Школьное расписание. Гигиенические требования к его составлению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:49, реферат

Краткое описание

Расписание уроков относится к наиболее значимым школьным факторам, это один из важнейших видов планирования учебно-воспитательной работы и основной организационный документ, определяющий работу коллектива учителей и учащихся, администрации и учреждения в целом. Качество расписания в значительной степени определяет качество учебного процесса. Составление расписания регламентируется целым рядом нормативных документов и методик. Методические рекомендации по составлению школьного расписания включают в себя не только педагогические, организационные, но и гигиенические требования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….... 3
1. Изменение работоспособности в процессе учебной деятельности………. 4
2. Распределение уроков по степени сложности……………………………... 9
3. Рекомендации по составлению расписания………………………………. 13 Заключение……………………………………………………………………… 15
Приложение 1
Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02…………... 16
Список литературы…………………………………………………………….. 21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по возрастной анатомии.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки России

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

 

«Воронежский государственный  педагогический университет»

 

 

 

 

Кафедра возрастной анатомии и физиологии

 

 

Реферат

на тему:

 

 

 

«Школьное расписание. Гигиенические требования к его  составлению.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Выполнила:

                                                                                    Студентка 1-го курса

                                                                                    Факультета Иностранных

                                                                                    языков

                                                                                    заочного отделения

                                                                                    Колесникова Серафима

                                                                                   Андреевна

 

 

                                                                                   Руководитель:

                                                                                   Артюхова Инна Георгиевна

 

 

                                                 Воронеж 201

 

                                             Содержание:

Введение………………………………………………………………………....  3

1. Изменение работоспособности в процессе учебной деятельности……….   4

2. Распределение уроков по степени сложности……………………………...   9

3. Рекомендации  по составлению расписания………………………………. 13  Заключение……………………………………………………………………… 15

Приложение 1

Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02…………... 16

Список литературы……………………………………………………………..  21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Введение

 

Расписание уроков относится  к наиболее значимым школьным факторам, это один из важнейших видов планирования учебно-воспитательной работы и основной организационный документ, определяющий работу коллектива учителей и учащихся, администрации и учреждения в целом. Качество расписания в значительной степени определяет качество учебного процесса.

Составление расписания регламентируется целым рядом нормативных  документов и методик. Методические рекомендации по составлению школьного расписания включают в себя не только педагогические, организационные, но и гигиенические требования.

Соблюдение гигиенических  требований при соответствии классного  расписания создает оптимальные  условия для процесса обучения школьников, сохраняет на более длительное время высокий уровень работоспособности, отодвигает момент развития утомления. В сочетании с другими гигиенически обоснованными компонентами суточного режима, классное расписание уроков способствует укреплению здоровья школьников.

Основные гигиенические  требования к составлению расписания уроков отражены в санитарных правилах и нормах (СанПиН 2.4.2.1178-02), которых   должен придерживаться составитель школьного расписания, и которые также приведены в данном реферате в Приложении 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Изменение работоспособности в процессе учебной деятельности

 

Современная школа предоставляет  много возможностей для инновационной  педагогической деятельности, создания авторских программ, введения новых  учебных предметов или курсов, изменения количества часов на изучение традиционных курсов за счет регионального или школьного компонента. При этом возникает опасность перегрузки учащихся. Этот процесс уже наблюдается в настоящее время в некоторых образовательных учреждениях, особенно с углубленным или расширенным изучением предметов.

Появление перегрузки и  ее последствия может заметить только внимательный учитель. У наиболее подвижных  детей она выражается в изменении  почерка и динамизма телодвижений. У большинства учеников она проявляется в физиологических реакциях организма. Это может быть потливость рук, покраснение лица, изменение частоты пульса, жалобы на головную боль и неприятные ощущения в животе. Учащиеся младших классов начинают проговаривать текст, пытаясь таким образом помочь себе сосредоточиться.

Умственная и эмоциональная  перегрузка возникает и у преподавателей. При этом они переносят ее намного  тяжелее, чем дети, и дольше восстанавливаются, а это может привести к постоянному  стрессу.

Таким образом, утомляемость становится причиной шума в классе, снижения работоспособности как учителя, так и учащихся. Во избежание подобных последствий необходимо всего лишь оптимизировать нагрузку. И единственным решением данной задачи является рационально составленное расписание.

При составлении такого расписания должны учитываться следующие  факторы:

• работоспособность (характеристика труда, т. е. качество и количество усвоенных  знаний или действий в определенное время) зависит от возраста человека, его индивидуального биоритма, времени суток, дня недели, времени года и т. д.;

• степень утомляемости (зависит от социальных, психологических, биологических причин).

Чтобы снизить утомляемость учащихся и учителей в течение  одного дня, необходимо правильное распределение  уроков в продуктивные и непродуктивные часы и дни.

 

В первой половине дня  у большинства учащихся младших  классов работоспособность сохраняется  на относительно высоком уровне с  подъемом после первого урока. К концу третьего урока показатели работоспособности ухудшаются, и еще большее снижение наблюдается к концу четвертого урока. Согласованно с динамикой работоспособности изменяется поведение учащихся в течение учебного дня. В начале третьего урока снижается внимание детей, они смотрят в окно, рассеянно слушают объяснения учителя, часто меняют положение тела, разговаривают и даже встают с места. Короткий период возбуждения у большинства детей со второй половины третьего урока сменяется вялостью; дети потягиваются, зевают, плохо следят за объяснениями учителя, с трудом сохраняют правильную позу. От начала уроков к их окончанию двигательное беспокойство нарастает.

По сравнению со школьниками  начальных классов у учащихся среднего и

старшего школьного  возраста за аналогичное время занятий  утомление развивается медленнее. Тем не менее, к окончанию пятого урока у них также обнаруживаются значительные изменения функционального состояния ЦНС, что проявляется ухудшением показателей умственной работоспособности, зрительно-моторных реакций, нарушением координации движений по сравнению с данными до начала занятий и особенно после первого урока.

Более всего изменяются показатели работоспособности при  занятиях старшеклассников во вторую смену. Короткий перерыв между подготовкой  уроков и началом занятий в школе не обеспечивает восстановления неблагоприятных сдвигов в функциональном состоянии центральной нервной системы. Работоспособность резко снижается уже в первые часы занятий, что особенно отчетливо проявляется в поведении учащихся на уроках.

Таким образом, уменьшение работоспособности наблюдается в начальных

классах после первых трех уроков, а в средних и старших  — после четвертых и пятых. Шестые часы занятий проходят в условиях сниженной работоспособности.

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами предусмотрено строго

определенное количество учебного времени в неделю:

 

Классы 

Максимально допустимая недельная нагрузка в часах|

При 6-дневной неделе 

При 5-дневной неделе 

1

-

20

2-4

25

22

5

31

28

6

32

29

7

34

31

8-9

35

32

10-11

36

33


 

 

Для школьников, желающих углубить свои знания по отдельным предметам

физико-математического,химико-биологического,общественно-гуманитарного и технического циклов с помощью факультативных занятий, предусмотрено в VII– IX классах 2 ч и в X–XI классах — 4 ч в неделю сверх типового учебного плана.

 

Помимо суточных колебаний  физиологических функций и психофизиологических показателей, в том числе работоспособности, отчетливо выражено их недельное изменение.

В понедельник у учащихся всех классов общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ регистрируются низкие показатели умственной работоспособности, увеличенный латентный период зрительно-моторных и слухомоторных реакций, большое количество ошибок при выполнении сложных заданий. Почти у половины учащихся изменены суточные кривые вегетативных функций. Это период врабатывания. Во вторник и среду показатели умственной и мышечной работоспособности возрастают, отмечается большая их устойчивость.

Четверг и пятница, как  правило, оказываются днями сниженной работоспособности и наименьшей ее устойчивости. Суббота — самый неблагоприятный учебный день. Работоспособность детей и подростков низкая. Однако часто в субботу наблюдается повышение эмоционального фона учащихся в связи с предстоящим отдыхом, предвкушением интересных дел и развлечений. Организм, несмотря на утомление, мобилизует все имеющиеся ресурсы, что выражается в относительном подъеме умственной работоспособности, — явление так называемого конечного порыва.

Помимо вторника или среды, относительный подъем работоспособности проявляется в четверг или пятницу.

Снижение умственной работоспособности и развитие утомления  на уроках

проявляется в первую очередь изменением положения тела, двигательным беспокойством, использованием крышки парты (стола) в качестве дополнительной опоры для тела. Например, от понедельника к субботе у детей 7–8 лет общее количество движений на уроках возрастает на 32 %, а длительность сохранения позы уменьшается на 65 %. Статический компонент учебной деятельности (сохранение вынужденного положения тела) усиливает развивающееся утомление и падение работоспособности в большей мере в конце работы, нежели в ее начале.

У детей 6–7 лет, приступающих к систематическому обучению, в период адаптации к учебным нагрузкам  и требованиям дисциплины в первые 6–9 недель дни оптимальной работоспособности, характеризующиеся относительно высокой скоростью и точностью работы, смещаются от вторника к четвергу. Лишь спустя некоторое время устанавливается постоянный день наилучшей работоспособности первоклассников — вторник. У учащихся VII–XI классов оптимум работоспособности в большинстве случаев также приходится на вторник. В среду регистрируется спад всех показателей работоспособности, а в четверг наблюдается существенное увеличение скорости и точности работы. Падение работоспособности в среду указывает на раннее наступление утомления, существенное напряжение механизмов, регулирующих функциональное состояние физиологических систем, и поиск ресурсов для поддержания работоспособности. В результате происходит относительно высокий, но однодневный (только четверг) подъем всех показателей работоспособности. Однако уже в пятницу следует ухудшение работоспособности, выраженное нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения в нервных клетках коры головного мозга, ослабление активного внутреннего торможения. Очень часто работоспособность снижается к середине недели и поиск организмом ресурсов для ее выравнивания затягивается у старшеклассников до пятницы. Тогда лишь в пятницу проявляется относительный подъем работоспособности, однако, при низкой ее устойчивости.

 

 

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

2. Распределение уроков по степени сложности

 

При составлении расписания уроков рекомендуем пользоваться таблицей И.Г.Сивкова (1975 г.), в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах. 

 

Предмет

Количество баллов

Математика,    русский    язык   

11

Иностранный язык                                     

10

Физика, химия                                        

9

История 

8

Родной язык, литература

7

Естествознание, география  

6

Физкультура      

5

Труд 

4

Черчение

3

Рисование

2

Пение  

1

Информация о работе Школьное расписание. Гигиенические требования к его составлению