Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:19, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности и разработать комплекс методических приемов по формированию словаря признаков старших дошкольников с ОНР средствами описательной загадки. Задачи исследования:
Изучить состояние проблемы формирования словаря признаков у детей в психолого-педагогической литературе;
Выявить особенности словаря признаков у старших дошкольников с ОНР;
Разработать комплекс методических приемов коррекционно-логопедической работы, направленных на формирование словаря признаков у старших дошкольников с ОНР средствами описательной загадки.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ПРИЗНАКОВ У ДЕТЕЙ 5
1.1 Формирование словаря признаков у дошкольников 5
1.2 Особенности формирования словаря признаков у дошкольников с ОНР 12
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ ПРИЗНАКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 16
2.1Методика и организация экспериментального исследования...............16
2.2 Результаты изучения словаря признаков у старших дошкольников с ОНР 18
ГЛАВА 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ ПРИЗНАКОВ У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ОПИСАТЕЛЬНОЙ ЗАГАДКИ 24
3.1 Методический аспект формирования словаря признаков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами описательной загадки 24
3.2 Комплекс методических приемов, направленных на формирование словаря признаков у старших дошкольников с ОНР средствами описательной загадки 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 33
Характерной для детей
с ОНР является вариативность
лексических замен, что свидетельствует
о большей сохранности
У детей с нормальным речевым развитием процесс поиска слова происходит очень быстро, автоматизирование. У детей с ОНР, в отличие от детей с нормальным речевым развитием, этот процесс осуществляется очень медленно, развернуто, недостаточно автоматизированно. При реализации этого процесса отвлекающее влияние оказывают ассоциации различного характера (смысловые, звуковые).
Вербальные парафазии
обусловлены также
Нарушения актуализации словаря у дошкольников с ОНР проявляются также в искажениях звуковой структуры слова.
Как и в норме, у детей 7—8 лет с ОНР также происходят качественные изменения в соотношений синтагматических и парадигматических реакции. Если в 5—6 лет количество синтагматических ассоциаций значительно превышает количество парадигматических, то в 7 лет парадигматические ассоциации преобладают над синтагматическими. Однако это преобладание у детей с ОНР не являются столь значительным, как у детей с нормальным речевым развитием. В 7 лет у детей с нормальным речевым развитием парадигматические ассоциации встречаются почти в 3 раза чаще, чем синтагматические, а у детей с речевой патологией лишь в 1,5 раза чаще. Важным является то, что в норме к 7 годам парадигматические ассоциации становятся доминирующими среди всех других типов ассоциаций. У детей с ОНР к 7—8 годам парадигматические ассоциации не становятся доминирующими и составляют лишь 25 % всех ассоциаций. Это свидетельствует о том, что процесс выделения ядра (центра) и периферии семантического поля у детей с речевой патологией значительно задерживается.
О несформированности семантического поля у детей с нарушениями речи говорит и количественная динамика случайных ассоциаций. Даже к 7- 8 годам у детей с речевой патологией случайные ассоциации являются очень распространенными, доминирующими, хотя с возрастом их количество уменьшается. У детей же с нормальным речевым развитием к 7 - 8 годам случайные ассоциации оказываются единичными.
У детей с ОНР имеются
особенности и в динамике синтагматических
ассоциаций. У детей с нормальным
речевым развитием резкое увеличение
синтагматических реакций происходит
к 6 годам. К 7 годам наблюдается такое
же резкое снижение их количества. У
детей с нарушениями речи резкое
увеличение синтагматических реакций
наблюдается к 7 годам, что, вероятно,
связано с задержкой
Итак, у детей 5-8 лет с ОНР происходит как бы параллельное увеличение синтагматических и парадигматических ассоциаций, в то время как у детей с нормальным речевым развитием отмечается противоположная закономерность после 6 лет: резкое увеличение парадигматических и значительное уменьшение синтагматических ассоциаций.
У детей 5—6 лет все парадигматические ассоциации носят характер аналогии, сходства (кошка — собака, стол — стул). К 7 годам парадигматические ассоциации у всех групп детей становятся более разнообразными. Они возникают, на основе значений противопоставления (высоко — низко, хороший — плохой, говорит — молчит) и на основе родовидовых отношений (дерево — береза, посуда — чашка). У детей с ОНР, однако, преобладающими остаются ассоциации по аналогии (75 %), в то время как у детей с нормальным речевым развитием к 7 годам начинают преобладать отношения противопоставления. Следовательно, дифференциация отношений внутри семантического поля у детей с речевой патологией имеет определенные особенности.
У детей с ОНР отмечается задержка в формировании семантических полей по сравнению с нормой, трудности возникают у дошкольников с ОНР при группировке семантически близких прилагательных. Так, дети с ОНР часто допускают ошибки при выборе лишнего слова из серии: короткий, длинный, маленький (короткий); высокий, маленький, низкий (низкий); большой, низкий, маленький (маленький); круглый, большой, овальный (овальный); тяжелый, длинный, легкий (тяжелый или легкий). Указанные примеры свидетельствуют о неточном понимании значений слов короткий, длинный, высокий, низкий, о трудностях группировки на основе существенного признака. Это подтверждает несформированность семантических полей, недостаточное развитие умения сравнивать слова по их значению [17, с. 149-178]
Таким образом, анализ литературы по данной теме позволяет говорить о значимости исследований словаря признаков у дошкольников. Развитие лексической стороны речи у детей в онтогенезе происходит в определенные сроки и тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи – нарушения которых наблюдается при общем недоразвитии речи, а также обусловлено представлениями детей об окружающей действительности.
Можно отметить характерные словаря прилагательных у дошкольников:
Словарь признаков детей с общим недоразвитием речи обладает определенными особенностями, такими как:
ГЛАВА 2.
ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ ПРИЗНАКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Исследование с целью изучения особенностей словаря признаков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием было проведено в апреле 2013 года. Исследования проводились на базе дошкольных учреждений № 304 и № 480 г. Минска.
Экспериментальную группу составила выборка детей старшего дошкольного возраста из 13 человек. В данную группу входило 9 мальчиков и 4 девочки. Средний возраст детей составил 6,5 лет. Индивидуальные данные (логопедическое заключение) каждого ребенка представлены в Приложении А.
Контрольную группу составила группа детей старшего дошкольного возраста в количестве 13 человек. В данную группу входило 9 мальчиков и 4 девочки. Средний возраст испытуемых составил 6 лет.
Обследование проводилось в индивидуальной форме.
Для исследования словаря признаков был использован раздел «Исследование лексических операций» из «Методики психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей Р.И. Лалаевой» [16, с. 16-35]. Она позволяет обследовать словарь прилагательных достаточно полно: пассивный и активный словарь, антонимия и синонимия, парадигматические связи и синтагматические связи [16, с. 6].
Методика рассчитана на исследование процесса продуцирования речевых высказываний у детей 6-10 лет с речевой патологией различного генеза.
Методика состоит из 5 этапов.
1 этап. Исследование объема активного словаря.
Цель: исследовать объем активного словаря.
Материал исследования: предметные картинки.
Процедура и инструкция: «Сейчас я буду показывать картинку, а ты постарайся правильно назвать ее». Задается вопрос «Это какой?».
2 этап. Исследование объема пассивного словаря.
Цель: исследовать объем пассивного словаря.
Материал исследования: предметные картинки и слова.
Процедура и инструкция: «Сейчас я буду называть слова, а ты постарайся правильно показать картинку». Предлагается показать среди названных картинок ту, которая подходит к данному определению.
Предъявляются следующие слова:
Обозначения цветов: красный, синий, зеленый, голубой, желтый, белый, черный, коричневый, сиреневый, оранжевый.
Вкусовые ощущения: вкусный, кислый, сладкий, горький
Температура: горячий, холодный.
Вес: тяжелый, легкий.
Сила: слабый, сильный.
Величина: большой, средний, маленький.
Высота: высокий, низкий.
Толщина: толстый, тонкий.
Длина: длинный, короткий.
Ширина: широкий, узкий.
Форма: круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный.
Тактильные ощущения : гладкий, колючий, пушистый.
3 этап. Группировка слов.
Цель: исследовать процессы группировки прилагательных по семантическим признакам.
Материал исследования: семантически далекие и семантически близкие слова.
Процедура: детям предлагается назвать лишнее слово в серии из трех слов.
Инструкция: «Я буду называть тебе 3 слова, а ты скажи какое слово из них лишнее»
1) семантически далекие:
- большой, желтый, маленький;
- хороший, деревянный, плохой;
- высокий, красный, низкий.
2) семантически близкие:
- высокий, большой, низкий;
- большой, низкий, маленький;
- тяжелый, длинный, легкий.
4 этап. Подбор антонимов к прилагательным
Цель: исследование умения подбирать антонимы к прилагательным.
Материал исследования: большой, высокий, веселый, темный, горький, здоровый, новый, острый, смелый.
Процедура : Экспериментатор называет слова и просит подобрать к ним слова- «неприятели».
Инструкция: «К словам, которые я тебе назову, подбери слова- «неприятели»
5 этап. Подбор синонимов к прилагательным.
Цель: исследовать умение детей подбирать синонимы к прилагательным
Материал исследования: смелый, крошечный, скорый, веселый, мудрый, тощий, прекрасный.
Процедура: Предлагается подобрать к прилагательным слова «приятели». В случаи затруднения испытуемым даются эти же слова, но в сочетании с существительными.
Инструкция: «К словам, которые я назову, подбери слова - «приятели».
Интерпретация складывается
из качественного анализа и
Данные, полученные с помощью методики «Психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей» у экспериментальной группы представлены в Приложении Б, у контрольной группы в Приложении В.
Обследование лексического
запаса детей проводилось с
Первый этап методики был направлен на выявление объема активного словаря признаков детей. Что касается знания основных цветов спектра, то дети с заданием справились, называя цвета верно, однако некоторые оттенки (сиреневый, фиолетовый) без активной подсказки не смог назвать ни один испытуемый с ОНР. В ходе выполнения первого задания дети экспериментальной группы чаще испытывали затруднения и нуждались в помощи педагога, чем дети из контрольной группы, которые в основном с заданием справились без помощи взрослого. В ходе эксперимента также было выявлено наличие словесных замен (сладкий – кислый, толстый - тонкий) при назывании признаков, обозначающих вкус, качества предметов. При назывании признаков, обозначающих форму геометрических фигур, величину, высоту, силу, детям в ряде случаев требовалась помощь экспериментатора. Легче всего детям удалось названия признаков веса. Непростым для дошкольников экспериментальной группы оказалось задание на название тактильных признаков. Данные представлены на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Показатели объема активного словаря признаков
Как видно из диаграммы, объем активного словаря признаков у дошкольников с ОНР значительно меньше, чем у детей с нормальным речевым развитием. Дети с ОНР, например, в ряде случаев называли цвета по-другому: розовый- морсовый, голубой- небный.