Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 14:56, контрольная работа
С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.
Введение 2
Цели и задачи сотрудничества педагогов и родителей 3
Основные формы сотрудничества семьи и школы 4
Заключение 8
Использованная литература: 9
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ЛОГОПЕДИИ | |
Контрольная работа
Дисциплина: Психолого-педагогическая поддержка семьи ребёнка с трудностями в обучении | |
ТЕМА: Цели и задачи сотрудничества педагогов и родителей, формы сотрудничества. | |
Москва | |
2014 |
Оглавление
С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.
В России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики.
Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.
Создавшееся положение способствует снижению успеваемости в школе, а зачастую и к росту детской безнадзорности, преступности и других негативных явлений в детской и подростковой среде.
И если школа не будет уделять должное внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов то, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов — от семьи, семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.
Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Основной целью сотрудничества школы с семьей учащихся можно определить, как объединение усилий педагогов и родителей в создании условий для формирования у ребенка качеств, необходимых для его самоопределения и самореализации;
Взаимодействие педагогов и
семьи направлено на решение двух основных
задач:
1. обеспечить благоприятные
комфортные условия для воспитания, обучения
и развития ребенка;
2. содействовать единению, сплочению семьи, взаимопониманию родителей и детей, развитию семейных отношений.
Решению этих задач способствуют все педагоги образовательного учреждения. Особенно большую ответственность в их решении берут на себя классные руководители. Именно в классном коллективе устанавливаются более тесные контакты педагогов с семьей. От классного руководителя в значительной мере зависит, как будут относиться родители к школе, педагогам, насколько активно и заинтересованно они будут участвовать в делах класса и школы, в решении проблем обучения и воспитания своего ребенка.
Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Формы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Первая форма - ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловлено необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы. Поэтому на первом родительском собрании классный руководитель, знакомит родителей с собственной педагогической позицией, с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, с планом воспитательной работы. Совместно с родителями находит возможные пути реализации этой программы.
Вторая форма работы школы с родителями — их психолого-педагогическое просвещение.
Третья форма - вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность — все шире практикуется в современной школе. Мотивируется это задачами расширения воспитывающей среды, увеличения диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность школьника, повышения профессионализма, организуемой в школе воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности.
В практике современной школы могут быть использованы различные формы вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность:
Четвертая форма работы школы и классного руководителя с родителями - это корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Первый аспект ее — оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий, учащихся (одаренных, проявляющих склонность к изучению отдельных учебных предметов, либо интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности).
Другое направление заботы классного руководителя - это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания: разрешения противоречий подросткового возраста, преодоления трудностей воспитания девочек и мальчиков в пубертатный период; профилактика формирования вредных привычек (курения, употребления спиртных напитков, наркотических и токсичных средств), помощи в преодолении дурного влияния асоциальных и антисоциальных неформальных объединений молодежи, профилактика правонарушений, специфика воспитания в разных семьях; однодетных и многодетных, неполных (когда одна мама, один отец или бабушка и дедушка), семьях со сводными детьми, с низким (или высоким) материальным обеспечением, семьях с жестким обращением с детьми и др.
И еще это индивидуальная работа с неблагополучными семьями учащихся; аморальными и противоправными; вовлекающим детей в пьянство и преступную деятельность; семьями с повышенной конфликтностью; семьями, не обеспечивающими надлежащего развития и воспитания детей и т.п. Эту работу школа и классный руководитель осуществляют совместно с правоохранительными органами: инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних, отделами охраны прав ребенка и опеки департаментов образования, прокуратурой и судом, с общественными организациями.
Пятая форма— это организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей.
В идеале активом могут быть все родители, но есть специфические должности - председатель родительского комитета и 2—3 человека для социально-бытовой комиссии, у них — свои права и обязанности, свое содержание деятельности.
Итак, активный курс на создание единого пространства развития ребенка должны поддерживать как школа, так и семья.
Участие родителей в жизни ребенка поможет им:
- преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
- относиться к ребенку как к равному;
- понять, что недопустимо сравнивать
его с другими детьми: если
он что-то сделал сегодня
- знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
- проявлять искреннюю
- установить хорошие
Совместная работа семьи и школы создает условия для вхождения ребенка в большой мир. Взаимодействие педагогов и родителей – это очень большой труд, требующий системности, терпения, достижения поставленных целей. Но результатом этого труда будет гармонично развитая личность, которая уверенно сможет войти во взрослую самостоятельную жизнь и справиться со всеми её трудностями.
Проблемы семейного воспитания, взаимодействия школы и семьи в воспитании детей были предметом изучения многих педагогов. Так, В.А. Сухомлинский (1918-1970) создавая гуманистическую воспитательную систему школы, исходил из признания огромной роли семьи в воспитании учащихся. «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, чувствительность, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека – все это постигается прежде всего в семье, во взаимоотношениях с родными», - утверждал В.А. Сухомлинский. «Будьте воспитателями ума своего ребенка, учите его мыслить», - советовал он родителям. Центральное место в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского занимает вопрос об организации взаимодействия семьи и школьного коллектива в воспитании учащихся. По его мнению, только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье. В его школе использовалась развернутая система средств укрепления отношений между детьми, родителями и педагогами: организация совместных дел родителей и детей, ознакомление с трудом родителей непосредственно на месте работы, изготовление подарков родителями (выращивание цветов, праздники чествования родителей и т.п.), стенды, посвященные матерям и другое. Согласно концепции В.А. Сухомлинского, любые нравственные, гражданские идеи ребенок должен соотносить прежде всего с атмосферой, образом жизни семьи, с социально-нравственными взглядами и убеждениями родителей.
В истории педагогики существовали разные точки зрения на соотношение семейного и общественного воспитания. В настоящее время важнейшим принципом гуманистической педагогики признано утверждение о гармоничном сочетании семейного и общественного воспитания, при этом родители признаются первыми и важнейшими воспитателями ребенка.
Информация о работе Цели и задачи сотрудничества педагогов и родителей, формы сотрудничества