Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 16:43, контрольная работа
Период дошкольного детства – очень важный этап в воспитании человека, когда закладываются основные черты его характера, начинается становление личности.
Речь – это не врожденная функция, она усваивается каждым человеком
индивидуально в процессе речевого общения ребенка с окружающими людьми. Речь ребенка привлекала внимание многих исследователей как отечественных, так и зарубежных.
Введение
Понятие и сущность данного вида отклонения .
Причина возникновения
Классификация детей с нарушением слуха .
Содержание коррекционно - педагогической работы с детьми , имеющими нарушения слуха .
Диагностика детей с нарушениями слуха.
Серия коррекционно - развивающих игр для детей , имеющих нарушения слуха.
Заключение
Список литературы
Заключение
Список литературы
Нарушения речи -- собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие. Для их обозначения специалистами используются различные, не всегда взаимозаменяемые термины -- расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения.
К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для их отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, задержкой психического развития, слепых и слабовидящих, детей с ранним детским аутизмом и др. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 124
Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т.п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т.п.). Речевые нарушения, возникнув под влиянием какого-либо патогенного фактора, сами не исчезают и без специально организованной коррекционной логопедической работы могут отрицательно сказаться на всем дальнейшем развитии ребенка. В связи с этим следует различать патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды (социально-психологические факторы
Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Отрицательное воздействие на речевое развитие могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих. В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.
Необратимость детских нарушений слуха
связана с определенными причинами:
1. наследственная предрасположенность,
проявляющаяся в мутации генов и сопровождающаяся
поражением слухового нерва;
2. вирусно-инфекционная природа, связана
с внутриутробным инфицированием плода
инфекциями ( краснуха, грипп, токсоплазмозная
или цитомегаловирусная инфекции), которыми
переболела беременная женщина;
3. различные патологии, возникшие на первом
триместре беременности, когда идет закладка
(формирование) органов и систем плода;
4. применение лекарственных форм ототоксического
действия (например, антибиотики, мочегонные)
матерью во время беременности или ребенком
в раннем возрасте;
5. родовая травма младенца, недоношенность;
6. черепно-мозговые травмы ребенка, непосредственно
связанные с вовлечением в патологический
процесс слухового нерва;
7. заболевания слухового аппарата ребенка;
8. детские вирусно-инфекционные заболевания
(например, скарлатина, паротит, корь, менингоэнцефалит,
грипп, ангина).
Сложность диагностики нарушения слуха у детей состоит в том, что часть причин, приведших к развитию патологического процесса, установить невозможно, в виду неспособности детей четко объяснять источник тревоги, в связи с этим медработники сталкиваются порою с запущенными вариантами развития заболевания. Идеальным методом, позволяющим определить функционирование слухового аппарата у детей является скрининг, с использованием регистрации отоакустической эмиссии, не зависящий от поведения ребенка и позволяющий выяснить состояние волосковых клеток, их способность к нормальному функционированию.
Кроме этого применяют и другие способы определения звуковой восприимчивости, суть которых сводится к анализу реагирования младенца на звуковые раздражители различных типов. Методика проведения обследования такова: ребенок кладется на спину и отвлекается интересной игрушкой. При воздействии раздражителя (хлопок, стук) ребенок должен повернуться в сторону источника звукового раздражителя при наличии у него развитого слуха.
Для анализа оценки слуха у ребенка широко применяется в практике гороховый метод, заключающийся в использовании в качестве звукового раздражителя коробочки с наполнителем (горох, что соответствует 70 – 80 децибелам, гречка – 50 – 60 децибел, манка – 30 – 40 децибел). В 3-х месячном возрасте ребенок должен различать звуковой раздражитель с горохом, в 5 месячном – с гречкой, в 6 месячном – с манкой.
Дети с нарушениями речи подразделяются на ряд субкатегорий в зависимости от этиопатогенеза, клинической формы речевого дефекта, глубины и системной распространенности речевого расстройства, задач, содержания и методов логопедического воздействия. Глубокие нарушения различных сторон речи, ограничивающие возможности пользования языковыми средствами общения и обобщения, вызывают специфические отклонения со стороны других высших психических функций -- внимания, памяти, воображения, вербально-логического мышления, эмоционально-волевой и личностной сферы и др., которые часто осложняют картину речевого нарушения ребенка. Качественная специфика и выраженность таких отклонений вторичного порядка связана с формой и глубиной речевого расстройства, а также со степенью зрелости речевой системы и других высших форм поведения ребенка к моменту действия патологического фактора.
Современные классификации речевых нарушений ориентированы, в первую очередь, на дифференциацию первичных нарушений. Речевые нарушения у детей и подростков рассматриваются в различных аспектах:
*
в аспекте локализации
*
в аспекте этиопатогенеза. Выделяются
органические и функциональные
причины нарушения и
Логопедическая наука и практика в настоящее время ориентируются на обучение и воспитание детей с нарушением развития речи и на необходимость разработки содержания и методов логопедического воздействия для работы с коллективом детей. В 60-70 гг. в ИКП РАО была разработана психолого-педагогическая классификация на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых в большей степени учитываются структурные компоненты речевой системы; функциональные аспекты речи; соотношение видов речевой деятельности. Схематически психолого-педагогическая классификация выглядит следующим образом:
Нарушение языковых средств общения (компонентов речи):
фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), т.е. нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем; общее недоразвитие речи (ОНР 1 - 3-го уровня, нерезко выраженное общее недоразвитие речи), которое объединяет сложим речевые расстройства, т. е. те случаи, когда у детей по разным причинам нарушено формирование всех компонентов речевой cистемы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам.
Нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности (коммуникативный аспект):
заикание, проявления речевого негативизма и др.
В данной классификации нарушения письма и чтения трактуются как отсроченные проявления ФФН и/или ОНР, обусловленные у детей несформированностью фонетических и морфологических обобщений в устной речи.
Информация о работе Характеристика детей с нарушениями слуха