Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:30, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать комплекс образовательных технологий, используемых в процессе формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
составить библиографию, анализ психолого-педагогической литературы;
дать понятия универсальных учебных действий;
показать связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.
Введение 3
1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста 7
2. Понятие универсальных учебных действий, их виды 16
3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов 25
4. Образовательные технологии универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста 32
Список литературы: 44
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет психологии и педагогики
Кафедра педагогического и специального образования
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Курсовая работа
Сургут, 2013
Оглавление:
Введение 3
1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста 7
2. Понятие
универсальных учебных
3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов 25
4. Образовательные технологии универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста 32
Список литературы: 44
Приложение: ..............................
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Каждые десять лет объем информации удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня все более востребованными.
Условия научно-технической революции породили необходимость овладения школьниками не только системой глубоких и точных знаний, но и приемами самостоятельного их приобретения. Да, современный человек может быть воистину образованным и отвечать требованиям бурного развития науки и производства, если он непрерывно пополняет свои знания, а это возможно при овладении приемами самоорганизации познавательной деятельности, переработки знаковой (текстовой) информации. Вопросы, вытекающие из необходимости решения этих задач, входят в содержание современных психолого-педагогических исследований [9].
В современной психологии
обучения и образования происходит
сближение представлений
Главная задача учителя - «мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Фактически он создает условия, развивающую среду, в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций [1]. Теоретико-методологической основой разработки стандартов общего образования служит системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя к ученику. Учитель должен не только наглядно и доступно на уроке все объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную деятельность, организовывать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Исходя из этого, Федеральный
государственный стандарт начального
общего образования определил в
качестве главных результатов не
предметные, а личностные и метапредметные
- универсальные учебные
«Концепция развития универсальных учебных действий» разработана на основе системно - деятельностного подхода (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Г.Асмолов) группой авторов: А.Г.Асмоловым, Г.В.Бурменской, И.А.Володарской, О.А.Карабановой, Н.Г.Саллиной и С.В.Молчановым под руководством А.Г.Асмолова» [3].
Концепция развития универсальных
учебных действий в начальной
школе призвана конкретизировать требования
к результатам начального общего
образования и дополнить
Возникновение проблемы преемственности имеет следующие причины:
Кроме того, недостаточное количество литературы по формированию универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста приводит к разрыву обучения: младшие школьники, пришедшие в начальную школу с низким уровнем готовности к систематическому обучению, испытывают ряд затруднений при освоении содержания учебного материала, так как не успевают в заданном темпе осваивать новые способы добывания знаний.
Понимая важность этой проблемы, мы выбрали актуальную тему нашей работы: «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников».
Цель исследования: теоретически обосновать комплекс образовательных технологий, используемых в процессе формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
Объект исследования – процесс формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – использование образовательных технологий, используемых в процессе формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования – теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме.
В настоящее время школа
пока ещё продолжает ориентироваться
на обучение, выпуская в жизнь человека
обученного – квалифицированного исполнителя,
тогда как сегодняшнее, информационное
общество запрашивает человека обучаемого,
способного самостоятельно учиться
и многократно переучиваться
в течение постоянно
Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».
К сожалению, на сегодняшний день эти задачи не нашли положительного решения. Можно говорить пока ещё о достаточно низком уровне их сформированности у учащихся наших школ.
Пока на этапе окончания
обязательного образования
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
В широком значении термин
«универсальные учебные действия»
означает умение учиться, т.е. способность
субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию
путем сознательного и
Такая способность учащегося
самостоятельно успешно усваивать
новые знания, умения и компетентности,
включая самостоятельную
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) [11].
«Умение учиться» выступает
существенным фактором повышения эффективности
освоения учащимися предметных знаний,
умений и формирования компетенций,
образа мира и ценностно-смысловых
оснований личностного
Универсальные учебные действия
в процессе обучения в начальной
школе выполняют следующие
1) обеспечение возможностей
учащегося самостоятельно
2) создание условий для
гармоничного развития
3) обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области [6].
Универсальные учебные действия
представляют собой целостную систему,
в которой происхождение и
развитие каждого вида учебного действия
определяется его отношением с другими
видами учебных действий и общей
логикой возрастного развития. Общение
выступает основой
Информация о работе Формирование универсальных учебных действий у младших школьников