Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 14:39, контрольная работа
Для того чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры.
Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
Игра — один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.
1 часть. Формирование сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте.
1.Понятие и характеристика сюжетно-ролевой игры.
2.Условия проведения сюжетно-ролевой игры.
3.Методика руководства сюжетно-ролевой игры.
2 часть. Практическая.
1.Наблюдения формирования игровых умений.
2.Анализ сюжетно-ролевой игры» «Больница»
Приложение.
Заключение.
Литература.
Департамент образования и науки Костромской области ОГБОУ СПО «Шарьинский педагогический колледж Костромской области»
Контрольная работа по предмету:
«Теоритические и методические основы организации
игровой деятельности детей раннего
и дошкольного возраста»
Тема: «Формирование сюжетно-ролевой
игры в младшей группе»
Исполнитель: студентка 4 курса 41 группы
Малышева Е.П.
Специальность:050704
«Дошкольное образование»
(заочная форма обучения).
Руководитель: Гущина Л.Л.
Шарья,2014 год.
План.
1 часть. Формирование
сюжетно-ролевой игры в
1.Понятие и характеристика сюжетно-ролевой игры.
2.Условия проведения сюжетно-ролевой игры.
3.Методика руководства сюжетно-ролевой игры.
2 часть. Практическая.
1.Наблюдения формирования игровых умений.
2.Анализ сюжетно-ролевой игры» «Больница»
Приложение.
Заключение.
Литература.
1 часть.
1.1.Понятие
и характеристика сюжетно-
Для того чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры.
Игра -
вид непродуктивной деятельности, мотив
которой заключается не в ее результатах,
а в самом процессе.
Игра — один из видов человеческой
деятельности. Как сложное и интересное
явление, она привлекает внимание людей
разных профессий.
Исследования отечественных и зарубежных ученых - философов, социологов, историков культуры (Гайнц Либшер, Георг Клаус, К. Г. Юсупов, В. И. Истомин, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др.) рассматривают своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.
Игра - самовыражение человека, способ его совершенствования.
Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.
Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные - «как будто».
Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.
В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п. ).
Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.
Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры - стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.
Здесь же отметим еще один вид игр, который довольно близок к сюжетно-ролевым. Это игра-драматизация. Отличие ее состоит в том, что дети должны разыграть сценку по какому-нибудь произведению, например, по сказке. Каждому ребенку подбирается занятие – кто-то играет, кто-то готовит костюмы. Обычно сами дети выбирают себе подходящую роль. Игра-драматизация предполагает, что ребенок должен как можно точнее и правильнее сыграть своего персонажа. На практике получается, что неконтролируемая игра-драматизация постепенно превращается в сюжетно-ролевую игру.
И, наконец, отметим важную роль взрослого в сюжетно-ролевых играх. Мы должны мягко управлять детьми в игре, не нарушая самого действия. Копируя взрослого, ребенок зачастую примеряет на себя асоциальные роли. Например, мы видим детей, изображающих пьяных или злодеев, причем часто реакция детей не та, которую мы бы хотели видеть – дети смеются, геройствуют. Задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку выработать негативное отношение к данному образу.
Таким образом, каждая сюжетно-ролевая игра претерпевает изменения в зависимости от возраста детей: сначала это предметная деятельность, затем отношения между людьми и, в конце концов, это выполнение правил, регулирующих отношения людей.
1.2.Условия проведения сюжетно-ролевой игры.
Вся жизнь ребёнка неразрывно связана с игрой. Чем меньше ребёнок, тем больше времени должно быть дано ему на игру.
Воспитателю надо заботиться
о том, что бы игры детей третьего года
жизни были достаточно разнообразными,
что бы их содержание постепенно обогащалось.
Это обеспечит наиболее успешное выполнение
воспитательных задач в игре, позволит
организовать детскую жизнь вокруг игры. Условия
для проведения сюжетно – ролевой игрой
требует большого мастерства и педагогического
такта. Воспитатель должен направлять
игру, не разрушая ее, сохранять самодеятельный
и творческий характер игровой деятельности
детей, непосредственность переживаний,
веру в правду игры. Педагог влияет на
игровой замысел и его развитие, обогащая
содержание жизни детей: расширяет их
представления о труде и быте взрослых,
о взаимоотношениях людей и тем самым
конкретизирует содержание той или иной
игровой роли. Все эти способы не прямо
воздействуют на игру, а направлены на
более глубокое раскрытие тех источников,
из которых дети черпают ее содержание,
на обогащение их духовного мира.
Педагогическое руководство в процессе
игры имеет свои особенности: оно способствует
развитию ее замысла, расширению содержания,
уточнению игровых действий, ролей, проявлению
доброжелательных отношений. Воспитатель
должен стремиться к тому, чтобы эти отношения
закреплялись, становились реальными
отношениями детей и вне игры. Руководство
игрою ни в коем случае не должно быть
навязчивым, вызывать у дошкольников протест,
выход из игры. Уместны наводящие вопросы,
советы, рекомендации.
Основными условиями проведения игр в младшей группе является развитие и обогащение игровых действий с игрушками, сюжетов игры, формирование умения у детей играть рядом, затем вместе. Основное условие игры – участие воспитателя в играх. Это способствует целенаправленности и содержательности игр детей. Организуя игры детей, надо учитывать время дня. Игры утром должны создавать у детей спокойное и радостное и вместе с тем деятельное состояние. Детям предоставляют уже освоенные игрушки, воспитатель следит, что бы каждый ребёнок был занят. Хорошо организуют детей игрушки, побуждающие их к знакомым действиям и возникновению несложных сюжетных игр. Такие игрушки располагаются обычно в игровых уголках: куклы, которых можно посадить в коляску, в машину, на стул; кухонная и чайная посуда, плита; принадлежности для стирки и глажения и т. п. Даже в начале года эти игрушки объединяют детей, хотя и не требуют согласованности действия. После дневного сна до прогулки имеются наибольшие возможности для организации игр детей. Малыши ещё не умеют самостоятельно играть, у них мал жизненный опыт и опыт обращения с игрушками. В течении года им предстоит пройти большой путь развития, в частности развития игровой деятельности, и решающая роль принадлежит здесь воспитательному влиянию взрослых. Нужно помогать ребенку выстраивать порядок игровых действий в соответствии с их последовательностью в реальной жизни (например, сначала приготовить кукле еду, потом не забыть покормить ее, затем уложить спать и помыть посуду).Так же как и в более младшем возрасте, ребенок иногда "застревает" на одних и тех же действиях с игрушками. Разнообразить его игру лучше с помощью косвенных способов. Например, если вы видите, что малыш, уже умея "лечить" куклу, без конца делает ей уколы, предложите ему дать ей лекарство или витамины, закапать капли в нос или в ушко, помогите подобрать соответствующие предметы-заместители. Необходимо, помогать, малышу принимать на себя роль, называть ее. Поначалу можно ограничиться комментариями к игровым действиям малыша, связав их с ролью. Например, мама говорит дочке, играющей с куклой: "Вот как ты, Леночка, хорошо укачиваешь Лялю, как мама. Ты мама, а кукла - дочка", или обращается к сыну, который собирает кубики: "Максим, ты у нас строитель, строишь дом". Маленький ребенок может проигнорировать слова взрослого, но со временем и сам начнет называть себя именем персонажа.
Другим условием является принятие взрослым на себя роли, а также называние роли персонажа по ходу совместной с ребенком игры, Например, вы говорите: "Я мама, а это мой сыночек" или: "Я доктор, а это больной" и обращаетесь к кукле: "Сыночек, пора купаться" или: "Больной, вам нужно сделать укол". Персонажем таких игр может стать и сам ребенок. В этом случае вы называете себя "мамой", а ребенка "дочкой" или "сыночком". При этом важно выполнять не только соответствующие роли действия, но и подробно комментировать их, выстраивать диалоги, а также интонировать речь персонажей, например, строго обращаться к кукле от имени врача, хныкать или капризничать, как маленький ребенок и пр. Это даёт возможность объединить нескольких детей для совместной игры. А роль воспитателя служит примером для подражания, строить диалоги, общаться с партнером по игре. Не всегда дети могут самостоятельно перенести действия, показанные воспитателем с одной игрушки на другую. Например, если он укладывает спать мишку, малыши тоже играют только с мишкой. В таких случаях целесообразно предлагать им другие игрушки, с которыми можно выполнять аналогичные действия. Со второго полугодия можно проводить наблюдения за окружающим, связывая их с игрой. При этом внимание детей следует направлять на объект и действия, которые с ним производятся. Например, после наблюдения за работой няни педагог предлагает: «Давайте и мы погладим бельё своим куклам! Где у нас утюг? Вот он, только он у нас маленький.» Когда возраст детей подходит к 2г. 6 мес., воспитатель вносит новое в руководство игрой. Игра становится более самостоятельной, разнообразной и богатой по содержанию. Обогащается ее эмоциональная окраска, увеличивается продолжительность. Теперь уже ребенку не столь необходимо постоянное участие взрослого: игрушки сами начинают стимулировать игровые действия с ними.
Таким образом, чем содержательнее игра, тем лучше она организует детей и ценнее для воспитания. Однако не надо торопиться с развитием игровой деятельности ребёнка, навязывать ему свои желания. Необходимо сочетать активное руководство с предоставлением ребёнку в игре свободы и самостоятельности.
1.3.Методика руководства сюжетно-ролевой игры.
Основные моменты методики руководства сюжетно – ролевой игры:
Основные задачи, которые
стоят перед воспитателем при
руководстве сюжетно-ролевыми
1) развитие игры как деятельности;
2) использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.
Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре дети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба взаимопомощь и др. Чем организованнее игра , тем выше ее воспитательное воздействие. Признаками хорошей игры являются: умение играть сосредоточенно, целенаправленно, учитывать интересы и желания своих товарищей, дружески разрешать возникающие конфликты, помогать друг другу при затруднениях.
Для развития сюжетно ролевой игры необходим педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.
Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития. Для детей младшего дошкольного возраста нужна игрушка, позволяющая развернуть игру в семью, детский сад и т. д. В группах детей среднего и старшего возраста подбор игрушек должен обеспечить развитие игр на трудовые темы и игр, отражающих общественные события и явления.
Приемы руководства играми детей могут быть условно разделены на две группы: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.
Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т. д. , то есть без непосредственного вмешательства в игру. Одним из приемов такого косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры. Этот прием используется для того, чтобы вызвать интерес у детей к новой теме игры или обогатить содержание уже бытующей. Внесение новых игрушек вызывает одновременно игровой и познавательный интерес детей
Прямые приемы руководства : ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др. Но нужно не забывать , что основное условие использования этих приемов - сохранение и развитие самостоятельности детей в игре.
Информация о работе Формирование сюжетно-ролевой игры в младшей группе