Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 22:56, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования экономических понятий и представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе учебной деятельности.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме исследования.
Выявить методические подходы к реализации экономического образования детей дошкольного возраста в процессе учебной деятельности.
Определить роль учебной деятельности в формирования экономических понятий и представлений у детей старшего дошкольного возраста
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы формирования экономических понятий и представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе учебной деятельности…………………………………………………………………….. 7
1.1 Психолого-педагогические исследования экономического образования детей дошкольного возраста…………………………………………………… 7
1.2 Методические подходы реализации экономического образования детей старшего дошкольного возраста……………………………………….. 13
1.3 Роль учебной деятельности в формирования экономических понятий и представлений у детей старшего дошкольного возраста……………………
Глава II. Экспериментальная работа по формирования экономических понятий и представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе учебной деятельности……………………………………………….
2.1 Констатирующий эксперимент. Уровни и их характеристика………..
2.2 Педагогические условия, пути и средства……………………………...
2.3 Результаты экспериментальной работы………………………………...
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………
Важный этап в развитии идеи об экономическом воспитании детей до школы связан с жизнью и деятельностью великого чешскою педагога Я. А. Коменского. В педагогических трудах Я. А. Коменского вопросы экономического воспитания малолетних детей приобретают важный смысл и являются составной частью развернутой системы обучения и воспитания от рождения ребенка и до зрелости. Идеи экономического воспитания и обучения проходят красной линией через всю педагогическую концепцию Я. А. Коменского. В труде «Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», где обстоятельно изложил методику экономики (хозяйства), в которой ребенок должен узнать, кто относится к составу семьи, кто, где и чем занимается. Я. А. Коменский стремился вооружить родителей конкретными, четкими, понятными рекомендациями.
Значительный вклад в развитие прогрессивных идей экономического воспитания детей внес швейцарский педагог И. Г. Песталоцци, который считал, что любая домашняя работа тесно связана с сельским хозяйством и промышленностью. Эти мысли И. Г. Песталоцци о единстве трех видов деятельности (домоводства, сельского хозяйства, промышленности) в организации жизни ребенка сохраняют свою актуальность и сегодня. Следует также отметить, что разрабатывая проблему трудового воспитания, И. Г. Песталоцци исходил из необходимости гармоничного развития всех сил и способностей ребенка [13,8 - 11].
Проблемы экономического образования и экономического воспитания в качестве самостоятельных направлений работы стали разрабатываться в 60-е годы XX столетия. При этом вопрос ставился не об экономическом воспитании детей, а об экономической подготовке всех трудящихся (Л. Н. Пономарев, Л. Е. Эпштейн). Данные проблемы экономического воспитания получили освещение, прежде всего, в научно - популярной литературе по экономике, обращенной к широкой молодежной аудитории (А. М. Бирман, В. П. Гранев, П. В. Локтев, А. П. Пономарев и др.) [13,3].
В 70 — 80-е годы в педагогической литературе появляется ряд исследований, посвященных экономическому воспитанию школьников. В этих исследованиях экономическое образование рассматривается:
В работах названных ученых представлены различные определения понятий «экономическое воспитание», «экономическое образование». Так, например, под экономическим воспитанием понимается овладение учащимися экономическими знаниями, формирование умений и потребностей применять их на практике (М. Л. Малышев, И. А. Сасова, Б. П. Шемякин и др.).
Некоторые авторы в определении экономического воспитания отмечают, что его основой является формирование экономического мышления, сознания, поведения, качеств личности, которые необходимы ей в производственно-экономической деятельности, повседневной жизни (И. Б. Иткин, Е. Н. Кириллова, Н. П. Кулакова, М. И. Михайлов, Л. П. Мельникова и др.).
Другие полагают, что экономическое воспитание выражается, прежде всего, в осмысленном, осознанном, ответственном отношении к труду (Б. П. Шемякин, В. К. Розов), к труду и окружающей среде, ко времени (Е. Н. Кириллова, А. С. Прутченко, В. И. Ширинский и др.) [13,4].
Однако следует заметить, что в связи с возникновением в нашей стране особой социально-экономической ситуации, переходом к рыночной экономике, экономическое образование и воспитание приобретает особую актуальность, появляется необходимость в формировании нового экономического мышления, соответствующего измененным условиям жизни.
В последнее десятилетие отечественная наука и практика обратились к изучению роли экономики в формировании личности.
«Когда же следует начинать знакомство с экономикой?», «С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений?», «Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?» - вопросы, волнующие педагогов.
Экономическая жизнь общества многогранна и невозможно охватить все ее стороны. Особо важны те ее аспекты, которые затрагивают жизненный опыт детей на разных возрастных ступенях. В исследованиях Клариной Л., Шатовой А., Смоленцевой А., и других педагогов отмечено, что в изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать уже с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях [36; 41; 43].
Приобщение детей к экономике, первоначальное экономическое образование рассматривается учеными как один из факторов экономической социализации, оказывающий огромное влияние на складывающиеся отношения ребенка к материальным и духовным ценностями в целом на становление личности ребенка (Козлова Е.В., Козлова С.А., Журавлев А.В., Дробышева Т.В.) [11,78].
Под «экономическим образованием» понимается процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями обучающихся [33,69].
Практика также показывает, что речь идет, прежде всего, об обучении и оно направлено на формирование экономических знаний. Какое влияние они оказывают на личность ребенка, что происходит в результате усвоения этих знаний, не всегда ясно.
«Экономическое воспитание» в некоторых исследованиях трактуется как систематическое, целенаправленное воздействие с целью формирования у членов общества знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования в условиях рыночной экономики [7,23].
Однако в такой трактовке не обозначен важный аспект, касающийся формирования отношения и ценностных ориентаций воспитуемых. Наиболее оптимальным будет содержание определения «экономического воспитания», данного Шатовой А.Д.
«Экономическое воспитание» - это результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйского отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций.
Действительно, экономическое воспитание в его традиционном понимании как процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, общественной активности и предприимчивости лишь отчасти применимо к дошкольникам в силу возрастных особенностей их психического развития. Шатова А.Д. полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир» [41, 17].
Цель экономического воспитания - это воспитание дошкольника социально адаптированной личностью, умеющей ценить результаты труда взрослых. Особенно близких ему людей, проявляющих заботу о нем, ценить блага детства и быть разумным потребителем этих благ [5,30].
При этом экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящих ситуациях, и формирует деловые качества личности, но и обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой. Следует также указать, что дать детям представления об экономике и ее закономерностях это не дань моде, а необходимость, трактуемая обществом.
С какого же возраста следует начать формирование экономических представлений у детей? Оптимальным для решения задач экономического воспитания считают старший дошкольный возраст (5-6 лет) и Козлова С.А.., Ледовских Н.К., Калишенко В.Д. [22,20].
Таким образом, проанализировав психолого-педагогические исследования, мы пришли к выводу, что проблема экономического образования детей продиктована требованиями времени. В исследованиях западных психологов (А. Фенэм, Р. Саттон, К. Данзигер) было показано, что на процесс формирования экономических представлений ребенка влияют социально-демографические условия, в частности, принадлежность к определенному социальному слою, региональные и национальные особенности, а также пол ребенка. А отечественные психологи (И.Ф.Аменд, В.К. Розов, Б.А. Райзберг, И.А. Сасова, Б.П. Шемякин и др.), помимо вышеуказанного, уделяют внимание на общую социально-экономическую ситуацию, семейным ценностям и установкам. Однако мнение западных и отечественных психологов совпадают в одном: экономическое образование должно начинаться именно в дошкольном возрасте.
Базой экономического представления следует рассматривать воспитание жизненно важных нравственно-волевых качеств у детей в соответствии учебной программой дошкольного образования [40].
Начиная с первых программных документов для дошкольных учреждений, выдвигалась и решалась задача воспитания у детей бережного отношения к окружающему предметному миру: к игрушкам, книгам, живой и неживой природе, ко всему, что окружает ребёнка.
Экономические понятия (труд, работа, результат труда, деньги, цена, стоимость и т.д.) связаны прежде всего с трудом. Именно «реализация методики трудового воспитания способствует возникновению у дошкольников знаний о труде, интереса к труду, формированию элементарных навыков и умений» (Шатова А.Д.) [46].
Экономическое воспитание основано на психологических особенностях дошкольников, подтверждающих, что работу по нему необходимо начинать с 6 лет (Венгер Л.А., Запорожец А.В., Лисина М.И., Обухова Л.Ф., Смирнова Е.О., Эльконин Д.Б. и др.)[2; 5; 8].
Это обусловлено тем, что:
Эти особенности позволяют осуществлять экономическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Несмотря на это речь идет лишь о возможности формирования предпосылок экономического воспитания.
Проблемой развития экономического представления у детей дошкольного возраста занимались такие педагоги как Курак Е.А., Шатова А.Д., Смоленцева А.А. и др.
Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, педагоги решают задачи всестороннего развития личности. Образовательная программа дошкольного образования ориентирует педагогов на формирование у детей уже к 6-7 годам элементарных представлений об экономике. В инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь к 2009-2010 учебному году в качестве приоритетных направлений выделено приобщение дошкольников к экономической культуре. В нем отмечается, что реализация содержания дошкольного образования воспитанников по рациональному использованию и бережливости материальных ресурсов, приобщению дошкольников к экономической культуре может осуществляться в процессе занятий, экскурсий, поручений, дежурств, коллективного труда. В дошкольных учреждениях целесообразно регулярно проводить тематические досуги и развлечения по данной тематике. Современные методы и приемы приобщения дошкольников к ценностям экономической культуры включают разнообразные виды деятельности [16].
Это могут быть беседа, рассказ, проблемная ситуация, игра, поиск, исследование, эксперимент, поощрение, пример, убеждение, личный опыт, метод воспитывающей ситуации. Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей. На всех этапах работы требуется поддержка ребенка дома, в семье.
Открыть для себя мир детей может только тот, кому интересны и кто их знает. Дошкольники чрезвычайно чувствительны к разному рода воздействиям. Ребенок как губка, впитывает впечатления, знания, стили поведения педагога, работающего с ним. Поэтому как стихийное, так специально организованное обучение и воспитание во многом определяют особенности его психического, физического и интеллектуального развития. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у ребенка с помощью взрослого складываются необходимые качества и свойства личности.
Исходя из особенностей детей, мы предлагаем начинать их знакомство с экономикой через первоначальное формирование экономических представлений, то есть через знакомство с разнообразием экономических понятий (категорий), со способами их применения и значением в жизни людей.
Понятие – это форма научного и обыденного мышления; результат обобщения свойства предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса отличительных признаков. Понятие закрепляется в слове. В понятии отражаются такие предметы и их свойства, которых невозможно представить в виде наглядного образа. Однако понятие невозможно без связи с образным строением мышления [6,173].
Представление – это наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или воображении [6,184].
В практике обучения представления выступают в роли чувственной опоры при формировании различных понятий. Вместе с понятиями представления составляют одно из условий, обеспечивающих ориентировку в действительности, дают основу для решения теоретических и практических задач. Отсюда очень важно знать, каковы формы, методы и средства формирования начальных представлений об экономических понятиях в детском саду и насколько эффективно их дальнейшее развитие в начальной школе. Какие экономические термины могут усвоить дети 5 - 6 лет и какие представления могут формировать эти понятия.
!!!!!К наиболее эффективным в формировании у старших дошкольников начальных представлений об экономических понятиях следует отнести учебные формы организации деятельности.