Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 02:08, курсовая работа
Цель нашего исследования: определить, какие формы и методы профилактики ВИЧ-инфекции использует социальный педагог при работе с подростками.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить научную, учебную социально-педагогическую литературу по теме исследования;
2) рассмотреть проблему ВИЧ/СПИДа;
3) рассмотреть формы и методы профилактики ВИЧ-инфекции, используемы социальным педагогом при работе с подростками.
Введение………………………………………………………………………..
3
1 Глава. Введение в проблему ВИЧ/СПИДа
1.1 История происхождения и эволюции ВИЧ…………………………......
7
1.2 Ситуация в области ВИЧ/СПИДа в России………………………….....
11
1.3 Пути передачи ВИЧ-инфекции……………………………………….....
16
2 Глава. Формы и методы профилактики ВИЧ-инфекции среди подростков
2.1 Социально-педагогическая профилактика ВИЧ-инфекции среди подростков: формы и методы………………………………………......
20
2.2 Социально-педагогическая профилактика ВИЧ-инфекции среди учащихся старших классов МБОУ СОШ № 30…………………….....
27
Заключение……………………………………………………………………..
31
Список литературы…………………………………………………………….
34
Приложение……………………………………………………………………
36
План
Введение………………………………………………………… |
3 |
1 Глава. Введение в проблему ВИЧ/СПИДа |
|
1.1 История происхождения и эволюции ВИЧ…………………………...... |
7 |
1.2 Ситуация в области ВИЧ/СПИДа в России…………………………..... |
11 |
1.3 Пути передачи ВИЧ-инфекции………………………………………... |
16 |
2 Глава. Формы и методы профилактики ВИЧ-инфекции среди подростков |
|
2.1 Социально-педагогическая профилактика ВИЧ-инфекции среди подростков: формы и методы………………………………………...... |
20 |
2.2 Социально-педагогическая профилактика ВИЧ-инфекции среди учащихся старших классов МБОУ СОШ № 30……………………..... |
27 |
Заключение…………………………………………………… |
31 |
Список литературы………………………………… |
34 |
Приложение…………………………………………………… |
36 |
Введение
Во всем мире ВИЧ-инфекция
признается неизлечимым заболевание,
которое ведет к тяжелым
Впервые синдром приобретенного иммунного дефицита человека (СПИД) впервые был описан в 1981 г. учеными из США и Франции. Заболевание, к которому приводит заражение вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), получило название СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита.
Международных эксперты утверждают, что ВИЧ-инфекция является не только и не столько медицинской проблемой, сколько глобальной социальной, требующей комплексного подхода к своему решению.
Анализ научной литературы и статистических исследований показал, что наиболее уязвимыми в данной ситуации оказываются подростки и молодежь в возрасте до 30 лет. [14]
Темпы роста зараженных ВИЧ, обусловленные, прежде всего, отсутствием надежных социальных барьеров, в сочетании с очень низкой информированностью молодых людей о проблеме ВИЧ/СПИДа выдвигают на первый план проблему профилактики ВИЧ-инфекции среди подростков и молодежи.
Акцентируя внимание на подростках, мы отмечаем, что основными путями их заражения ВИЧ-инфекцией ученые признают рискованное поведение, обусловленное возрастными особенностями.
Заражение ВИЧ-инфекцией, как показывает статистика, происходит в результате незащищенных половых контактов и совместного употребления внутривенных наркотиков. Подростки, не осознавая опасности заражения данным вирусом и не имея необходимых знаний, часто узнают о проблеме, после её возникновения.
Следовательно, предупреждение
заражения подростков ВИЧ-инфекцией
может рассматриваться как
Актуальность нашего исследования подтверждается тем, что согласно данным федерального Центра СПИД в России насчитывается более 6000 ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних, из которых более 2000 подростки и их число которых постоянно растет. [17]
Рассматривая проблему предостережения подростков от заражения ВИЧ-инфекцией, мы отмечаем, что основные усилия должны быть направлены на воспитание «внутренней», личностной, устойчивости к соблазнам «внешнего» мира. Это обусловливает необходимость применения социально-педагогических подходов и профилактических мер. [9; с 151]
В современной науке профилактика рассматривается в широком и узком значении.
В широком смысле профилактика (от греч. prophylaktikos - предохранительный) понимается как «совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка.
В более узком смысле профилактика рассматривается учеными разных областей по-разному.
В медицинской энциклопедии профилактика трактуется как «комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний, в том числе улучшение условий труда, быта и отдыха населения, охраны окружающей среды. [20]
Социальная профилактика (превенция) - деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. Профилактика направлена на сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.
По мнению М.А. Галагузовой: «Профилактика – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков». Автор отмечает, что социально-педагогическая профилактика – это, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:
Приступа Е.Н. рассматривает
профилактику как «целенаправленный,
длительный, специально организованный
процесс профессионально-
В современной науке и социальной практике выделяют следующие виды профилактики: первичная, вторичная и третичная.
Важно отметить, что в
отношении профилактики заражения
ВИЧ-инфекцией актуальной является
именно первичная профилактика, что
обусловлено спецификой заболевания
как инфекционного и
Исходя из этого, мы выбрали тему нашего исследования: «Формы и методы работы социального педагога по профилактике ВИЧ-инфекции среди подростков».
Объект нашего исследования: формы и методы профилактики ВИЧ-инфекции среди подростков.
Предмет исследования: формы и методы работы социального педагога по профилактике ВИЧ-инфекции среди подростков.
Цель нашего исследования: определить, какие формы и методы профилактики ВИЧ-инфекции использует социальный педагог при работе с подростками.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить научную, учебную социально-педагогическую литературу по теме исследования;
2) рассмотреть проблему ВИЧ/СПИДа;
3) рассмотреть формы и
методы профилактики ВИЧ-
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
-изучение состояния проблемы по разным источникам;
-изучение педагогического опыта;
-анкетирование, лекция, анализ;
-наблюдение;
-обобщение;
-метод математической статистики.
Цели и задачи исследования обусловили содержание и структуру курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
1 Глава. Введение в проблему ВИЧ/СПИДа
1.1 История происхождения и эволюции ВИЧ
ВИЧ – это ретровирус, впервые выделенный Люком Монтанье (Франция) и Робертом Галло (США) в 1983 году.
Различные виды приобретенных,
то есть не связанных с неудачной
наследственностью, иммунодефицитов,
развивающихся, в частности, в результате
неблагоприятных воздействий
Никогда открытие вируса (ни до, ни после обнаружения ВИЧ) не вызывало столь обширного общественного резонанса. Прямым следствием стало небывало высокое финансирование разработок, профилактики, лечения людей с ВИЧ, а также фундаментальных исследований. В середине 80-х годов в них включились и выдающиеся ученые с мировым именем, и молодые специалисты многих стран. В результате очень скоро о ВИЧ стало известно значительно больше, чем о некоторых других, давно описанных, инфекциях.
Изучение ВИЧ позволило
сделать множество открытий, причём
не, только в вирусологии, но и в
смежных дисциплинах – в
Существуют и другие «открытые»
вопросы. Один из таковых – когда
и как появился вирус иммунодефицита
человека. Не имея достоверных данных
об этом и о путях эволюции ВИЧ,
трудно рассчитывать на создание эффективных
мер защиты. Кроме того, велик
риск заполнения «белых пятен» недостоверными
фактами. Именно недостатком знаний
можно объяснить появление
Практически сразу после первых сообщениях о ВИЧ появилась информация, о его чрезвычайно высокой изменчивости – настолько высокой, что в природе, по-видимому, нет двух абсолютно идентичных генов ВИЧ. Различия между вирусами, выделенными в разных странах, достигают подчас 40-50 %. Очевидно, что столь высокие различия не могут сказаться на подходах к стратегии разработки вакцины.
Изучение изменчивости генома
вируса, закономерностей
Откуда и когда попал ВИЧ в человеческую популяцию? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить о других лентивирусах приматов, о ВИЧ-2 и многочисленных вирусах иммунодефицита обезьян (ВИО). Небезынтересно, что ВИО не вызывают СПИД у своих хозяев. Зеленые мартышки, например, сами не болеют, однако могут заражать обезьян других видов, в частности, при совместном содержании в зоопарках. Видимо, природный резервуар инфекции, вызываемой ВИЧ-2, находится в популяции дымчатыхмангобеев в Западной Африке. Более того, есть доказательства, что появление у людей различных субтипов ВИЧ-2 вероятнее всего связано с несколькими заносами ВИО в человеческую популяцию.
С ВИЧ-1 вопрос пока остается открытым, хотя по аналогии можно предположить: вирус попал к людям от каких-то обезьян; развитие симптомов СПИДа связано с тем, что человек не является природным хозяином этого вируса. Известны уже четыре случая выявления вирусов, напоминающих ВИЧ-1, у шимпанзе. Три вируса выделены в Западной Африке, а четвертый – в США, у шимпанзе, живущего в зоопарке. Анализ вирусных геномов позволил сделать предположение: природным резервуаром ВИЧ-1 может быть один из подвидов шимпанзе, обитающий на территории тех стран Западной Африки, где одновременно обнаруживаются и представители всех групп ВИЧ-1. [11; с 94]
Интересно, что самый ранний
образец крови, содержащий ВИЧ-1 (группы
«М»), обнаруженный в городе Киншаса
(ныне столица Демократической
Информация о работе Формы и методы профилактики ВИЧ-инфекции среди подростков