую главу курсовой работы, отметим, что основными приёмами развивающего чтения, которые можно использовать на уроках чтения с младшими школьниками с легкой степенью умственной отсталости, являются: репродуктивные, репродуктивные с элементами продуктивных, репродуктивно – продуктивные, продуктивно – смысловые, исследовательские. Как метод педагогического воздействия развивающее чтение имеет неограниченные возможности, в том числе и в процессе самооценивания. И как фактор, позитивно влияющий на самооценивание личности младшего школьника с нарушением интеллекта.

Заключение

 

Современное общество диктует свои правила, нормы  поведения, взаимодействия друг с другом. Если человек хочет, чтобы социум его принял, он сам должен приспособиться, адаптироваться к нему. Именно поэтому  на данном этапе развития так необходимы специальные программы, разработанные  для адаптации детей с особыми  образовательными потребностями.

На основе изученной литературы по данной проблеме были сделаны выводы, что сфера  умственно отсталых детей изучена  наиболее полно. Однако вопросам формирования личности этих детей внимание практически  не уделяется. А это является наиболее актуальным вопросом в наше время.

Так же было изучено содержание основных понятий, требующихся для более полного  изучения данной проблемы, что позволило  выявить наиболее подходящие способы  и средства формирования самооценки детей с умственной отсталостью  младшего школьного возраста.

Самооценка  – это оценка личностью самого себя, своих возможностей, собственных  качеств, достоинств, недостатков и  места среди других людей. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение  к успехам и неудачам. Тем самым  самооценка влияет на эффективность  деятельности человека, на развитие его  личности. Самооценка тесно связана  с уровнем притязаний, целей, которые  человек перед собой ставит.

Проблеме  формирования особенностей самооценки посвящены исследования многих ученых: Андрущенко Т.Ю., Божович Л.И., Выготский Л.С., Джеймса У., Дульнева Г.М., ЗахаровойА.В.. Кожалиевой Ч.Б., Коломинского Н.Л., Кона И.С., Кузьмицкой М.И., Липкиной А.И., Лисиной Л.И., Назамбаевой Ж.И., Рубинштейна С.Я., Ушакова И.П..

Самооценка  умственно отсталых учеников в значительной мере определяется видом выполняемой  им деятельности, учебным предметом  и успехами в обучении.

В процессе коррекционного обучения происходит формирование адекватной самооценки у большинства умственно отсталых учащихся и ведущая роль в этом принадлежит учителю.

По нашему мнению, более углубленное изучение этой проблемы позволит наметить пути формирования адекватной самооценки у  школьников с нарушением интеллекта.

Отметим следующие особенности формирования самооценки у младших школьников с нарушением интеллекта:

- ориентация  в работе на развитие когнитивного, эмоционального и поведенческого  компонентов и реалистичности  самооценки;

- расширение  у учащихся критериев собственной  ценности;

- создание  ситуации успеха;

- создание  у школьников чувства безопасности и дозволенности в системе отношений на занятиях, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства.

 

Список литературы

 

  1. Архиреева Т.В. Структура образа Я младшего школьника // Новые педагогические исследования: Сборник научных статей /Сост. В.И. Тютюнник. – Великий Новгород: НРЦРО, 2000. – 116 с.
  2. Байбуртянц Е.В. Изучение особенностей самооценки подростков с нарушением поведения // Коррекционная педагогика. – М., 2007, №3, с.74.
  3. Белобрыкина О.А.Диагностика развития самосознания в детском возрасте. - СПб.: Речь, 2006.
  4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 2000.
  5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1995.
  6. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. – 2002. №4. – С.99-100.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
  8. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Уч. пособие для студентов средн. пед. учебн. завед. – М.: Академия, 2009.
  9. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. – 2010. - №1. С.5-14.
  10. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология. – М., 2006.
  11. Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал, 2001, Т.2., №3, С.25-38.
  12. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии. – М., 2003.
  13. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗ. –М.: ТЦ Сфера, 2005.
  14. Крюкова С.В.. Слободяник Н.П. Программы эмоционального развития детей. – М., 2001.
  15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
  16. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М., 2004.
  17. Лубовский В.И. Специальная психология. – М., 2003.
  18. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 2009.
  19. Максимова Н.Ю. Оценочная деятельность и формирование самооценки школьников // Вопросы психологии. – 2003. - №5. – С.42-47.
  20. Никулина И.Н. Развитие самооценки школьников с нарушениями зрения: Учебно-методическое пособие. – СПб., 2008.
  21. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Академия, 2007.- 480 с.
  22. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников.- М.: Академия, 2004.- 160 с.
  23. Петровский А.В. Психология: Уч. вузов.- М.: Академия, 2001.
  24. Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого школьника: Уч. пособие для студ. пед. институтов. – М.: Просвещение, 1986.
  25. Словарь практического психолога.- М., 2005.
  26. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 2010.
  27. Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. – М., 2002,
  28. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. - М., 2006.
  29. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М., 1995.
  30. Яковлева Н.Г. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М., 2002.

 

 

 


Информация о работе Формирование самооценки умственно отсталых учащихся на уроках чтения