Формирования нравственной деятельности дошкольников в процессе использования традиций татарских и русских народов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 09:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы изучение особенностей формирования нравственной деятельности дошкольников в процессе использования традиций татарских и русских народов.
Объект исследования: педагогический процесс формирования нравственности через народные традиции.
Предмет исследования: народные традиции, способствующие развитию у детей знания своей родословной, сохранение фамильной чести, уважения к предкам.
Определив актуальность темы, объект, предмет исследования, выдвигаем гипотезу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...................................................................................................... 5
1.1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания в традиционных культурах татарских и русских народов у детей дошкольного возраста............................................................................................................. 6
1.2. Развитие нравственной деятельности у детей в педагогическом процессе ДОУ.................................................................................................. 10
1.3. Работа педагогов ДОУ с родителями воспитанников по вопросу развития нравственности у детей дошкольного возраста............................................................................................. 12
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1................................................................ 15

ГЛАВА 2. ПРОЕКТ ДИАГНОСТИКИ ПРОЯВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...................................................................................... 16
2.1 Подбор методик для проведения диагностики по проявлению нравственности у детей дошкольного возраста............. 16
2.2.Разработка бланков по выбранным диагностическим методикам..........................................................................................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................25

Вложенные файлы: 1 файл

Нравственное воспитание в традиц.культ.тат.и русс.народов.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

  ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. АКМУЛЛЫ»

 

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГКИ

 

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИК ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

                                                           Специальность:540600-педагогика

                                                           Базовое образование: среднее (общее)

                                                 Квалификация выпускника: бакалавр педагогики                                                                                                                                          Профиль подготовки: управление дошкольным

образованием

                                                           Форма обучения: очная

                                                           Срок обучения:4 года

                                                            Курс:3

                                                            Семестр:6

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТАПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»

 

ВАХИТОВА ЗИЛЯ ГАМИЛЕВНА

 

ТЕМА: «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУРАХ ТАТАРСКИХ И РУССКИХ НАРОДОВ»

 

 

 

                                                                                         Научный руководитель:

Преподаватель кафедры ПиМДО

Богданова Н.И.

 

Дата представления работы_____________

Дата защиты                         _____________

Оценка                                  _____________

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................        3

ГЛАВА 1.  ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЙ  И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ  У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА......................................................................................................       5

                 1.1.   Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания в традиционных культурах татарских и русских народов у детей дошкольного возраста.............................................................................................................       6

                 1.2.  Развитие нравственной деятельности у детей в педагогическом процессе ДОУ..................................................................................................      10

                 1.3. Работа педагогов ДОУ с родителями воспитанников по вопросу развития нравственности у детей дошкольного возраста.............................................................................................     12

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1................................................................    15

 

ГЛАВА 2.   ПРОЕКТ ДИАГНОСТИКИ ПРОЯВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА......................................................................................     16

                2.1 Подбор методик для проведения диагностики по проявлению нравственности у детей дошкольного возраста.............    16

                2.2.Разработка бланков по выбранным диагностическим методикам..........................................................................................18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................25

ПРИЛОЖЕНИЯ...............................................................................28

 

Введение 

 

Актуальность проблемы: За многовековую историю человечества сложился идеал воспитания. Люди всегда мечтали о совершенном человеке, полноценном члене общества. У такого идеального человека много характеристик, одна из важнейших, причем вневременная, - быть "добропорядочным отцом или матерью семейства"

  В свое время Е.А. Аркин высказал мысль о том, что в семье дети "не учатся жить, а живут". Тем самым известный отечественный педагог подчеркнул особенность домашнего воспитания, которое осуществляется в ходе повседневного взаимодействия взрослых и маленьких членов семьи, без специальных "уроков" для последних.

В исследованиях отечественных педагогов выявлена возможность включения детей в жизнь семьи путем приобщения к трудовой деятельности (Р.С. Буре, В.Г. Нечаева, Г.Н. Година, А.Д. Шатова), участия в подготовке семейных праздников, совместном досуге с использованием народных традиций в семейном воспитании русских и татарских народов (Т.М. Баринова, Г.Н. Гришина, С.А. Козлова).

На сегодняшний день еще отсутствуют комплексные исследования проблем семейной этнопедагогики и, в частности, традиционной педагогической культуры татарской и русской семьи, системы воспитания в семье, ее прошлое, настоящее, перспективы развития. Вместе с тем родители, педагоги, общественность все более остро ощущают потребность в научно-обоснованных рекомендациях, направленных на усиление влияния семьи на подрастающее поколение на основе использования богатств народной педагогики.  
Современная этнокультурная ситуация в России определяет необходимость постановки и разработки сложных вопросов традиционных этнических культур исходя их междисциплинарного принципа, предполагающего социально-педагогический и культурологический анализ на стыке философии, социологии, социальной психологии, этнопсихологии, этнолингвистики, педагогики.  
Из названных противоречий следует основная проблема исследования: каковы история становления, развития и современное функционирование традиционной педагогической культуры татарской и русской семьи.  
Таким образом, недостаточная теоретическая разработанность проблемы и ее особая научная и практическая значимость в условиях многонационального и поликультурного общества обусловили выбор темы исследования "Нравственное воспитание в традициях татарских и русских народов".  
Цель данной работы изучение особенностей формирования нравственной деятельности дошкольников в процессе использования традиций татарских и русских народов.

Объект исследования: педагогический процесс формирования нравственности через народные традиции.

Предмет исследования: народные традиции, способствующие развитию у детей знания своей родословной, сохранение фамильной чести, уважения к предкам.

Определив актуальность темы, объект, предмет исследования, выдвигаем гипотезу.

Использование народных традиций в семейном воспитании татарского и русского народов будет проходить успешно, если будут возрождены знания истоков народных традиций, и они будут являться одним из основных методов для воспитания.

Задачи исследования:

1. Определить сущность понятия "народные традиции".

2. Теоретически обосновать значимость  народных традиций, необходимость в воспитании совершенствования и закрепления знаний и навыков по воспитанию трудолюбия, нравственности, любви к труду, уважения к старшему и своим предкам.

3. Разработать и экспериментально  проверить методику применения  народных традиций по воспитанию детей.

Методы исследования.

При разработке проблемы использования народных традиций в семейном воспитании русского и татарского народов использовалась комплексная методика, включающая:

- теоретический анализ имеющейся  литературы по проблеме исследования;

- наблюдение за детьми, занимающимися  в детском саду №253(татарских и русских);

- изучение и анализ народных  традиций;

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1.1.Теоретический анализ проблемы развития нравственного воспитания в традиционных культурах татарских и русских народов.

Нравственное воспитание-это формирование целостной современной личности, готовой к пониманию т осмыслению жизненной позиции, моральной стойкости, готовности к  самоуправлению, к любви и уважению по отношению к окружающему миру, к жизни в обществе.

Традиция (от латинского слова - передача) обозначает элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, неписаные законы, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, порядки и т.д.

Традиция - понятие весьма объемное, охватывает самые разнообразные явления жизни, обычаи, обряды народов. Частным ее проявлением, в широком смысле, можно считать обычай.                                              

 Обычай - это стереотипный способ поведения человека, который в определенном обществе или социальной группе является привычным для их членов. Обычаи по своей сути больше относятся к определенному этносу, потому и имеют национальную специфику, которая характеризует этнос с разных аспектов - с точки зрения миропонимания, мировосприятия, оценки вещей и явлений, взаимопонимания людей, психологии и морали. Поскольку оценки и миропонимания могут меняться с течением времени под влиянием различных обстоятельств и условий, закономерным оказывается возможность изменения обычаев народа.

Многие обычаи и традиции различных народов отличаются только лишь по форме, а по содержанию одинаковы. При изучении истории общества проблемы семьи всегда обращали на себя внимание. Рассматривая воззрения народа на воспитание и формирование личности человека, очень важно проследить отношение народа к семье. Именно в семье складывались и сохранялись народные воспитательные традиции и поддерживались коллективным, общественным мнением. Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи, праздники и обряды, с помощью которых народ воспроизводит себя, духовную культуру, характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений. В семейном воспитании четко выделяется традиция формировать у детей знание своей родословной. Вся народная этика сводится, главным образом, к семейной нравственности, основанной на чувстве родства. В этом залог преемственности связи поколений, сохранения фамильной чести, уважения к предкам.

Воспитание в семье детей без труда народ не представляет. В семье дети обучаются, готовятся к жизни, совместному труду с родителями, взрослыми. Трудиться начинают с малых лет. В семье каждому ребенку, с учетом его возраста, находится вид труда, и он имеет постоянные трудовые обязанности.

Одной из характерных черт народной педагогики Востока, в том числе и Республики Татарстан, является культ матери, культ родителей, культ старшего человека вообще. "Хоть шесть дней голодай, но отца почитай", - говорят татары. "Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют", - добавляют туркмены. "Сердце матери в детях, сердце детей - в играх", - подмечают казахи.

О роли отца в семье в народе говорится: "Отец жив - смотри на его поступки, отец умер - помни о его воле". Народ много внимания уделял "личному примеру отцов": "Для плохого отца наказание - плохой сын". Народ пришел к верному выводу: достоинство человека не передается по наследству, все зависит от воспитания.

Эмпирическим путем народной педагогикой было установлено, что дети имеют большую склонность к подражанию, особенно родителям и старшим в семье. Это наблюдение закреплено, например, в такой пословице: "У хорошей чашки и содержимое хорошее, у хорошей матери и дочь хорошая". (Яхшы чынаякнын, эче яхшы, яхшы ананын, кызы яхшы).

Какие требования предъявляет татарская и русская народная педагогика родителям и старшим в семье, чтобы они могли предстать перед детьми положительным нравственным примером?

Прежде всего - создание положительного нравственного настроя в семейных взаимоотношениях родителей и старших. Как правило, он отличается обоюдным уважением и дружбой родителей. "В дружной семье благодать, где раздоры - там погибель". (Бердэм ейдэ бэрэкэт бар, бердэмсез ейда палакат бар). "Что птенчик видит в гнезде, то же делает в полете". (Оясында ни курса, очканда шуны кылана). Прежде всего родители должны уважать друг друга, что является основой дружной семьи, и не должно быть так, когда "жена начнет языком, муж закончит руками".

Такой воспитательный подход не только создавал атмосферу гуманных отношений в семье, но и позволял старшим обрести тот авторитет, на основе которого они получали право давать детям советы, наставления, приказания.

Весьма важным качеством у народа является гуманизм и вежливость, проявляемые в правилах гостеприимства. Умение принимать гостей - большое исскуство, которому старшие с любовью обучают молодежь. Татары, встречая гостей, обязательно угощают их хотя бы чаем. "Ачык чырай, такта чэй" (приветливое лицо, плиточный чай), "Ачык чырай, якты йез, ипи белэн тоз" (приветливое лицо, хлеб да соль), - говорят они.

Гостеприимство у татарского народа означает не просто кормление гостя, главным образом, это признак уважения к человеку. Поэтому здесь имеет значение не столько обилие пищи, сколько гостеприимные качества хозяев. "Кунелен, кин, булса, бетен илгэ шырпы житэ" (если у тебя душа широкая, то одной спички хватит всему народу). "Сыйламага сыец булмаса да, сыйпама-га телец булсын" (пусть тебе нечем угощать, но гостя принимай приветливо), - говорит народ. Гостя рекомендуется встречать у ворот, оказывать ему всяческие почести и затем провожать его до ворот ласково и приветливо.

Татарский народ утверждает, что родители должны соблюдать такт в воспитании. Таковы нравственные уроки народной педагогики. Их можно было бы продолжить. Думается, здесь должны быть специальные исследования, направленные на выявление воспитательных возможностей различных народных средств.

Основу жизни наших предков составлял труд. "Труд кормит, и лень портит", - говорили в народе. Мужчины обрабатывали поле, ходили на охоту, женщины хлопотали по дому. В страдную пору выходили помогать мужчинам. Трудовые умения и навыки также передавались из поколения в поколение. В три года, а у некоторых народов в пять лет ребенок получал первое право - право на труд. Девочке дарили пусть маленький, но настоящий ткацкий станок, мальчику - настоящие орудия труда. Мальчик помогал возить сено, девочка плела пояски, небольшие утиральники (полотенца). Мать передавала дочери секреты вышивки, кружевоплетения и пр.; отец учил сына владеть топором, сохой, ножом и т.п. К 12 годам мальчик мог топором сделать игрушку младшим братьям и сестрам, смастерить чашку, ложку и другую утварь. Девочка в девять-десять лет начинала вышивать себе приданое. Таким образом, происходило естественное соединение трудового и эстетического воспитания.

Информация о работе Формирования нравственной деятельности дошкольников в процессе использования традиций татарских и русских народов