Формирование толерантности как качества личности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в ДОУ складывается система работы с родителями воспитанников, которая предполагает поиск путей и создание условий для становления личности ребенка, раскрытия его индивидуальных особенностей. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становятся воспитатели и родственники. В младенческие годы и весь дошкольный период человек воспитывается семьей, жизнью семьи. Здесь зарождаются его симпатии, потребности, интересы.

Содержание

I.Введение …………………………………………………………..…………..3
II. Глава 1. Теоретические основы формирования толерантности.................. 7
§ 1 Понятие «толерантность» в философском и социальном контексте…………………………………………………………………………….7
§2 Формирование толерантности у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема………………………………………………………….11
III. Глава 2. Формирование толерантности как качества личности детей дошкольного возраста ……………………………………………………….…….17
§1 Пути и средства формирования толерантности у детей дошкольного возраста ……………………………………..………………………………………17
§2 Методические рекомендации по формированию толерантности у детей дошкольного возраста……………………………………………………….24
IV. Заключение ……………………………………………………………………31
V. Список используемой литературы ………………………………………......33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Никулина.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Формы работы по формированию навыков личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста также достаточно разнообразны: лекции-дискуссии, семинары-практикумы, психолого-педагогические тренинги, практические занятия, деловые игры.

Следующим необходимым  педагогическим условием воспитания толерантности  у дошкольников является включение  ребенка в творческую деятельность по созданию и трансформации специальной  развивающей предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда, создаваемая в дошкольном учреждении с целью воспитания толерантности, должна соответствовать принципам информативности, активности, динамичности, сочетания привычных и неординарных элементов; носить обогащенный характер, отвечать требованиям разнообразия, вариативности и полиэтнокультурной направленности. Подобная среда может включать артефакты, тематический дидактический материал, игровые атрибуты, наглядные материалы, художественную литературу, серии детских журналов, мультфильмов. Ещё одним важным педагогическим условием воспитания толерантности у старших дошкольников является вариативность и комплексность используемых педагогических средств. Анализируя современные образовательные программы, по которым работают дошкольные образовательные учреждения, можно заметить, что все они имеют такие черты как: целостность, системность, возрастная адрессованность, учет индивидуальных особенностей ребенка, личностно - ориентированное взаимодействие с ним, учет достижений психологической науки о самоценности дошкольного детства, его роли в развитии личности.

Хоть мы и не встретим в них прямого упоминания о  необходимости воспитания толерантности, но всё же данная проблема в какой- то мере решается. Так, например, программа «Детский сад – дом радости» (В.Т. Ивановой, Н.М. Крыловой) имеет целью содействовать всестороннему развитию индивидуальности ребенка. Программа «Наследие» (М. Новицкой, Е.В. Соловьевой) вводит детей в современную русскую культуру. Чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире, природе, других людей, других народов.

Нам представляется очевидным, что в рамках данных программ воспитание толерантности будет проходить  более успешно, так как изначально авторы заложили в них некоторые  условия, в которых могут реализовываться принципы толерантности.

Можно выделить 3 группы методов, соответствующих задачам  нравственного воспитания, а так  же целям воспитания толерантности  в дошкольном возрасте.

1. Методы, обеспечивающие  формирование нравственного сознания (суждений, оценок):

- метод беседа (материал: маленькие рассказы, сказки с  ярко выраженным этническим содержанием;  через сказочные образы ребенок  получает представления о справедливости, зле, добре и т.д.);

- художественная литература  оказывает сильное влияние на сознание и чувства дошкольников. Дети стараются подражать понравившимся героям. Важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других. Преимущество искусства как средства воспитания гуманности – в эмоциональной оценке действительности. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности.

- наглядные методы: рассматривание  и обсуждение картин, иллюстраций,  диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире.

2. Методы создания  у детей практического опыта  социального поведения:

- метод научения ребенка  положительным формам поведения,  воспитание нравственных привычек;

- целенаправленное наблюдение, организованное педагогом с последующим обсуждением;

- личный пример взрослого,  но он будет эффективен, только  если человек обладает авторитетом.

3. Методы, формирующие  нравственные чувства, эмоции  и отношения у детей.

Поощрение положительного поведения ребенка, с целью дальнейшего закрепления данных поступков. Высказывание неодобрения отрицательных поступков. Оценивается только поступок, а не личность ребенка.

При отборе методов и  приемов воспитания важно помнить  следующее:

-  никогда не наказывать  детей;

-  не сравнивать  друг с другом;

-  не выставлять  на позор;

-  не укорять;

-  не жаловаться  на них родителям;

-  не надзирать за  ними;

-  не оскорблять;

-  не приказывать,  не требовать жестко;

-  обеспечит успех  во всех делах, особенно в  творчестве через разумную дозу  помощи;

-  хвалить от души;

-  верить;

-  договариваться, находить  общее мнение, уступать желаниям;

-  прощать искренне.

Цели воспитания должны быть значимы для человека и в  детстве, и в будущем. Надо отнести  к целям воспитания каждого конкретного  человека его собственные проблемы развития, которые волнуют его самого и не могут не волновать окружающих его людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основа толерантности  – признание права на отличие.

Ответственность на внедрение  в общество идей и принципов толерантности  лежит, большей частью, на педагогике. Формирование толерантности – процесс очень длительный и начинать его необходимо как можно раньше. Уже в дошкольном возрасте возникают все обязательные условия для того, чтобы можно было начинать работу по формированию толерантности. Возникают такие личностные новообразования как произвольное поведение, соподчинение мотивов, способность эмоционального предвосхищения; изменяется социальная ситуация развития; ребенка начинают привлекать взаимоотношения людей, их социальные позиции, общественные функции.

Взрослый выделяется как образец, поэтому в формировании толерантности на него возлагается  огромная ответственность. Необходимо, чтобы сами взрослые личным примером показывали толерантное отношение  и проявляли его в поведении. Целенаправленное вовлечение воспитателей и родителей в процесс формирования толерантности у старших дошкольников позволяет активизировать их педагогическую позицию и способствует пересмотру взрослыми собственного оценочного отношения и поведения. Формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей, используя для этого адаптированные тексты «Конвенции о правах ребенка» и «Декларации прав человека», и используя также ведущую деятельность – игру и продуктивные виды деятельности. На втором этапе важно, чтобы полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотивы поступков, приобрели побудительную силу. И на третьем этапе ребенок уже сам обращает внимание на свое поведение, анализирует и оценивает его. Здесь от взрослого будет требоваться лишь незримое присутствие, координирующая, направляющая функция. Взрослый должен помочь ребенку сформировать положительную самооценку и способность к рефлексии своих действий.

Итак, выделенные задачи исследования в ходе работы были решены. Мы уточнили сущность и структуру понятия «толерантность», проанализировав философскую и психолого-педагогическую литературу. Осветили проблему формирования толерантности в дошкольном детстве. Наметили содержание и средства формирования толерантности в старшем дошкольном возрасте.

Таким образом, цель исследования была достигнута. Содержание, пути и средства формирования толерантности у детей дошкольного возраста были обоснованны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников:

 

1. Александрова  З.В. Планета толерантности /Методические  разработки //Сборник по материалам  Всероссийского образовательного  форума «Селигер -2009». М., 2010. –  С. 97-115. 
2. Асмолов А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности / «Мемориал»: вестник Ленинградского общества. М., 2001, - № 24. - С. 134-140. 
3. Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии к реальности / На пути к толерантному сознанию // Под ред. Л.Г. Асмолова. М., 2000. - С. 149-152. 
4. Асмолов А.Г, Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия толерантность / Век толерантности: научно-публицистический вестник. М., 2001.-С. 35-36. 
5. Бардиер Г.JI. Социальная психология толерантности. СПб.: СПбГУ, 2005. - 120с. 
6. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность. Введение в проблему. М.: МПСИ; НПО «МОДЭК», 2003. - 240с.

7. Вовк Л.А. Толерантность как способность понять и принять другого / Л.А. Вовк// Валеология: научно-практический журнал. - 2003. - № 3. - С. 51-52.

8. Воронова Л. Какие глупости! Или Ты вращаешься над бездной. К вопросу о том, зачем с детьми надо говорить о толерантности //Библиотека в школе. -2002. -№3. -С. 10.

9. Гатагова Л. Уроки толерантности или вражды? // История "Первое сентября". - 2002. –№33. -С. 29; №34. -С. 24.

10. Гельдыев Р. Национальная группировка как негативный, но преодолеваемый фактор в учебно-воспитательном процессе: Урок толерантности //Школьный психолог. -2001. –№40. -С. 7.

11. Декларация принципов толерантности: Утверждена резолюцией 5. 61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. //Учительская газета. -2000. -12 сент. - С. 21; Первое сентября. -2000. -16 сент. -С. 6.

12. Демиденко М., Кулькова О. Воспитываем терпимость //Школьный психолог. - 2002. -№15. -С. 6.

13. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. - М.: Академ. проект, 2004. - 175 с.

14. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В.Лекторский // Вопросы философии. – 1997. – № 11.

15. Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. -2002. -№2. -С. 104.

16. О социализации дошкольников: у нас в гостях кафедра дошк. педагогики Магнитогор. гос. ун-та // Дошк. воспитание. - 2006. - № 4. - С. 98-103.

17. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2003. -№11. -С. 51.


Информация о работе Формирование толерантности как качества личности детей дошкольного возраста