Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 09:08, доклад

Краткое описание

Итак, нам предстоит разобраться в том, что же такое современный урок. В этой связи немаловажно напомнить два основных значения слова «современный»:
-современный – относящийся к настоящему, текущему времени. В этом смысле любой урок, который проходит сегодня, является современным просто по признаку времени;
-современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
Целеполагание на уроках в начальной школе………………………... 3-4
Триединые цели урока………………………………………….. 4-5
Приемы целеполагания ………………………………………… 5-6
Организация рефлексии на уроках в начальной школе ……………. 6-7
Функции рефлексии ……………………………………………. 7
Место рефлексии на уроке …………………………………….. 7-8
Классификация рефлексии ……………………………………. 8
Приемы организации рефлексии на уроке
Рефлексия настроения и эмоционального состояния ………... 8
Рефлексия деятельности ………………………………………. 8-12
Рефлексия содержания учебного предмета …………………. 12
Этапы обучения рефлексии ……………………………………….….. 12
Заключение ………………………………………………………….… 13
Приложение
Приемы целеполагания ……………………………………….. 15-17
Применение рефлексии на различных этапах
учебной деятельности …………………………………….…... 18-19

Вложенные файлы: 1 файл

Целеролагание.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 города Белово»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Целеполагание и рефлексия

как этапы современного урока

в условиях ФГОС»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Выполнила:

                                                                                          учитель начальных классов 

                                                              Никольская О.А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Белово

2013

 

Содержание

 

  1. Введение…………………………………………………………………  3
  2. Целеполагание на уроках в начальной школе………………………... 3-4
    1. Триединые цели урока………………………………………….. 4-5
    2. Приемы целеполагания ………………………………………… 5-6                             
  3. Организация рефлексии на уроках в начальной школе …………….  6-7
    1. Функции рефлексии …………………………………………….  7
    2. Место рефлексии на уроке …………………………………….. 7-8
    3. Классификация рефлексии …………………………………….   8
  4. Приемы организации рефлексии на уроке
    1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния ………...  8
    2. Рефлексия деятельности ………………………………………. 8-12
    3. Рефлексия содержания учебного предмета ………………….   12
  5. Этапы обучения рефлексии ……………………………………….….. 12
  6. Заключение ………………………………………………………….… 13
  7. Приложение 
    1. Приемы целеполагания ……………………………………….. 15-17
    2. Применение рефлексии на различных этапах

учебной деятельности …………………………………….…... 18-19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

           

«Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы» -пишет Надежда Егоровна Щуркова.

 

Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков – нудных, веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.

Для учителя урок – это

  • единица времени
  • основная форма учебного процесса
  • «логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок  учебно-воспитательного процесса».
  • «педагогическое произведение, отличающееся целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся».
  • «момент истины»
  • и еще множество определений, строгих и образных, шутливых и научных в зависимости от индивидуальных особенностей тех, кто отвечает на этот вопрос.

Уроки готовят, их дают и «заваливают», на них учатся и учат.

 

Урок возник около четырехсот лет назад. Безусловно, за это время он претерпел немало трансформаций. Пребывая в контексте современной культуры, он приобретает черты этой культуры, в то же время являясь ее продуктом и носителем.

 

Итак, нам предстоит разобраться в том, что же такое современный урок. В этой связи немаловажно напомнить два основных значения слова «современный»:

-современный – относящийся к настоящему, текущему времени. В этом смысле любой урок, который проходит сегодня, является современным просто по признаку времени;

-современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени.

 

 

 

  1. Целеполагание на уроках в начальной школе

 

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков по теме или отдельного урока, учитель в первую очередь продумывает цель обучения.

           Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

 

  2.1.  Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся  обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.

 Цели должны быть:

    • реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы
    • сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата
    • соотносимы с типом и содержанием урока
    • личностно ориентированы

 

          Обучающие цели-урока включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками 

Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать  глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:

«выбрать»,

«назвать»,

«дать определение»,

«проиллюстрировать»,

«написать»,

«перечислить»,

«выполнить»,

«систематизировать»...

Воспитывающие цели способствуют: воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.

Воспитательная работа на уроке должна планироваться  самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть использованы следующие формулировки  при постановке воспитательной цели:

вызвать интерес,

пробудить любознательность,

пробудить интерес к самостоятельному решению задач, 
побудить учащихся к активности,

выразить свое отношение…  

прививать, укреплять... навыки;

Развивающие цели содействуют: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.

Например:

учить сравнивать,

учить выделять главное,

учить строить аналоги,

развивать глазомер,

развивать мелкую моторику рук,

развивать умение ориентироваться на местности. 

В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.

Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Для этого необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения. Что же можно сделать, чтобы цель стала осознанной?

 

2.2. Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания классифицирую на:

1. Визуальные:

  • Тема-вопрос
  • Работа над понятием
  • Ситуация яркого пятна
  • Исключение
  • Домысливание
  • Проблемная ситуация
  • Группировка.

 

         2. Аудиальные:

  • Подводящий диалог
  • Собери слово
  • Исключение
  • Проблема предыдущего урока.

 

Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.

       Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого –  формулируется  домашнее задание.

 

Обязательными условиями использования  перечисленных приемов является:

– учет уровня знаний и опыта детей, 
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности, 
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных, 
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.              

 

      Традиционный

подход  к целеполаганию

Целеполагание «от ученика»

Задачи этапа урока

(микроцели)

ознакомить учащихся с …

будут знать

узнают…

вспомнят…

выработать умения …

будут уметь

повторят…

научатся…

закрепить навык

приобретут навык

закрепят…

поупражняются…

 

воспитывать интерес к предмету

смогут поразмышлять …

задуматься о …

смогут проявить …

поразмышляют…

продемонстрируют…


 

Приемы целеполагания формируют  мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным.

       Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.

 

 

 

  1. Организация рефлексии на уроках в начальной школе

 

Так же обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)

Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. (Современный словарь иностранных слов)

 

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь

Рефлексия тесно связана с целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей.

 

 3.1. К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:

  • диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;
  • проектировочную – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;
  • организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;
  • коммуникативную - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;
  • смыслотворческую – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
  • мотивационную – определение направленности и целевых установок деятельности;
  • коррекционную - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия .

 

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.

Информация о работе Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС