Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 21:25, курсовая работа
Здоровье — важный фактор работоспособности и гармонического развития, социально-экономического роста благосостояния общества в целом. Рождение здорового ребенка стало сейчас редкостью. Экологические проблемы, бытовые факторы, химические добавки в продукты питания, некачественная вода, отрицательное воздействие средств массовой информации, компьютеры и видеофильмы, отсутствие положительного примера здорового образа жизни со стороны родителей, накапливающееся раздражение в обществе, связанное с неудовлетворительными экологическими условиями – вот далеко неполный перечень факторов, агрессивно действующих на здоровье дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» 5
1.2. Система здорового образа жизни (ЗОЖ) в дошкольном учреждении 11
2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ 18
2.1. Состояние проблемы в практике работы дошкольного учреждения 18
2.2. Создание педагогических условий для формирования у старших дошкольников представлений о сохранении и укреплении своего здоровья 21
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
Изучение планов воспитателя по работе с детьми показало, что в них мало отражен вопрос формирования основ ЗОЖ. Однако план работы УДО над темой: «Занятия познавательного цикла с детьми дошкольного возраста по формированию здорового образа жизни» предусматривает различные мероприятия (см. Приложение 5).
Работа с детьми ведется с учетом программы «Пралеска».
Таким образом, недостаточный уровень представлений у детей о ЗОЖ послужил причиной организации и проведения специальной исследовательской работы, задача которой заключалась в создании целостной системы формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Создание педагогических условий для формирования у старших дошкольников представлений о сохранении и укреплении своего здоровья
На констатирующем этапе был проведен комплекс мероприятий, направленный не только на получение знаний детьми, но и формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.
Для достижения поставленных целей необходимо было решить следующие задачи:
Для реализации этих целей была разработана программа «Здоровый образ жизни», которая направлена на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формирования представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья (см. Приложение 6).
Принципы реализации программы.
Доступность:
- учет возрастных особенностей детей
- адаптированность материала к возрасту
Систематичность и последовательность:
- постепенная подача
материала от простого к
- частое повторение усвоенных правил и норм
Наглядность:
- учет особенностей мышления
Динамичность:
- интеграция программы в разные виды деятельности
Дифференциация:
- создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
Важным условием для реализации предложенной программы являлось формирование здоровьесберегающего пространства.
Укреплению здоровья детей способствовали закаливание воздухом и водой. Закаливание воздухом включало воздушные ванны до и после сна, во время утренней гимнастики, на занятиях по физической культуре. Детям особенно нравилось хождение босиком после сна по «дорожке здоровья» с использованием физических упражнений; использование различных массажеров (желуди, каштаны, счеты, «колючих» ковриков, мокрые и сухие полотенца).
Закаливание водой предусматривало умывание прохладной водой, контрастное закаливание кистей рук теплой и холодной водой.
По медицинским показаниям с детьми проводили занятия лечебной физкультурой (ЛФК), сеансы лечебного и оздоровительною массажа, аромо- и фитотерапию.
Система работы с детьми предусматривала различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами работы являлись занятия и режимные моменты. На занятиях детям сообщали новые сведения и закрепляли полученные представления (см. Приложение 7).
Мы старались соблюдать основные требования к разработке двигательного режима:
Продолжительность двигательной активности (ДА) должна составлять не менее 50-60% периода бодрствования, т.е. 6-7 ч в сутки. Содержанием двигательного режима является деятельность, разнообразная по формам (самостоятельная, организованная) и видам (двигательная, игровая, учебная), а также составу движений и физических упражнений.
Каждый ребенок должен иметь возможность двигаться по своему усмотрению в любое время дня [20, с. 18].
Периоды высокой ДА должны чередоваться с отдыхом и малоподвижными видами деятельности. В распорядке дня целесообразно распределить интенсивность физических нагрузок. Во время утреннего приема, перед занятиями умственного характера они должны быть умеренно интенсивными. Следует осторожно подходить к физическим нагрузкам после дневного сна: в это время нецелесообразны организованные физические упражнения сразу после подъема детей, лучше всего предоставить детям возможность двигаться самостоятельно, создав условия для движений. Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой прогулки (с 10 до 12 ч). ДА здесь должна составлять 65—75 % времени.
Двигательный режим складывается из самостоятельной двигательной деятельности и организованных физкультурных мероприятий. Самостоятельные движения детей должны составлять не менее 2/3 объема их общей ДА. Это можно объяснить тем, что потребность детей в движении наиболее полно реализуется в самостоятельной деятельности. Она является наименее утомительной из всех форм двигательной активности и содействует индивидуализации двигательного режима. Кроме того, именно в самостоятельной деятельности ребенок в наибольшей степени проявляет свои двигательные умения и двигательное творчество. Самостоятельная двигательная деятельность детей требует особого — опосредованного — руководства, которое осуществляется с учетом индивидуальных особенностей детей. Поэтому воспитателю необходимо было:
• наблюдать за детьми, уметь видеть всех и при необходимости прийти на помощь;
• предусмотреть для каждого из детей место для движений, где никто не мешает, оберегать это пространство;
• привлекать детей к размещению физкультурных пособий в группе, на участке, стимулируя этим желание выполнить те или иные движения;
• снимать напряжение, скованность отдельных детей улыбкой, поощрением; если ребенок затрудняется, помочь ему выбрать пособие для движений при помощи вопроса, загадки, совета; пытаться без навязывания объединить в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, куклу, обруч, скакалку и т. д.) и показав варианты действий, если это необходимо;
• при знакомстве с новой игрушкой показать в первую очередь; малоподвижным детям — несложные активные движения и перемещения в пространстве; детям большой подвижности — движения, требующие точности, сдержанности, осторожности (ходьба, бег, прокатывание мяча по ограниченной плоскости, все виды лазанья и т.п.);
• отдавать предпочтение пособиям и игрушкам, требующим активных действий, чаще менять их расположение, обеспечить сменяемость не только в течение недели, но и дня;
• не усаживать на место чрезмерно подвижного ребенка, полезнее ввести в его бесцельный бег целесообразность, подсказать сюжет;
• иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения, вызвать интерес к ним;
• обыгрывать новые пособия и игрушки, показав, как по-разному можно с ними действовать (например, по доске можно ходить, бегать, прыгать, ползать, прокатывать машину, мяч; скакалку — крутить вдвоем, делать из нее дорожку, круг, а затем выполнять разные движения, в том числе и с куклой и т. д.);
• периодически строить вместе с детьми «полосы препятствий» из имеющихся пособий и учить преодолевать их по-разному;
• обогащать сюжетно-ролевые игры детей разнообразными видами и способами основных движений [20, с. 20].
В ходе реализации программы использовались следующие формы двигательной активности старших дошкольников: 1) физкультурные занятия; 2) физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, эмоциональные разрядки, релаксация, физкультминутки (см. Приложение 8), подвижные игры и физические упражнения на прогулке; 3) активный отдых (простейший туризм, физкультурные досуги, праздники, развлечения (см. Приложение 9).
Занятия по физической культуре способствовали формированию потребности в двигательной деятельности, совершенствованию техники основных движений, развитию психофизических качеств, закреплению навыков выполнения общеразвивающих и спортивных упражнений, развитию интереса к спортивным и подвижным играм.
Изготовление такого нестандартного физкультурно-оздоровительного инвентаря, как «Гимнастические палки из газет», «Многофункциональная дорожка здоровья», флажки, султанчики, «Рукоходы», помогало создать определенные условия для занятий физической культурой.
Каждое спортивное занятие включало дыхательную гимнастику: «Часики», «Трубач», «Петух», «Каша кипит», «Насосы». На занятиях систематически использовали упражнения креативного характера, направленные на оздоровление позвоночника и развитие детского творчества: «Крокодил», «Колобок», «Цапля», «Лодочка», «Корзиночка», «Тачка», «Мостик»; ритмическую гимнастику с предметами (мячи, ленточки).
Для профилактики простудных заболеваний в осенне-весенний период организовывали перед прогулкой и обедом чесночно-луковые закуски.
Для закрепления представлений детей о здоровье и ЗОЖ использовали дидактические игры («Подбери картинки», «Полезные и вредные продукты», «Азбука здоровья», «Разложи картинки по порядку», «Опасно - неопасно», «Правила гигиены» и др. (см. Приложение 10)) и приемы, предусматривающие постановку ребенка в позицию субъекта деятельности в ситуациях «Маленький учитель», «Совет по телефону», «Приход Тимоши».
Для формирования представлений дошкольников о ЗОЖ использовали словесные, практические и наглядные методы.
Словесные методы включали рассказы педагога, беседы, объяснения, методы проблемного обучения.
Практические методы включали опыты, упражнения, предметно-практическую деятельность, продуктивную деятельность детей. Например, опыты с водой способствовали формированию представлений о свойствах воды растворять различные вещества и поэтому не всегда быть чистой и пригодной для питья, проникать в различные материалы и изменять их теплопроводность. Опытным путем с помощью влажных ватных дисков дети легко устанавливали, что во время игр с пеком, работы на огороде руки становятся грязными [17, с.33].
Наглядные методы включали наблюдения, демонстрацию, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, выставки работ по изобразительной деятельности, выставки плаката.
В уголке здоровья размещалась различная информация о здоровом образе жизни для детей и родителей (Приложение 11).
Успешность решения задач, поставленных в рамках физического воспитания дошкольников, развития у них положительной мотивации на сохранение и укрепление здоровья изначально зависит от деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений, направленной на подготовку родителей к использованию технологий формирования здоровья, поэтому большая роль в формировании ЗОЖ отводилась семье.
В работе с родителями использовали разные формы:
- в родительском уголке
размещались рекомендации по
воспитанию детей данного
- проводились родительские собрания по теме: «Экология здоровья», «Здоровью - зеленый огонек» и др.;
- ежедневно в конце дня информировали родителей об успехах ребенка, проводили индивидуальные, групповые и общие консультации по запросам родителей, использовала нетрадиционные формы организации: круглый стол, тренинг, чаепитие.
- совместно с родителями оформляли газеты, выставки фотографий на разные темы («Отдыхаем всей семьей» и др.), устраивали совместные праздники с родителями: «Мама Папа Я – спортивная семья».
- проводили открытые
просмотры закаливания в
Это помогло установить
доверительные отношения с
При осуществлении работы с семьей мы придерживались определенных принципов, определяющих ее содержание, организацию и методику:
1. Единство целей и задач воспитания здорового ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье. Оно достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомления родителей с основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы в детском саду и изучения педагогами успешного опыта семейного воспитания.
2. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье. Он обеспечивается учетом интересов и способностей ребенка, а также структурных, психологических особенностей семьи.