Формирование экологических знаний у старших дошкольников на основе моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить эффективность применения комплекса целенаправленных занятий и работы по формированию системы знаний о животных на уровень экологической воспитанности старших дошкольников.
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников.
2. Разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологического образования старших дошкольников.
3. Выявить эффективность влияния работы в комплексе на экологическое образование старших дошкольников.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы экологического воспитания старших дошкольников на занятиях в детском саду.......................5
1.1. Экологическое образование дошкольников в современном ДОУ...............5
1.2. Занятия как основная форма организации экологического образования
в ДОУ......................................................................................................................13
1.3. Морально–ценностный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде................................................................................................20
1.4. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе...................................................................................................................27
Глава 2. Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию старших дошкольников на основе моделирования............................................33
2.1. Констатирующий эксперимент.....................................................................34
2.2. Формирующий эксперимент.........................................................................45
2.3. Контрольный эксперимент............................................................................47
Заключение.............................................................................................................54
Список литературы................................................................................................55

Вложенные файлы: 1 файл

моделирование.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

Во взаимодействии с  естественной окружающей средой ребенок – активный субъект. Через общение, наблюдение, экспериментирование, игру, природоохранную и другие виды деятельности ребенок приобретает полезный личный опыт. Он должен ощутить собственную возможность познавать мир и взаимодействовать с ним, понимать то, что наблюдает, правильно выражать своё мнение, озвучивать чувство. Показателями такой активности является: эмоциональное восприятие естественной окружающей среды; взвешенная самостоятельность в поведении; навыки практической жизни в естественной окружающей среде, достоинство в отношении к его компонентам; владение средствами самозащиты, умение преодолевать трудности.

Глава 2. Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию старших  дошкольников с помощью моделирования

 

В соответствии с целью, перед исследованием были поставлены следующие задачи:

• проверить состояния  рассматриваемой проблемы в психолого-педагогической и научно-методической литературе;

• разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологического образования старших дошкольников с помощью формирования системы знаний о животных;

• провести апробацию  разработанного комплекса мероприятий.

Для более комплексного исследования проблемы экологического воспитания дошкольников, в работе были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение; педагогический эксперимент. В ходе педагогического эксперимента был использован метод педагогического тестирования.

Основными способами  изучения и обобщения передового опыта экологического воспитания дошкольников в нашем исследовании явились: анализ литературных источников, изучение современных программ экологического воспитания дошкольников, изучение документов планирования занятий с дошкольниками и их родителями, педагогические наблюдения. Изучение и анализ научно-методической литературы, связанной с темой нашего исследования, позволили определить круг вопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи.

Педагогический эксперимент  проходил в три этапа:

1) констатирующий эксперимент;

2) формирующий эксперимент;

3) контрольный эксперимент.

В педагогическом эксперименте принимали участие 10 дошкольников старшей  группы, составляющих экспериментальную  группу.

Для проверки практической эффективности занятий, проводимых с дошкольниками экспериментальной  группы, была выделена контрольная группа также из 10 дошкольников старшей группы.

 

2.1. Констатирующий эксперимент

 

Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня экологической воспитанности старших дошкольников.

Задачи констатирующего эксперимента:

1) определить критерии  уровня экологической воспитанности  старших дошкольников;

2) подобрать диагностический  материал и оборудование;

3) провести диагностику  уровня экологической воспитанности  детей в экспериментальной и  контрольной группах.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- во-первых, формирование  осознанно-правильного отношения  к природным явлениям и объектам;

- во-вторых, ознакомление  детей с природой, в основе  которого должен лежать экологический  подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти два направления  неразрывны: чтобы научить детей  правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Отсюда следует, что диагностику  экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Критерии сформированности экологических знаний:

1) знания о мире  животных;

2) знания о растительном  мире;

3) знания о неживой  природе;

4) знания о временах  года.

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников

Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование. Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.

Педагог предлагает взять  вторую карту, из оставшихся фигурок  выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению. Педагог  предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.

Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и  разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.

После того как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.

- Как называется животное (птица, насекомое)?

- Что ты можешь рассказать о нем?

- Твое отношение к  ним.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

• Ребенок без особого  труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует  свой выбор.

• Соотносит представителей фауны со средой обитания.

• Знает характерные  признаки.

• Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

• Проявляет интерес  и эмоционально выражает свое отношение  к животным, птицам и насекомым.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

• Ребенок иногда допускает  незначительные ошибки при распределении  представителей животного мира по видам.

• Не всегда аргументирует  свой выбор.

• В основном соотносит  представителей фауны со средой обитания.

• Знает характерные  признаки, но иногда допускает неточности в ответах.

• На поставленные вопросы  отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

• Проявляет интерес  и эмоционально выражает свое отношение  к животным, птицам и насекомым.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

• Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

• Не всегда аргументирует  свой выбор.

• Не всегда соотносит  представителей фауны со средой обитания.

• Затрудняется назвать  характерные признаки.

• На поставленные вопросы  отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.

• Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к  животным, птицам и насекомым. 

 

Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

Инструкция к проведению. Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

- Какие условия необходимы  для жизни, роста и развития  комнатных растений?

- Как правильно ухаживать  за комнатными растениями?

- Покажи, как правильно  это нужно делать (на примере  одного растения).

- Для чего людям  нужны комнатные растения?

- Нравятся ли тебе  комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);

б) лиственные и хвойные  деревья (ель, дуб, сосна, осина);

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);

г) цветы сада и цветы  леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

• Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.

• Без труда выделяет группы предлагаемых растений.

• Без помощи взрослого  называет условия, необходимые для  жизни, роста и развития комнатных растений.

• Рассказывает, как правильно  ухаживать за ними.

• Проявляет интерес  и эмоционально выражает свое отношение  к комнатным растениям.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

• Ребенок иногда допускает  незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов.

• В основном правильно  выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать  свой выбор.

• Без помощи взрослого  называет условия, необходимые для  жизни, роста и развития комнатных  растений.

• Рассказывает, как правильно  ухаживать за ними.

• Практические умения и  навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.

• Проявляет интерес  и эмоционально выражает свое отношение  к комнатным растениям.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

• Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.

• Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может  аргументировать свой выбор.

• Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

• Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.

• В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет  интерес и не выражает свое отношение  к растениям. 

 

Задание 3. Определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).

Инструкция к проведению. Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.

- Какие свойства песка  ты знаешь?

- Где и для чего  человек использует песок?

- Какие свойства камней  ты знаешь?

- Где и для чего  человек использует камни?

- Какие свойства воды  ты знаешь?

- Где и для чего  человек использует воду?

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

• Ребенок без труда  определяет содержимое баночек.

• Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.

• Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты  неживой природы.

• При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и  фантазию.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

• Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек.

• Называет основные отличительные  характеристики объектов неживой природы.

• После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры  того, как люди используют объекты  неживой природы.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

• Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек.

• Не всегда правильно  называет отличительные характеристики объектов неживой природы.

• Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

Задание 4. Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).

Цель. Определить уровень знания времен года.

Оборудование. Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.

Инструкция к проведению. Педагог. Какое время года тебе нравится больше всего и почему? Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т.д.

Информация о работе Формирование экологических знаний у старших дошкольников на основе моделирования