Формирование у дошкольников представлений о сохранении и укреплении своего здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Здоровье — важный фактор работоспособности и гармонического развития, социально-экономического роста благосостояния общества в целом. Рождение здорового ребенка стало сейчас редкостью. Экологические проблемы, бытовые факторы, химические добавки в продукты питания, некачественная вода, отрицательное воздействие средств массовой информации, компьютеры и видеофильмы, отсутствие положительного примера здорового образа жизни со стороны родителей, накапливающееся раздражение в обществе, связанное с неудовлетворительными экологическими условиями – вот далеко неполный перечень факторов, агрессивно действующих на здоровье дошкольников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» 5
1.2. Система здорового образа жизни (ЗОЖ) в дошкольном учреждении 11
2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ 18
2.1. Состояние проблемы в практике работы дошкольного учреждения 18
2.2. Создание педагогических условий для формирования у старших дошкольников представлений о сохранении и укреплении своего здоровья 21
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Савицкая.doc

— 4.01 Мб (Скачать файл)

Цель организации двигательного режима состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня их здоровья, всестороннего физического развития; обеспечить овладение двигательными умениями и навыками, элементарными знаниями по физической культуре. Оптимальный двигательный режим является важным условием разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития и воспитания потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Физические упражнения в детском саду следует рассматривать не только как средство формирования двигательных умений. Они направлены на получение и закрепление информации об окружающем мире и самом себе, осознание себя как части природы, общества, как личности.

Система физического воспитания в дошкольном учреждении строится на диагностической основе, что позволяет грамотно прогнозировать перспективы физического, двигательного развития детей, их здоровья и адекватно «строить» профилактическую и коррекционную деятельность в этой сфере с использованием специально подобранных для конкретного случая средств.

Формы работы по физическому  воспитанию для конкретной группы или детского сада в целом отбираются по принципу системности. Учитываются состояние здоровья детей в группе, особенности их физического развития, возраст, общая физическая подготовленность, условия семейного воспитания, профессионально-личностные интересы воспитателей, задачи дошкольного учреждения в области физической культуры на предстоящий период.

Каждое дошкольное учреждение имеет право на свои подходы в физическом воспитании; педагогический коллектив детского сада сам определяет, каким формам физической культуры отдать предпочтение, оценивая их эффективность по динамике здоровья и развития детей. Воспитатели группы также могут по своему усмотрению останавливать выбор на тех или иных системных и эпизодичных физкультурных мероприятиях, подчинив их решению выдвинутых задач [20, с. 20-21].

Закаливание является важным средством укрепления здоровья при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей. Любое закаливающее мероприятие в условиях детского сада является достаточно сложным: необходимо выделить место и время, подобрать индивидуальные закаливающие дозы для каждого, учитывать не только здоровье ребенка, но и его сиюминутное настроение, желание принимать процедуру. Вряд ли целесообразны для закаливания детей в условиях дошкольного учреждения методы, основанные на точном соблюдении температуры воды, воздуха. Невозможно обеспечить для ножных ванн или обтираний температуру воды с точностью до одного градуса, снижать ее на один градус через каждые два-три дня, учитывая количество детей в группе и требование индивидуального подхода. Рациональнее использовать естественные методы закаливания, органично включенные в режимные процессы. Так, ежедневные оздоровительные прогулки продолжительностью не менее 3—4 ч насыщают организм кислородом и способствуют тренировке всех его функций. Многократное умывание в течение дня прохладной (холодной) водой, полоскание рта и горла после приема пищи водой комнатной температуры, воздушные ванны и ходьба босиком во время переодеваний, при подготовке ко сну и после него стимулируют деятельность терморегуляционной системы.

Такая организация закаливания  не требует специальных условий, времени, нет необходимости отвлекаться  от не менее важных дел. При этом закаливающие процедуры органически вписываются в распорядок дня и как бы автоматически дополняют значимость режимных моментов еще и закаливающей функцией. А главное, систематическое ежедневное исполнение естественных закаливающих процедур становится для ребенка нормой поведения, потребностью. Физиологи считают систематически повторяющиеся слабые дозы закаливания более эффективными, чем разовые сильные, такие, например, как обливание или обтирание.

Предложенная в программе  «Пралеска» система закаливания при строгом ее выполнении достаточно эффективна и является обязательной для дошкольного учреждения. В нее можно включить дополнительные закаливающие мероприятия с учетом состояния здоровья детей и условий дошкольного учреждения.

Необходимо позаботиться и о физкультурно-игровой среде, являющейся важным источником развития и саморазвития ребенка.

Важной составляющей здорового образа жизни является грамотное, рациональное питание. Питание  детей должно быть полноценным по составу основных ингредиентов (белки, жиры, углеводы), витаминов, микроэлементов. В условиях нашей республики  важно обеспечить детей  йодированной солью.

Обязательной составляющей здорового образа жизни является потребность в физических упражнениях [19, с. 13].

Дети должны не только овладеть физическими упражнениями на уровне возрастных возможностей, но и иметь элементарное понятие об их пользе для здоровья. Важно, чтобы у каждого ребенка были свои любимые игры (подвижные, спортивные) или спортивные упражнения. Полное отсутствие интереса к движениям серьезный  просчет в воспитательной  работе.

Физические упражнения в детском саду следует рассматривать не только как средство формирования двигательных умений. Они направлены на получение и закрепление информации об окружающем мире и самом себе, осознание себя как части природы, общества, как личности.

Итак, к главным составляющим ЗОЖ относятся эколого-гигиенические условия, правильное питание, психологический комфорт, рациональный распорядок дня, оптимальный двигательный режим, адекватная особенностям здоровья каждого ребенка система закаливания. При этом каждый из компонентов ЗОЖ является своего рода «мини-системой» с обязательными правилами выполнения.

 

Выводы по первой главе

 

Сегодня в науке отсутствует  единое определение ЗОЖ, что свидетельствует  о сложной структуре этого феномена и необходимости междисциплинарного подхода к его изучению.

Здоровый образ жизни  – это не просто сумма усвоенных  знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, умение применить на практике в реальной жизни полученные знания и навыки.

В психолого-педагогической науке представлены различные подходы  к определению понятия «основы  здорового образа жизни у детей» (как знание «законов» функционирования организма; совокупность внешних и  внутренних условий жизни ребенка; активная деятельность, направленная на сохранение и укрепление ребенком своего здоровья; определенный уровень знаний о состоянии физического и психологического благополучия организма, о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья, о некоторых способах укрепления здоровья и предупреждения заболеваний на основе личного опыта); понятия «формирование основ здорового образа жизни» (как целенаправленный процесс содействия ребенку в осознании им здоровья как высшей ценности и ответственного отношения к нему, включения ребенка в «здоровьетворение» в соответствии с его знаниями и представлениями, индивидуальными возможностями и способностями).

Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников возможно в силу их психофизиологических особенностей: развиваются образные формы познания окружающего мира, что говорит о готовности детей овладеть разнообразными сведениями об элементах здорового образа жизни (от конкретных понятий к их связям); готовность оперировать представлениями значительно расширяет границы познания элементов здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности); деятельность детей направляется соподчинением мотивов, в старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное усвоение мотивов, характерных для деятельности взрослых; изменяется эмоциональная сфера (от ситуативности и неустойчивости к регуляции) и др.

 

Глава II

Пути формирования у старших дошкольников представлений о сохранении и укреплении своего здоровья

 

2.1. Состояние проблемы в практике работы дошкольного учреждения

 

Исследование  проводилось на базе д/с №394 г. Минска. В исследовании приняло участие 24 ребенка старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Из них:

13 человек — мальчики

11 человек — девочки.

На этапе констатирующего эксперимента была проведена беседа с детьми [17], наблюдение, изучение документации ДУ и воспитателя, анкетирование родителей [7, с. 50-51].

Беседа с дошкольниками включала 20 вопросов (см. Приложение 1).

Цель беседы — выявить уровень знаний детей о здоровье и здоровом образе жизни.

В результате беседы были выделены показатели и критерии сформированности представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников (см. Приложение 2).

Также было проведено наблюдение за детьми с целью выполнения ими гигиенических навыков, в ходе которых оценивались самостоятельность и инициативность.

На основе указанных критериев  и показателей были определены высокий, средний, низкий и очень низкий уровень сформированности представлений о ЗОЖ.

Высокий уровень (4 балла) — сформированы устойчивые привычки здорового образа жизни, сформированы знания о ЗОЖ.

Средний уровень (3 балла) — ребенок может проявлять инициативу и самостоятельность при выполнении оздоровительных и санитарно-гигиенических мероприятий, сформированы элементарные представления о ЗОЖ.

Низкий уровень (2 балла) — имеет единичные представления о ЗОЖ, знает норму поведения, но устойчивые привычки сформированы не по всем показателям, может проявлять инициативу и самостоятельность на основе подражания другим детям.

Очень низкий уровень (1 балл) — не сформированы представления о ЗОЖ, не проявляют инициативу и самостоятельность при выполнении оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятий.

Таким образом, опрос  детей и наблюдение дали следующие  результаты (см. Приложение 3).

Подсчитаем количество детей с различным уровнем сформированности представлений о ЗОЖ (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 — Уровень сформированности представлений о ЗОЖ

Кол-во дошкольников

Уровень

высокий

средний

низкий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

24 чел. —100%

1

4

11

46

12

50


 

Из таблицы 2.1 следует, что 1 дошкольник (4%) имеет высокий уровень сформированности представлений о ЗОЖ (Л. Аня), что выражается в наличии некоторых правильных представлений о ЗОЖ, о здоровье, о некоторых способах укрепления здоровья и предупреждения заболеваний на основе личного опыта и сведений, полученных от взрослых; осознании значения для здоровья ЗОЖ и состояния окружающей среды. Ребенок активен и самостоятелен в своих суждениях и высказываниях. Представления ребенка о ЗОЖ носят элементарный, но целостный характер. Ребенок проявлят инициативу и самостоятельность при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости.

11 дошкольников (46%) имеют средний уровень сформированности представлений о ЗОЖ (Р. Алиса, Ч. Максим, С. Алина и др.), что проявляется в наличии элементарных представлений о ЗОЖ. При ответе на некоторые вопросы детям требуется помощь в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров. Данные дети могут проявлять инициативу и самостоятельность в ситуациях оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости по следам обучения, но она связана с их положительным эмоционально-чувственным переживанием.

12 детей (50%) имеют низкий уровень сформированности представлений о ЗОЖ (П. Настя, А. Оля, М. Варвара и др.). Представления данной группы детей о ЗОЖ связаны с личным опытом и носят конкретно-ситуативный характер. Дети понимают зависимость здоровья от некоторых проявлений образа жизни, при этом им требуется помощь в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров; не осознают зависимость здоровья от окружающей среды. У детей сформированы отрывочные, бессистемные представления о здоровье и болезни с учетом влияния окружающей среды. Дети проявляют инициативу на основе подражания другим детям, но осознанности и потребности в этих мероприятиях не наблюдается.

Детей с очень низким уровнем сформированности представлений  о ЗОЖ в нашем исследовании не выявлено.

Представим полученные данные графически (рисунок 2.1).

 

Рисунок 2.1 - Уровень сформированности знаний о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста

 

Как видно из рисунка 2.1, большинство детей имеют низкий уровень сформированности представлений о ЗОЖ (50%). Почти такая же часть детей имеет средний уровень (46%) и лишь незначительная часть детей (4%) имеет высокий уровень.

В результате анкетирования  родителей (см. Приложение 4) были получены следующие данные:

Делают зарядку 4 человека (17%) и то только иногда.

Закаливающие процедуры  проводят 3 родителя (13%).

Соблюдают режим дня  большинство испытуемых 17 человек (71%).

Здорового рациона питания  придерживаются 18 человек (75%).

90% родителей отметили, что часто бывают на свежем воздухе. Посещают спортзал 4 человека (17%).

Соблюдают правила безопасного  поведения в быту, на транспорте и на улице 22 родителя (92%).

Знают о своих болезнях лишь 7 испытуемых (29%).

Свою семью считают  здоровой лишь 6 испытуемых (25%).

Считают себя активным участником ЗОЖ лишь 4 человека (17%).

Таким образом, анкетирование  родителей показало, что они не всегда выполняют требования к ЗОЖ.

Информация о работе Формирование у дошкольников представлений о сохранении и укреплении своего здоровья