Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:18, курсовая работа
Цель: выявить эффективность применения комплекса целенаправленных занятий и работы по формированию системы знаний о животных на уровень экологической воспитанности старших дошкольников.
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников.
2. Разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологического образования старших дошкольников.
3. Выявить эффективность влияния работы в комплексе на экологическое образование старших дошкольников.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы экологического воспитания старших дошкольников на занятиях в детском саду.......................5
1.1. Экологическое образование дошкольников в современном ДОУ...............5
1.2. Занятия как основная форма организации экологического образования
в ДОУ......................................................................................................................13
1.3. Морально–ценностный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде................................................................................................20
1.4. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе...................................................................................................................27
Глава 2. Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию старших дошкольников на основе моделирования............................................33
2.1. Констатирующий эксперимент.....................................................................34
2.2. Формирующий эксперимент.........................................................................45
2.3. Контрольный эксперимент............................................................................47
Заключение.............................................................................................................54
Список литературы................................................................................................55
Затем предлагает ответить на вопрос "Когда это бывает?":
- Светит яркое солнце, дети купаются в речке.
- Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.
- С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.
- На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 - 15 баллов)
• Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности.
• Знает характерные признаки каждого времени года.
• Проявляет творчество, и фантазию при ответе на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?"
• По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года.
• Комментирует свой рисунок.
• Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень (8 - 12 баллов)
• Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности.
• В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.
• На вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?" отвечает односложно.
• В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года.
• Выражает эстетическое отношение к природе.
Низкий уровень (5 - 7 баллов)
• Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности.
• Не знает характерных признаков разных времен года.
• Отвечая на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?", называет только время года.
• В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года.
• Не выражает эстетического отношения к природе.
Контрольное задание для определения экологически правильного отношения дошкольников к природным явлениям и объектам
Задание 5. Экологическое отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.
- Как ты помогаешь
взрослым ухаживать за
- Как ты помогаешь
взрослым ухаживать за
- Что ты вместе с
взрослыми можешь делать, чтобы
на участке детского сада
- Как мы можем помочь зимующим птицам?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 - 15 баллов)
• Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы.
• Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.
• Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
• Без труда выражает свое отношение к проблеме.
Средний уровень (8 - 12 баллов)
• Ребенок отвечает на поставленные вопросы.
• В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.
• Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
• Может выразить свое отношение к проблеме.
Низкий уровень (5 - 7 баллов)
• Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы.
• Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.
• Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
• Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.
Результаты диагностики уровня экологической воспитанности дошкольников экспериментальной и контрольной групп представлены в таблицах 1-2 и рис.1.
Таблица 1
Результаты констатирующего эксперимента по экспериментальной группе
Имя ребенка
Уровень сформированности экологических знаний
Отношение к миру природы
Средняя оценка в баллах
Общий уровень
о мире
животных
о растительном мире
о неживой природе
о временах года
Оценка в баллах
Уровень развития
Оценка в баллах
Уровень развития
Оценка в баллах
Уровень развития
Оценка в баллах
Уровень развития
Оценка в баллах
Уровень развития
Таня В.
8
С
7
Н
9
С
11
С
9
С
8,8
С
Женя К.
10
С
8
С
11
С
13
В
9
С
10,6
С
Света К.
6
Н
5
Н
8
С
10
С
7
Н
7,2
Н
Оля Г.
12
С
13
В
13
В
12
С
12
С
12,4
С
Алеша Д.
8
С
7
Н
10
С
11
С
8
С
8,8
С
Марат М.
9
С
8
С
13
В
13
В
9
С
10,4
С
Саша Л.
10
С
8
С
11
С
12
С
8
С
9,8
С
Маша С.
13
В
12
С
13
В
13
В
13
В
12,8
В
Галя Ф.
6
Н
7
Н
7
Н
7
Н
6
Н
6,6
Н
Артур З.
13
В
11
С
14
В
14
В
13
В
13,0
В
В среднем по гр.
9,5
С
8,6
С
10,9
С
11,6
С
9,4
С
10,0
С
Результаты констатирующего эксперимента по контрольной группе
Имя ребенка
Уровень сформированности экологических знаний
Отношение к миру
природы
Средняя оценка в баллах
Общий уровень
о мире
животных
о растительном мире
о неживой природе
о временах года
Оценка в баллах
Уровень развития
Оценка в баллах
Уровень развития
Оценка в баллах
Уровень развития
Оценка в баллах
Уровень развития
Оценка в баллах
Уровень развития
Катя Ш.
8
С
10
С
12
С
13
В
8
С
10,2
С
Эльвира М.
9
С
9
С
10
С
11
С
9
С
9,6
С
Вова К.
7
Н
5
Н
8
С
8
С
6
Н
6,8
Н
Петя М.
10
С
8
С
9
С
10
С
8
С
9,0
С
Олег С.
9
С
8
С
11
С
11
С
10
С
11,8
С
Миша А.
13
В
10
С
13
В
13
В
13
В
12,4
С
Катя У.
7
Н
9
С
7
Н
10
С
8
С
8,2
С
Галя И.
7
Н
8
С
8
С
9
С
7
Н
7,8
С
Марина П.
12
С
13
В
13
В
13
В
14
В
13,0
В
Вадим Б.
13
В
10
С
13
В
13
В
12
В
12,2
С
В среднем по гр.
9,5
С
9,0
С
10,4
С
11,1
С
9,5
С
9,9
С
Условные обозначения уровней: В - высокий, С - средний, Н - низкий.
Рис.1. - Уровень сформированности экологических знаний и отношения к миру природы (в баллах)
Сравнивая результаты диагностики
экспериментальной и
1. Дошкольники экспериментальной
и контрольной групп в целом
показали средний уровень
2. Уровень знания дошкольников
экспериментальной и
3. Уровень знания о растительном мире и уровень экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников экспериментальной группы ниже, чем у дошкольников контрольной группы соответственно на 0,4 и 0,1 балла.
4. Уровень знаний о
неживой природе и временах
года у дошкольников
Кроме того, сравнивая распределение оценок результатов деятельности дошкольников в процентном соотношении (табл. 3), приходим к выводу, что в целом показатели дошкольников из экспериментальной группы более "разбросаны", у них больше, чем у дошкольников контрольной группы как высоких, так и низких оценок, что усложняет работу с группой.
Информация о работе Формирование экологических знаний у старших дошкольников на основе моделирования