Формирование словаря признаков у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста средствами описательной загадки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности и разработать комплекс методических приемов по формированию словаря признаков старших дошкольников с ОНР средствами описательной загадки. Задачи исследования:
Изучить состояние проблемы формирования словаря признаков у детей в психолого-педагогической литературе;
Выявить особенности словаря признаков у старших дошкольников с ОНР;
Разработать комплекс методических приемов коррекционно-логопедической работы, направленных на формирование словаря признаков у старших дошкольников с ОНР средствами описательной загадки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ПРИЗНАКОВ У ДЕТЕЙ 5

1.1 Формирование словаря признаков у дошкольников 5
1.2 Особенности формирования словаря признаков у дошкольников с ОНР 12

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ ПРИЗНАКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 16

2.1Методика и организация экспериментального исследования...............16
2.2 Результаты изучения словаря признаков у старших дошкольников с ОНР 18
ГЛАВА 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ ПРИЗНАКОВ У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ОПИСАТЕЛЬНОЙ ЗАГАДКИ 24

3.1 Методический аспект формирования словаря признаков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами описательной загадки 24
3.2 Комплекс методических приемов, направленных на формирование словаря признаков у старших дошкольников с ОНР средствами описательной загадки 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31

ПРИЛОЖЕНИЯ 33

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 145.41 Кб (Скачать файл)

Характерной для детей  с ОНР является вариативность  лексических замен, что свидетельствует  о большей сохранности слухового  контроля, чем произносительных, кинестетических  образов слов. На основе слуховых образов  слов ребенок пытается воспроизвести  правильный вариант звучания слова.

У детей с нормальным речевым  развитием процесс поиска слова  происходит очень быстро, автоматизирование. У детей с ОНР, в отличие  от детей с нормальным речевым развитием, этот процесс осуществляется очень медленно, развернуто, недостаточно автоматизированно. При реализации этого процесса отвлекающее влияние оказывают ассоциации различного характера (смысловые, звуковые).

Вербальные парафазии  обусловлены также недостаточной  сформированностью семантических полей, структуры данного семантического поля, выделения его ядра и периферии.

Нарушения актуализации словаря  у дошкольников с ОНР проявляются  также в искажениях звуковой структуры  слова.

Как и в норме, у детей 7—8 лет с ОНР также происходят качественные изменения в соотношений синтагматических и парадигматических реакции. Если в 5—6 лет количество синтагматических ассоциаций значительно превышает количество парадигматических, то в 7 лет парадигматические ассоциации преобладают над синтагматическими. Однако это преобладание у детей с ОНР не являются столь значительным, как у детей с нормальным речевым развитием. В 7 лет у детей с нормальным речевым развитием парадигматические ассоциации встречаются почти в 3 раза чаще, чем синтагматические, а у детей с речевой патологией лишь в 1,5 раза чаще. Важным является то, что в норме к 7 годам парадигматические ассоциации становятся доминирующими среди всех других типов ассоциаций. У детей с ОНР к 7—8 годам парадигматические ассоциации не становятся доминирующими и составляют лишь 25 % всех ассоциаций. Это свидетельствует о том, что процесс выделения ядра (центра) и периферии семантического поля у детей с речевой патологией значительно задерживается.

О несформированности семантического поля у детей с нарушениями речи говорит и количественная динамика случайных ассоциаций. Даже к 7- 8 годам у детей с речевой патологией случайные ассоциации являются очень распространенными, доминирующими, хотя с возрастом их количество уменьшается. У детей же с нормальным речевым развитием к 7 - 8 годам случайные ассоциации оказываются единичными.

У детей с ОНР имеются  особенности и в динамике синтагматических ассоциаций. У детей с нормальным речевым развитием резкое увеличение синтагматических реакций происходит к 6 годам. К 7 годам наблюдается такое  же резкое снижение их количества. У  детей с нарушениями речи резкое увеличение синтагматических реакций  наблюдается к 7 годам, что, вероятно, связано с задержкой формирования грамматического строя речи [18, с. 128-148]

Итак, у детей 5-8 лет с  ОНР происходит как бы параллельное увеличение синтагматических и парадигматических  ассоциаций, в то время как у  детей с нормальным речевым развитием  отмечается противоположная закономерность после 6 лет: резкое увеличение парадигматических  и значительное уменьшение синтагматических ассоциаций.

У детей 5—6 лет все парадигматические  ассоциации носят характер аналогии, сходства (кошка — собака, стол —  стул). К 7 годам парадигматические  ассоциации у всех групп детей  становятся более разнообразными. Они возникают, на основе значений противопоставления (высоко — низко, хороший — плохой, говорит — молчит) и на основе родовидовых отношений (дерево — береза, посуда — чашка). У детей с ОНР, однако, преобладающими остаются ассоциации по аналогии (75 %), в то время как у детей с нормальным речевым развитием к 7 годам начинают преобладать отношения противопоставления. Следовательно, дифференциация отношений внутри семантического поля у детей с речевой патологией имеет определенные особенности.

У детей с ОНР отмечается задержка в формировании семантических полей по сравнению с нормой, трудности возникают у дошкольников с ОНР при группировке семантически близких прилагательных. Так, дети с ОНР часто допускают ошибки при выборе лишнего слова из серии: короткий, длинный, маленький (короткий); высокий, маленький, низкий (низкий); большой, низкий, маленький (маленький); круглый, большой, овальный (овальный); тяжелый, длинный, легкий (тяжелый или легкий). Указанные примеры свидетельствуют о неточном понимании значений слов короткий, длинный, высокий, низкий, о трудностях группировки на основе существенного признака. Это подтверждает несформированность семантических полей, недостаточное развитие умения сравнивать слова по их значению [17, с. 149-178]

 

Таким образом, анализ литературы по данной теме позволяет говорить о значимости исследований словаря признаков у дошкольников. Развитие лексической стороны речи у детей в онтогенезе происходит в определенные сроки и тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи – нарушения которых наблюдается при общем недоразвитии речи, а также обусловлено представлениями детей об окружающей действительности.

Можно отметить характерные словаря прилагательных у дошкольников:

    • предпосылки развития речи определяются двумя процессами: неречевая предметная деятельность самого ребенка, речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком [18, с. 67];
    • на 2 году жизни ребенок реагирует на весь комплекс слов со всей предметной ситуацией, а к 4 годам предметная отнесенность слова у ребенка приобретает достаточно устойчивый характер;
    • дети старшего дошкольного возраста в своей речи редко пользуются прилагательными (на каждые 100 словоупотреблений – 8,65% прилагательных) [8];
    • самое большое место среди групп прилагательных детского словаря занимают местоименные прилагательные, а также прилагательные, обозначающие цвет;
    • отмечается преобладание отрицательной оценки над положительной и активное употребление сравнительной степени прилагательных [9]
    • по мере развития мышления ребенка, его речи, лексика обогащается,  систематизируется. Слова группируются в семантические поля.

Словарь признаков детей с общим недоразвитием речи обладает определенными особенностями, такими как:

    • недостаточный объем словаря;
    • актуализация словаря вызывает большие затруднения;
    • трудно усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.
    • трудности в понимании и употреблении слов с лексико-грамматическим сходством;
    • наблюдаются затруднения при группировке семантически близких прилагательных;
    • трудности усвоения антонимии и синонимии;
    • ограниченность и однообразие в употреблении прилагательных, так как их значение может быть раскрыто только в контексте, что достаточно сложно для детей с ОНР.

 

 

ГЛАВА 2.

ИССЛЕДОВАНИЕ  СЛОВАРЯ ПРИЗНАКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

 

    1. Методика и организация экспериментального исследования

 

Исследование с целью изучения особенностей словаря признаков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием было проведено в  апреле 2013 года. Исследования проводились на базе дошкольных учреждений № 304 и № 480 г. Минска.

Экспериментальную группу составила  выборка детей  старшего дошкольного  возраста из 13 человек. В данную группу входило 9 мальчиков и 4 девочки. Средний возраст детей составил 6,5 лет. Индивидуальные данные (логопедическое заключение) каждого ребенка представлены в Приложении А.

Контрольную группу составила  группа детей старшего дошкольного  возраста в количестве 13 человек. В данную группу входило 9 мальчиков и 4 девочки. Средний возраст испытуемых составил 6 лет.

Обследование проводилось  в индивидуальной форме.

Для исследования словаря признаков был использован раздел «Исследование лексических операций» из «Методики психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей Р.И. Лалаевой» [16, с. 16-35]. Она позволяет обследовать словарь прилагательных достаточно полно: пассивный и активный словарь, антонимия и синонимия, парадигматические связи и синтагматические связи [16, с. 6].

Методика рассчитана на исследование процесса продуцирования речевых высказываний у детей 6-10 лет с речевой патологией различного генеза.

Методика состоит из 5 этапов.

1 этап. Исследование объема активного словаря.

Цель: исследовать объем  активного словаря.

Материал исследования: предметные картинки.

Процедура и инструкция: «Сейчас я буду показывать картинку, а ты постарайся правильно назвать  ее». Задается вопрос «Это какой?».

2 этап. Исследование объема пассивного словаря.

Цель: исследовать объем пассивного словаря.

Материал исследования: предметные картинки и слова.

Процедура и инструкция: «Сейчас я буду называть слова, а  ты постарайся правильно показать картинку». Предлагается показать среди названных  картинок ту, которая подходит к  данному определению.

Предъявляются следующие  слова:

Обозначения цветов: красный, синий, зеленый, голубой, желтый, белый, черный, коричневый, сиреневый, оранжевый.

Вкусовые ощущения: вкусный, кислый, сладкий, горький

Температура: горячий, холодный.

Вес: тяжелый, легкий.

Сила: слабый, сильный.

Величина: большой, средний, маленький.

Высота: высокий, низкий.

Толщина: толстый, тонкий.

Длина: длинный, короткий.

Ширина: широкий, узкий.

Форма: круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный.

Тактильные ощущения : гладкий, колючий, пушистый.

3 этап. Группировка слов.

Цель: исследовать процессы группировки прилагательных по семантическим признакам.

Материал исследования: семантически далекие и семантически близкие  слова.

Процедура: детям предлагается назвать лишнее слово в серии из трех слов.

Инструкция: «Я буду называть тебе 3 слова, а ты скажи какое слово из них лишнее»

1) семантически далекие: 

- большой, желтый, маленький;

- хороший, деревянный, плохой;

- высокий, красный, низкий.

2) семантически близкие: 

- высокий, большой, низкий;

- большой, низкий, маленький;

- тяжелый, длинный, легкий.

4 этап. Подбор антонимов к прилагательным

Цель: исследование умения подбирать  антонимы к прилагательным.

Материал исследования: большой, высокий, веселый, темный, горький, здоровый, новый, острый, смелый.

Процедура : Экспериментатор называет слова и просит подобрать к ним слова- «неприятели».

Инструкция: «К словам, которые я тебе назову, подбери слова- «неприятели»

5 этап. Подбор синонимов к прилагательным.

Цель: исследовать умение детей подбирать синонимы к прилагательным

Материал исследования: смелый, крошечный, скорый,  веселый, мудрый, тощий, прекрасный.

Процедура: Предлагается подобрать  к прилагательным слова «приятели». В случаи затруднения испытуемым даются эти же слова, но в сочетании  с существительными.

Инструкция: «К словам, которые  я назову, подбери слова - «приятели».

Интерпретация складывается из качественного анализа и выставления  формализованной оценки выполненного задания: подсчитывается количество правильных и неправильных ответов.

Данные, полученные с помощью  методики «Психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей»  у экспериментальной группы представлены в Приложении Б, у контрольной группы в Приложении В.

 

 

    1. Результаты изучения словаря признаков у старших дошкольников с ОНР

 

Обследование лексического запаса детей проводилось с соблюдением  определенной последовательности этапов эксперимента. Речевой материал был  подобран с учетом возрастных показателей  развития речи ребенка.

Первый этап методики был направлен на выявление объема активного словаря признаков детей. Что касается знания основных цветов спектра, то дети с заданием справились, называя цвета верно, однако некоторые оттенки (сиреневый, фиолетовый) без активной подсказки не смог назвать ни один испытуемый с ОНР. В ходе выполнения первого задания дети экспериментальной группы чаще испытывали затруднения и нуждались в помощи педагога, чем дети из контрольной группы, которые в основном с заданием справились без помощи взрослого. В ходе эксперимента также было выявлено наличие словесных замен (сладкий – кислый, толстый - тонкий) при назывании признаков, обозначающих вкус, качества предметов. При назывании признаков, обозначающих форму геометрических фигур, величину, высоту, силу, детям в ряде случаев требовалась помощь экспериментатора. Легче всего детям удалось названия признаков веса. Непростым для дошкольников экспериментальной группы оказалось задание на название тактильных признаков. Данные представлены на рисунке 2.1.

 

Рисунок 2.1 – Показатели объема активного словаря признаков

Как видно из диаграммы, объем  активного словаря признаков у дошкольников с ОНР значительно меньше, чем у детей с нормальным речевым развитием. Дети с ОНР, например, в ряде случаев называли цвета по-другому: розовый- морсовый, голубой- небный.

Информация о работе Формирование словаря признаков у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста средствами описательной загадки