Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 20:19, курсовая работа
Актуальность исследования. Семья школьника является важным институтом, в котором развивается его личность. От отношений в семье, принятия ребенка, оценки его поведения зависит успех личностного развития. Многочисленные исследования (А.С. Алексеева, Г. Бернлер, Н. Владински, В.Н. Гуров, Н. Петрова, Л. Юнссон и др.) показывают возрастающую необходимость взаимодействия семьи с образовательным учреждением во имя благополучия развития ребенка. Однако отмечена тенденция ослабления этого взаимодействия, усиления напряжения во взаимоотношениях. В связи с этим актуализируется проблема взаимодействия общеобразовательного учреждения и семьи как главных субъектов социума, в котором формируется и развивается личность.
Взаимодействие семьи и школы – важная и сложная проблема в работе каждого педагога, так как семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности. Самое главное в этом вопросе, чтобы взаимодействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком. Это возможно, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересовано и согласовано будут решать проблемы воспитания.
Одним из важнейших направлений деятельности школы как организующего центра воспитания является объединение усилий школы, семьи и общественности.
Специфика этой деятельности
обусловлена факторами, к которым
относятся понимание
Школа является важнейшим
социальным институтом, прямо и непосредственно
осуществляющим воспитание детей и
педагогическое управление семейным воспитанием.
Единство воспитательной деятельности
школы и семьи создается
В работах известного педагога
В.А. Сухомлинского широко используется
понятие «школьно-семейное воспитание»,
которое определяется единством
школьного и семейного
Школа как образовательное
учреждение выполняет основную часть
воспитательной работы: на нее возлагаются
задачи формирования гармонично развитой
личности. Это не умаляет роли семьи,
а доказывает необходимость согласования
действий школы и семьи. Школа
расширяет и развивает
В работах известного педагога
В.А. Сухомлинского широко используется
понятие «школьно-семейное воспитание»,
которое определяется единством
школьного и семейного
Школа как образовательное
учреждение выполняет основную часть
воспитательной работы: на нее возлагаются
задачи формирования гармонично развитой
личности. Это не умаляет роли семьи,
а доказывает необходимость согласования
действий школы и семьи. Школа
расширяет и развивает
В настоящее время, по мнению В.А. Сластенина, педагогические разработки должны направлять свои усилия не столько на поиски отдельных форм и методов работы, сколько на обоснование и утверждение системы работы школы с родителями.
Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов, создаст благоприятные условия для развития ребенка.
Система работы с родителями складывается годами путем отбора самых рациональных форм и методов, она должна отвечать ряду требований, обеспечивающих успех в работе:
– целенаправленность деятельности всего педколлектива. Нет работы с родителями вообще, а есть конкретные, насущные педагогические проблемы, ради решения которых проводятся родительские собрания, читаются лекции, осуществляется индивидуальный подход к родителям, семье;
– повышение профессиональной
квалификации, педагогической культуры
учителей. Формы могут быть самыми
разнообразными: работа секции классных
руководителей, работа постоянного
педагогического семинара «Семейная
педагогика» или «
– выработка единых требований педагогического коллектива к работе классного руководителя с родителями. Требования должны быть обоснованными, тактичными, правомерными;
- формирование действенной
общественной родительской
Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями учащихся вверенного ему класса.
Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг друга. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания. Естественно стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями.
Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребенка.
Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями учеников создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи по отношению к личности ребенка.
Взаимную деятельность следует строить на следующих принципах:
– обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
– доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
– позиция сотрудничества в общении в родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Вся деятельность классного руководителя с родителями учащихся может быть представлена следующими направлениями и формами.
- изучение условий семейного воспитания;
- информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе;
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- взаимодействие с родительским комитетом;
- совместная деятельность родителей и учащихся;
- информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
Л.В. Байбородова считает, что родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат может быть успешным тогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Формы взаимодействия педагогов с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.
Л.В. Байбородова дает следующую классификацию форм взаимодействия учителя и родителей. Они бывают коллективные, групповые и индивидуальные (с.48 – 61).
Коллективные: родительское собрание, родительский лекторий, конференция по обмену опытом, вечер вопросов и ответов, диспут-размышление по проблемам воспитания, встреча родителей с администрацией школы, учителями класса, «День открытых дверей».
Групповые: взаимодействие с родительским комитетом, групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов, формирование советов дел, комиссий.
Индивидуальные: беседа, задушевный разговор, консультация-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписка.
Следует остановиться на некоторых правилах взаимодействия учителей с родителями учащихся, способов установления их контактов.
1.В основе работы школы и классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.
2.Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.
3.Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.
4.Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.
Установление контактов с родителями – начало всех начал в работе классного руководителя. Формы установления контактов:
– посещение семей школьников;
– пропаганда семейного воспитания;
– выполнение родителями педагогических поручений:
а) предполагающих активную воспитательную позицию (руководство кружком по интересам, спортивной секцией, индивидуальное шефство, наставничество);
б) предполагающих оказание организационный помощи (содействие в проведении экскурсий, создании классной библиотеки);
в) предполагающих участие в развитии и укреплении материальной базы школы, в решении хозяйственных задач: участие в оборудовании кабинетов, изготовление оборудования, приборов, помощь в ремонтных работах, в благоустройстве школы.
Работа с родителями предполагает следующие наиболее используемые формы работы:
1. Родительские конференции:
«Развитие современного
2. Родительские лектории
в микро-группах на основе
3. Родительские университеты,
педагогические всеобучи, лекционные
и семинарские занятия с
4. Внеклассное образование родителей: конференции родителей, мам, бабушек и дедушек; индивидуальные и групповые консультации (медицинские, юридические, педагогические – классного руководителя, учителей-предметников, социального педагога, психолога и др.); разного рода читательские конференции; обзоры и выставки литературы для родителей; вечера вопросов и ответов; «лаборатории нерешенных проблем» семейного воспитания; анкеты и мини-анкеты (например, «Портрет моего ребенка», «Общение детей и родителей» и т.д.).
5. Привлечение узких
6. Организация консультативного пункта для родителей будущих первоклассников школы «Лучик».
7. Информативно-иллюстрированные стенды.
8. Памятки и рекомендации по воспитанию детей.
Практическая работа социального педагога с родителями реализуется через коллективные (групповые) и индивидуальные формы взаимодействия.
К коллективным формам относятся: работа с родителями в группе и в парах, родительское собрание, родительский комитет, встречи за «круглым столом», тематические социально-педагогические консультации и т.д.
Эти формы работы дают возможность
родителям обмениваться друг с другом
опытом, задавать вопросы и стремиться
получить поддержку и одобрение
в группе. Кроме того, возможность
принимать на себя роль лидера при
обмене информацией развивает
К индивидуальным формам относятся:
индивидуальное консультирование и
беседу, инструктаж и др. Преимуществом
индивидуальной работы является то, что
находясь наедине с социальным педагогом,
родители откровеннее рассказывают
ему о своих проблемах
Формы и методы работы с родителями разнообразны, но главное то, что классному руководителю необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы учителей с данным коллективом родителей, особенности системы работы школы в целом.
Список литературы.
1. И.П. Андриади. Основы педагогического мастерства. - М., 1999 г.
2. А.А. Алексеева, Л.А. Громова. Пойми меня правильно, или Книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и приобрести взаимопонимание с людьми. - СПб, 1993 г.
3. А.А. Бодалев Личность и общение.- М., 1983 г.
4. Беличева С.А. Влияние стиля классного руководства на межличностные отношения в классе // Советская педагогика. – 1985. №8.
5. Битянова М. Особенности человеческой коммуникации // Школьный психолог. – 1999. - №30.
6. Бодалев А.А. Психология общения. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996.
7. Брудный А.А. О проблеме коммуникации // Методологические проблемы социальной психологии. М.: 1977.
8. Горелов И., Житников В., Зюзько М., Шкатов Л. Умение общаться // Воспитание школьников. – 1994. №3.
9. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. - М., 1980 г.
10. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанного на содержательном обобщении. – Томск: Пеленг, 1992.
11. Ершова А.П., Букатов М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Моск. Психолого-социологический ин-т; «Флинта», 1998.
12. Золотнякова А.С. Личность в структуре педагогического общения. – Ростов н/д: РГПИ, 1979.
13. Каган М.С. Мир общения. – М.: Просвещение, 1987.
14. Канн-Калик В.А. Грамматика общения. - М., 1995 г.
15. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.