Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 09:21, курсовая работа
В современном мире растет понимание образования как важнейшего фактора экономического роста. Образование становится главной воспроизводительной функцией социальной стороны общества, играет значительную роль в создании условий для профессионального самоопределения и удовлетворения образовательных потребностей личности, входит в состав основных приоритетов российского общества и государства.
Принцип объективности заключается в том, что каждая отдельная оценка должна быть объективной, т.е. соответствовать истинному количеству и качеству усвоенных знаний, умений и навыков, отражать истинную картину успеваемости обучаемого. В противном случае оценка теряет не только свое педагогическое значение, но и приносит вред учебно-воспитательной работе.
Принцип единства требований заключается в том, что один и тот же уровень знаний, умений, навыков должен оцениваться всеми преподавателями одинаково. Отсутствие единых требований порождает ряд отрицательных явлений, что несовместимо с государственными интересами и с педагогическими задачами контроля знаний, умений, навыков. Напротив, воспитательное воздействие преподавателей на учащихся усиливается, если они выступают “единым фронтом”.
Содержание контроля
С учетом вышеизложенного выделяют следующие виды контроля:
Под методами контроля понимают способы, при помощи которых обеспечивается обратная связь о содержании, характере учебной деятельности и эффективности работы учителя. Выделяют следующие методы контроля:
1.Методы устного контроля (беседа, рассказ обучаемого, чтение им книги, чертежа, схемы, сообщение о проделанных опытах, наблюдениях и т.д.).
2. Методы письменного контроля (письменные работы, диктанты, изложения, сочинения, рефераты и т.д.).
3. Методы графического контроля (выполнение графиков, чертежей, схем, таблиц, заполнение контурных карт, рисунков и т.д.)
4. Методы практического (лабораторного)
контроля (выявление умений и
навыков выполнять
5. Методы программированного
6. Наблюдение.
Резюмируя изложенное в данном разделе курсовой работы, необходимо отметить следующее. Контроль результатов обучения представляет собой совокупность действий, позволяющих выявить качественно-количественные характеристики результатов обучения и оценить степень освоения обучаемыми учебного материала. Понятие контроль рассматривается нами как более широкое понятие, включающее в себя проверку и оценку результатов обучения обучаемых.
В качестве предмета контроля выступают результаты обучения учащихся, которые рассматриваются нами как конечный итог приобретения и изменения в знаниях, умениях, навыках, выраженных в определенных показателях.
В образовательном процессе контроль результатов обучения реализует несколько взаимосвязанных функций: контрольную, обучающую, воспитательную, организаторскую, развивающую, методическую, стимулирующую, диагностическую, прогностическую.
Реализация контроля результатов обучения учащихся опирается на систему принципов, включающую принципы: действенности, систематичности, индивидуальности, дифференцирования, объективности, единства требований, оптимальности.
Выделяют следующие виды контроля: текущий, тематический, периодический, заключительный.
Среди методов контроля выделяют следующие: методы устного контроля, методы письменного контроля, методы графического контроля, методы практического (лабораторного) контроля, методы программированного контроля (безмашинный, машинный), наблюдение, методы самоконтроля.
Виды контроля: предварительный; текущий; периодический; итоговый и др.
Формы и методы проверки знаний, умений и навыков: устная проверка; письменная проверка; практическая проверка, программированный опрос; смешанная форма контроля.
Система государственного регулирования является универсальной для всех образовательных организаций, обучающихся в данных организациях граждан и работников системы образования независимо от уровня образования. Ниже на рисунке 11 приведена общая структура управления системой образования.
Рис.11. Структура управления образованием.
Управление системой профессионального образования осуществляется на федеральном (Министерство образования и науки Российской Федерации) и региональном уровнях.
Систему государственного управления регулирует постановление Правительства РФ от 09.01.1992 г. N 21. В целях создания системы государственного управления образованием в Российской Федерации Правительство Российской Федерации сформировало следующую систему органов государственного управления образованием:
Указанные органы управления образованием реализуют единое руководство системой государственных учреждений профессионального образования на федеральном, республиканском, региональном и территориальном уровнях.
Можно отметить, что вся деятельность системы управления направлена на улучшение и повышения качества предоставляемых услуг населению, а именно позволяя каждому гражданину РФ выбирать различные пути получения профессионального образования и повышения квалификации.
Правовой основой в сфере образования являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании», принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации по вопросам образования, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере образования.
Далее в курсовой рассмотрим меры государственного регулирования, которые основаны на сочетании прямой поддержки (государственное финансирование, стипендиальное обеспечение, поддержка педагогических, научных и научно-педагогических кадров, финансовое обеспечение системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки) и косвенного регулирования, к которому относятся меры льготного налогообложения, вычеты из налогов и налогооблагаемой базы для организаций и граждан, государственная поддержка образовательного кредитования, оплате коммунальных услуг для образовательных организаций, жилищно-коммунальных услуг для работников сферы образования, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), льготы по пенсионному обеспечению и продолжительности рабочего времени и отдыха, включая длительные отпуска и другие меры социального обеспечения.
В федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" систематизирована поддержка педагогических работников, обучающихся, родителей и законных представителей обучающихся, предусмотрена синхронизация вводимых изменений с изменениями и дополнениями в Трудовой кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и Семейный кодекс Российской Федерации, а также в законы о защите прав ребенка, нормативные правовые документы, регулирующие пенсионное обеспечение и социальную защиту населения.
Баланс мер по прямой поддержке и косвенному регулированию, включая механизмы конкурсного отбора и адресной поддержки, призван обеспечить приоритеты в развитии российского образования, связанные с качеством и международной конкурентоспособностью, повышением эффективности бюджетного финансирования и инвестирования в зависимости от конечных результатов.
В течение 2013 - 2016 годов в рамках Программы будут приняты нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». При разработке указанных нормативных правовых актов их содержание будет основываться в том числе на тех изменениях, которые запланированы в Программе. Будут учитываться требования к формированию государственного задания образовательным организациям и порядку установления нормативов финансового обеспечения с учетом качества работы образовательной организации.
С учетом структуры профессионального образования будут разработаны и утверждены федеральные государственные образовательные стандарты прикладного бакалавриата, аспирантуры, ординатуры и так далее, внесены необходимые уточнения в утвержденные федеральные государственные образовательные стандарты. Будут разработаны и утверждены нормативные правовые акты, касающиеся организации образовательного процесса с учетом повышения его качества: об учебной и производственной практиках, производственном обучении обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы; об организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ, с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Будут разработаны и утверждены нормативные правовые акты, регулирующие поддержку и поощрение организаций высшего образования: отбор программ развития организаций высшего образования, перечень показателей оценки эффективности деятельности федеральных университетов, национальных исследовательских университетов и так далее.
С целью обеспечения информационной открытости образовательных организаций будут приняты нормативные правовые акты, касающиеся предоставления общественности информации об образовательной организации, развития государственно-общественного управления, общественного контроля, системного мониторинга и так далее.
Модернизации образовательного процесса будет способствовать обновление санитарных и строительных норм и правил в соответствии с лучшей международной практикой. Будут разработаны правовые акты, обеспечивающие межведомственное взаимодействие и государственно-частное партнерство в образовании.
Наряду с этим планируется внесение изменений в нормативные правовые акты, связанные с оплатой труда педагогических и научно-педагогических работников, с внедрением общероссийской системы оценки качества образования и отдельных механизмов внешней оценки качества образования на разных уровнях образования.
В данном разделе курсовой работы была рассмотрена система управления и основные меры государственного регулирования профессионального образования. Планируемые меры правового регулирования в сфере политики профессионального образования направлены на дальнейшее совершенствование форм и методов управления и поддержки профессионального образования в нашей стране.
Заключение.
В данной курсовой работе были рассмотрены основные понятия системы профессионального образования, ее структура. А также контроль и регулирование в системе профессионального образования.
Из курсовой работы можно сделать следующие выводы:
Профессиональное образование — процесс
и результат профессионального становления
и развития личности, сопровождающийся
овладением, установленными знаниями, умени
Среди основных задач профессионального образования можно выделить следующие:
- дальнейшее усовершенствование
материальной базы
- создание центров практик на предприятии;
- привлечение специалистов
- формирование так называемого
заказа на специалиста
Рассмотрев подробно каждый из уровней системы профессионального образования, можно сделать вывод о том, что для каждого уровня ставятся и свои специфические задачи. В России в настоящий момент создано четыре уровня профессионального образования – начальное – общеобразовательная подготовка, среднее профессиональное образование - подготовка рабочих и специалистов среднего звена, высшее профессиональное образование – обучение управленческих кадров профессионального образования и послевузовское профессиональное образование.
Информация о работе Формы контроля и регулирование системы профессионального образования