Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:19, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности и разработать комплекс методических приемов по формированию словаря признаков старших дошкольников с ОНР средствами описательной загадки. Задачи исследования:
Изучить состояние проблемы формирования словаря признаков у детей в психолого-педагогической литературе;
Выявить особенности словаря признаков у старших дошкольников с ОНР;
Разработать комплекс методических приемов коррекционно-логопедической работы, направленных на формирование словаря признаков у старших дошкольников с ОНР средствами описательной загадки.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ПРИЗНАКОВ У ДЕТЕЙ 5
1.1 Формирование словаря признаков у дошкольников 5
1.2 Особенности формирования словаря признаков у дошкольников с ОНР 12
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ ПРИЗНАКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 16
2.1Методика и организация экспериментального исследования...............16
2.2 Результаты изучения словаря признаков у старших дошкольников с ОНР 18
ГЛАВА 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ ПРИЗНАКОВ У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ОПИСАТЕЛЬНОЙ ЗАГАДКИ 24
3.1 Методический аспект формирования словаря признаков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами описательной загадки 24
3.2 Комплекс методических приемов, направленных на формирование словаря признаков у старших дошкольников с ОНР средствами описательной загадки 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 33
Ю.Г. Илларионова рекомендует использовать загадки как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме. Тогда их уместно применять во время детской деятельности. Собираясь на прогулку, педагог загадывает детям загадки об игрушках и предметах, которые предполагается взять с собой. Дети должны доказать, что именно об этих предметах говорится в загадке, которые они принесли [11, с. 88]
Методисты предлагают
использовать загадки не
На основе учета характера загадок, особенностей развития детей можно сформулировать следующие требования к их применению в целях развития словаря:
- загадыванию загадок
должно предшествовать
-загадки должны быть доступны детям с точки зрения как содержания, так и формы. Обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом (рассматривание предметов);
- отгадывание загадок
должно сопровождаться
- придумывание загадок
самими детьми должно
- загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме.
3.2 Комплекс методических приемов, направленных на формирование словаря признаков у старших дошкольников с ОНР средствами описательной загадки
При отборе загадок для детей дошкольного возраста необходимо учитывать:
Для формирования словаря признаков у дошкольников с ОНР при отгадывании и придумывании загадок используются следующие методы:
Наглядные методы:
- наблюдение
- показ картин и игрушек
- рассматривание картин и игрушек.
Словесные методы:
- беседы в рамках изучаемой лексической темы
- высказывания детей из личного опыта
- чтение художественной литературы
Практические методы:
- дидактическая игра
- игра-драматизация
- подвижная игра [1, с. 154]
Методические приемы:
В “чудесный мешочек” педагог помещает три хорошо знакомых предмета, предлагает ребенку достать предмет из мешочка, назвать его и поставить на стол. Рассматриваются признаки предмета, его свойства и функциональная принадлежность. Все предметы выставляются на стол так, чтобы они были хорошо видны. Затем педагог загадывает загадки об этих предметах. Ребенок отгадывает загадку и доказывает отгадку. Педагог спрашивает, какая из загадок понравилась ребенку больше всего, просит ее повторить, помогает ее вспомнить [14].
Ребенку предлагается объект (натуральный, либо изображение). Перед ним выкладывается развернутая схема признаков, по которым он будет описывать предмет и составлять загадку. Если ребенок пропускает какой-либо признак, педагог акцентирует на нем внимание [25].
Наиболее удачными формами реализации данного приема являются игровые, например, в виде игры в магазин, когда “покупатель” описывает предмет, а “продавец” должен отгадать его, в виде игры “отгадай по описанию” и т. п. В этих играх предметы, которые описываются, наглядно представлены для всех. Более сложной будет игра “Почтальон принес посылку”, в которой каждый ребенок получает свой предмет и описывает его, не называя и не показывая. Предмет предъявляется всем лишь после отгадки.
Для составления загадки выбирается объект. Ребенку в наглядной форме предъявляется план для составления загадки ( например, цвет- величина- форма- материал, из которого сделан предмет). Ребенок описывает объект по данному плану.
Педагог вывешивает табличку с изображением модели составления загадки и предлагает ребенку составить загадку про какой-либо объект.
Какой? |
Что бывает таким же? |
Для составления загадки выбирается объект. Далее ребенком даются образные характеристики по заданным педагогом признакам (например, цвет, форма, вкус). Педагог задает вопросы. Например, Какой выбранный предмет по цвету? по форме? на вкус?
Заполняется левая колонка таблицы.
Педагог просит ребенка дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы.
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".
Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части необходима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом [28].
Почти все слова в придуманной загадке должны восприниматься наоборот. Например, это большое (значит маленькое), с маленькими (большими) ушами, и коротким (длинным) хвостом, серого цвета. Любит сыр. (Мышь). Или. Растет на дереве. Квадратное (круглое), кислое (сладкое), не вкусное (вкусное). (Яблоко) [26, с. 58]
Игра “Теремок”. Ребенок, “ хозяин” теремка, выбирает себе из набора предложенных картинок одну. Затем дети по очереди берут себе картинку и просятся жить в теремок. “Хозяин” пускает их жить только в том случае, если они скажут, чем похожи на “хозяина” [14].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав современную психологическую, педагогическую и методическую литературу, материалы, полученные в ходе исследования, мы пришли к следующим выводам: